Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Количественная и качественная оценка потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни
Содержание книги
- Ю. В. Луконин, А. М. Поляков, Е. И. Шеенко
- Модульно-рейтинговой системы
- Глоссарий (понятийный аппарат)
- Качества знаний, умений, навыков
- Способы перехода на 100-балльную систему оценки
- Сущность 100-балльной модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости
- Расчет рейтинга успеваемости
- Определение рейтинга блока «Умения и навыки»
- Определение рейтинга физической подготовленности
- Определение рейтинга функциональной подготовленности
- Определение рейтинга «Прилежание»
- Г. Проведение подготовительной части урока
- Оценка уровня интегральной потребности в ценностях физической культуры
- Методика 2 – Экспресс-оценка потребностей в ценностях
- Количественная и качественная оценка потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни
- Использование заболеваемости при расчёте эффективности мероприятий ФК и зож
- Здоровье – понятие, факторы, его определяющие
- Физическое воспитание, физическая культура и здоровье
- Факторы здорового образа жизни
- Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Полезные советы при головной боли и для их профилактики.
- Физические нагрузки и сердечно-сосудистая система
- От чего вы себя избавите или что такое кривоплечесть?
- О вредных привычках: курение табака и употребление алкоголя
- Почему питание исключительно растительной пищей не находит большого числа последователей?
- О развитии двигательных качеств детей первого года жизни
- Можно ли будущим родителям употреблять алкоголь перед зачатием ребёнка.
- Можно ли у детей первого года жизни развивать двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, координацию движений, гибкость.
- При ежедневном заполнении дневника к аттестации добавляется до 25 баллов. При несистематическом (с перерывами) заполнении дневника добавляется от 5 до 20 баллов.
Таблица 25 – Характеристика уровней потребности
Количественная оценка
потребности в баллах
| Качественная оценка
потребности
|
Характеристика уровней потребности
|
| Нулевая
| Теоретический уровень потребности, соответствующий патологическим медицинским состояниям (кома, анабиоз). Поэтому мы его не рассматриваем.
| 1 – 10
баллов
| Зачаточная
| Начальный уровень потребности. Отсутствие всякого осознания пользы занятий физической культурой и, как следствие, их отрицание. Признаки потребности в ценностях физической культуры на самом минимальном уровне. Зачастую характерно не столько проявление зачатков потребности, сколько их игнорирование в силу ряда причин (лень, отсутствие интереса, отсутствие воли, несамостоятельность, условия и образ жизни). Часто возникает после продолжительного заболевания. Двигательная активность ограничивается только бытовыми и учебными (производственными) потребностями. Требует длительной реадаптации (в какой-то мере напоминает период после длительных космических полетов). Активно-негативное отношение к физической культуре, особенно к физическим упражнениям и нагрузкам. Как правило, сопровождается нарушениями осанки (сколиозы, сутулость, крыловидные лопатки).
|
Продолжение таблицы 25
11-20
баллов
| Сослагательная или условная
| Данный уровень потребности характеризуется существованием потребности на задворках сознания, не вносящей дискомфорт в психическое здоровье человека.
Примеры аргументирования данного уровня потребности: я бы стал(а), хотел(а) заниматься, если бы были обеспечены следующие условия: психическая и физическая комфортность физических нагрузок и физических упражнений, в том числе их соответствие моим интересам, чтобы физические упражнения и нагрузки не ущемляли моё достоинство, не подчёркивали моих физических и других недостатков, корректное отношение учителя (преподавателя) ко мне, объяснение зачем, как, сколько и почему нужно выполнять это задание; наличие лидера, соответствующего коллектива, подходящая компания, адекватные стимулы, отсутствие нормативов. Примерно такое же отношение проявляется к другим ценностям ФК.
Часто сочетается с курением и другими вредными привычками. В целом пассивно-негативное отношение к физической культуре, физическим упражнениям и нагрузкам. Нарушения осанки могут быть менее выражены, чем в предыдущем уровне, но встречаются также часто.
| 21-30
баллов
| Очень слабая
| Уровень потребности, характеризующийся незначительным проявлением силы воли к занятиям, отсутствием режима дня, отсутствием поддержки со стороны близких, друзей и т.д. Можно охарактеризовать как индифферентное отношение к физической культуре, физическим упражнениям, физическим нагрузкам. Практически полное пренебрежение закаливанием, корригирующими упражнениями, поэтому нарушения осанки соответствуют предыдущему уровню.
| 31-40
баллов
| Слабая
| Уровень потребности, отличающийся малой силой. Наблюдается пассивное отношение к занятиям физической культурой в силу разных причин (слабых знаний, несформированной самостоятельности, усталости после учебы и т. п.). Характерно пассивное следование за действиями лидера группы, более активного члена семьи в отношении всех ценностей ФК и ЗОЖ. Следовать ЗОЖ могут только «за компанию», но не повнутренне-
| Продолжение таблицы 25
31-40
баллов
| Слабая
| му убеждению. Проявляются состояния пассивно-положительного отношения к физической культуре. Достаточно легко воспринимают необходимость выполнения упражнений корригирующих осанку, однако систематичность их выполнения даётся с трудом.
| 41-50
баллов
| Случайная
| Уровень, характеризующийся проявлением потребности от случая к случаю. Для данного уровня потребности характерен термин: «ИНОГДА». В большей степени наблюдается проявление потребности в подражании действиям какого-либо героя – кумира, идола или по какой-либо причине – мода, престиж.
Примеры: просмотр выступлений лучших спортсменов в любимом виде спорта (или же просмотр кинофильма, изобилующего демонстрацией силы героев, головокружительными трюками, яркими приёмами единоборств); возникает желание быть похожим на этих героев. Состояние пассивных болельщиков.
Или следование за активным лидером. Если лидер занимается каким-либо видом спорта (теннис), то и они будут заниматься теннисом или аэробикой и т. п.
| 51-60
Баллов
| Неустойчивая
| Уровень потребности, характеризующийся осознанием необходимости занятий ФК, но динамический стереотип или привычка еще не сформирована. Предпочтение может быть отдано более сильным потребностям и желаниям (соблазнам, увлечениям, другим интересам). Уровень потребности, лишенный систематичности и, как правило, всякой последовательности.
Необходим некий значительный толчок, стимул, чтобы данный уровень потребности приобрел форму системы.
| 61-70
баллов
| Умеренная
| Средний уровень потребности. Отчасти наблюдается систематичность в использовании ценностей ФК, проявляется стремление к познанию смысла, значимости ряда ценностей. Потребности в некоторых ценностях могут соответствовать устойчивому уровню. Недооцениваются закаливание холодом, режимы дня, питания. В целом у старших школьников и студентов, не занимающихся спортом, больше чем у спортсменов выражены потребности в курении и алкоголе.
| 71-80
баллов
| Сильная
| Характеризуется высокой степенью реализации ценностей ФК с целью психического удовлетворения и оптимизации физического состояния. Во время занятий физическими упражнениями преобладает цель достижения «мышечной радости». Отмечается расхождение между
| Окончание таблицы 25
71-80
баллов
| Сильная
| высокой востребованностью физических упражнений и недооценкой закаливающих мероприятий, часто сочетается с приверженностью к курению табака и с употреблением алкоголя, недооценивается значение режимов питания, труда и отдыха.
| 81-90
баллов
| Устойчивая
| Характеризуется предпочтением ценностей ФК другим влечениям, независимо от силы соблазнов (за исключением экстремальных ситуаций). В реализацию этой потребности вовлекаются другие люди (друзья, члены семьи, родственники, коллеги и т.д.). Потребность, не подверженная колебаниям: ощущается физический дискомфорт при нарушении режима занятий или невозможности практической реализации потребности. Например, при отсутствии времени сделать зарядку, почистить зубы, умыться, человек либо реализует эту потребность в усечённой форме, либо будет испытывать физический дискомфорт и при первой возможности реализует её.
| 91-100
баллов
| Органическая
| Уровень потребности, проявляющийся на уровне одержимости (фанатизма, мании). Проявляется в том случае, когда потребности в занятиях включаются в функциональную систему, и в головном мозгу образуется доминанта (господствующий очаг возбуждения). Наблюдается постоянное обогащение способов и средств удовлетворения потребности. Сильный физический дискомфорт при нарушении режима занятий спортом.
Этот уровень потребности присущ творческим людям. Поэтому его можно назвать уровнем творчества, возможно, гениальности. Этот уровень потребности характерен и для вредных потребностей (курение табака, алкоголизм, наркомания, игромания и др.).
|
Вопросы и задания для самопроверки
1. Оцените свою потребность в ценностях физической культуры и здорового образа жизни по обеим методикам. Дайте оценку эффективности и информативности каждой методики.
Рекомендуемая литература
1. Батт, С. Д. Формирование потребности в физическом совершенствовании старшеклассников как основа содержания школьной программы: Автореф. дис. канд. пед. наук / С. Д. Батт. – СПб., 1998. – 18 с.
2. Каверин, С. Б. О психологической классификации потребностей / С. Б. Каверин // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. –
С. 121–129.
3. Козленко, Н. А. О привитии школьникам потребности в физическом совершенствовании / Н.А. Козленко // Физическая культура в школе. – 1984. – № 5 – С. 26–29.
4. Койносов, В. В. Формирование потребностей в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук / В. В. Койносов. – Омск. ГИФК. – Омск, 1993. – 21 с.
5. Куликов, И. В. Потребность в двигательной активности. Физиология. Валеология. Реабилитология / И. В. Куликов, В. П. Киселев. – Новосибирск: Наука, 1998. – 149 с.
6. Кучма, В. Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков / В. Р. Кучма // Вестник образования России. – 2004. – №18. – С. 34–43.
7. Магун, В. С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст / В.С. Магун // Вопросы психологии. – 1985. – № 2. – С.118–126.
8. Мелихова, Г. Н. Формирование потребности быть здоровым / Г. Н. Мелихова, О. И. Дмитриева // Физическая культура – основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы / Под общ. ред. Н. В. Барышевой. – Самара, 1996. – С. 105–109.
9. Пономарев, Н. И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) /
Н. И. Пономарев, В. М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. – 1988. – №10. – С. 2–4.
10. Пьерон, А. Потребности / А. Пьерон // Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1970. – Вып. 3. – С.31–46.
11. Семенов, В. В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц зрелого и пожилого возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук / В. В. Семенов. – Тюмень, 2003. – 22 с.
|