Факторы здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы здорового образа жизни



 

Здоровый образ жизни включает 11 блоков ценностей, представленных на рисунке 6.

Рассмотрим подробно основные факторы здорового образа жизни, имеющие непосредственное отношение к физической культуре.

 

Гармонические отношения между людьми
  Поддержание психического здоровья
Негатив- ное отношение к вредным привычкам
Разумное соотношение труда (учебы), досуга
  Закаливание
  Правильное сексуальное поведение
  Жизненный режим
  Личная гигиена
Оптимальный вес
  Рациональное питание
Занятие физической культурой и спортом

 

 

Рисунок 6 – Факторы здорового образа жизни

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Человек не курит, не употребляет алкоголь, но развивает табачный и алкогольный бизнес, можно ли его образ жизни считать здоровым?

2. Выберете пять факторов ЗОЖ по вашему мнению наиболее сильно влияющих на здоровье человека, здоровье вашей социальной группы, здоровье нации.

3. Расставьте в убывающем порядке все факторы ЗОЖ (рисунок 6) по силе влияния на ваше здоровье, здоровье вашей социальной группы, здоровье нации.

Рекомендуемая литература

1. Адамчик, Н. В. Беседы о красоте и здоровье / Н. В. Адамчик. – Минск: Современ. литератор, 2000. – 415 с.

2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. – 176 с.

3. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. В 2-х книгах, 5 томах. Книга 1-я (Т.1, Т.2 и Т.З). Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К0», 1998. – 718 с.

4. Запороженко, В. Г. Образ жизни и вредные привычки / В. Г. Запороженко. – М.: Медицина, 1985. – 32 с.

5. Иванов, В. Н. Проблемы охраны здоровья населения России / В. Н. Иванов // Проблемы прогнозирования. – 2003. – №3. – С. 99–113.

6. Релаксация. Искусство быть здоровым: Новейшая программа избавления от стрессов: [Пер.с англ.]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005. – 254 с.

7. Соковня, И. Понятие о здоровье / И. Соковня // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. – №8/9. – С.18–24.

Двигательная активность

 

Почему двигательная активность является одним из основных факторов здорового образа жизни? Больше того, мы отводим двигательной активности ведущую роль в иерархии факторов ЗОЖ.

Каждый человек рождается с потребностью в движениях. Другими словами, движения есть врождённая потребность человека и животного. Для их выполнения эволюционно возник мощнейший двигательный аппарат. У мужчин мышечная масса составляет 40-45% веса тела, у женщин – 35-40%. Костная масса у тех и других – 18-22% веса тела. Итого, около 60% веса тела человека приходится на двигательный аппарат. Так предопределено Природой! Следовательно, такой мощный аппарат должен упражняться. Что не упражняется, то отмирает. Эту закономерность заметили ещё в 17 веке ранние эволюционисты (Ламарк, Кювье и др.), об этом в своей теории естественного отбора писал и Ч. Дарвин. Но примерно двумя тысячелетиями раньше об этом знали древние греки и римляне. На стенах Колизея было написано:

«Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть умным – бегай, хочешь быть красивым – бегай».

Более 2000 лет назад люди уже знали, что здоровье, ум, красота определяются состоянием нашего двигательного аппарата, его упражняемостью. То есть, производителем и потребителем врождённой потребности в движениях, реализуемой через специфическое средство физической культуры – физические упражнения – является каждый человек с момента его зачатия. Да, с момента зачатия! Наблюдения свидетельствуют, что в период внутриутробного развития двигательная активность эмбриона, а затем плода, определяется образом жизни будущей матери [7]. Первые полгода жизни ребёнка большую роль в его физическом воспитании играют пассивные физические упражнения. Со второго полугодия потребность в движениях у детей возрастает и проявляется спонтанно. Выявляются спокойные (малоподвижные дети) и дети непоседы. На втором и третьем годах жизни потребность в движениях у детей возрастает. При этом у детей непосед она проявляется как в освоении новых движений, так и жизненного пространства, а у детей спокойных, малоподвижных преобладают манипуляционные движения, как правило, не связанные с перемещениями.

Возникает ряд вопросов: «Сколько человек должен двигаться в различные периоды онтогенеза (индивидуального развития), чтобы поддерживать здоровье на оптимальном уровне? Достаточно ли для сохранения здоровья выполнять определённую норму движений или необходимо сочетать её с определённой интенсивностью? Какой должна быть эта норма? В какой мере необходимо сочетать движения с другими ценностями физической культуры, например с закаливанием, режимами питания, труда и отдыха и пр., с какими ценностями и в каких пропорциях нужно сочетать движения, чтобы сохранять здоровье на оптимальном уровне?».

С целью укрепления здоровья, увеличения физической кондиции школьников и студентов в учебных заведениях вводят дополнительные часы занятий физической культурой. Однако теоретические расчёты общей и моторной плотности урока и практика физического воспитания показывают, что даже 4 часа занятий физическими упражнениями не устраняют дефицит двигательной активности и существенно не изменяют сложившуюся ситуацию. Выход из сложившейся ситуации мы видим только в самостоятельной активизации двигательной активности. Не надо быть особенно наблюдательным, чтобы увидеть – насколько обездвижен современный человек. Ежедневное 6-8-часовое сидение в школьные годы, ещё большая обездвиженность в период обучения в высшей школе, многочасовая работа в офисах и отделах, особенно когда нарушаются требования НОТ, и работающий вынужден боком или вполоборота сидеть за компьютером, медленно, но неуклонно способствуют развитию инволюционных процессов. Увеличивается частота пульса в покое с 60 до 80-90 уд/мин, снижается мощность окислительных процессов, развиваются симптомы остеопороза в костной ткани, нарушается осанка. Учитывая бурные темпы научно-технического прогресса, особенно всеобщую компьютеризацию, возникает опасение, что снижение двигательной активности до бытового уровня (2000-5000 движений в сутки), может привести человека к стремительной инволюции (обратному развитию). Проведённое нами наложение режимов двигательной активности студентов на этапы эволюции человека (приложение 5) каждому человеку даёт весьма серьёзное основание для анализа своей двигательной активности и принятия срочных мер по оптимизации её режима, коррекции имеющихся нарушений осанки, тренировки сердечно-сосудистой системы.

Необходимо знать, что пренебрегая движениями, физическими упражнениями, человек искусственно (непроизвольно) моделирует условия гипокинезии, с той разницей, что в отличие от космоса не исключается нагрузка на мышцы туловища, удерживающие позу в положении сидя. Однако этой нагрузки явно недостаточно для сохранения оптимального здоровья, а со временем и для успешной трудовой деятельности, сохранения семьи. Ещё раз предлагаем посмотреть рисунок (приложение 5).

Ниже мы попытаемся ответить на вопросы, почему и какие двигательные режимы использовать во время занятий физическими упражнениями. Эти вопросы имеют прикладное (практическое) значение для учащейся молодежи, касаются профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы и нарушений осанки.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему двигательная активность является одним из основных факторов здорового образа жизни?

2. Какую часть массы тела составляет двигательный аппарат?

3. Когда у человека формируется потребность в движениях?

4. Сколько человек должен двигаться в различные периоды онтогенеза (индивидуального развития), чтобы поддерживать здоровье на оптимальном уровне?

5. Достаточно ли для сохранения здоровья выполнять определённую норму движений или необходимо сочетать её с определённой интенсивностью? Какой должна быть эта норма?

6. С какими ценностями, в каких пропорциях нужно сочетать движения, чтобы сохранять здоровье на оптимальном уровне?».

7. С помощью шагомера оцените свою суточную двигательную активность (бытовую, учебную, во время спортивных занятий и т.д.) и в течение недели. Оформите данные в виде линейного графика и дайте подробный анализ полученным результатам.

8. Заведите дневник самоконтроля. Проанализируйте полученные в течение недели результаты: какое количество времени понадобилось на выполнение самостоятельных физических упражнений, на аэробный режим двигательной активности, дефицит (профицит) двигательной (аэробной) активности.

Рекомендуемая литература

1. Aндеpceн, К. Л. Привычная физическая активность и здоровье / К. Л. Aндеpceн, Дж. Рутенфрканц, Р. Мазирони, В. Селиджер. – М.: Медицина, 1982. – 199 с.

2. Белов, В. И. Понятие нормы как центральной парадигмы здоровья / В. И. Белов, В. А. Гриценко, А. И. Котова. – М.: Советский спорт, 1991. – 48 с.

3. Ганс, И. А. Оздоровительная ходьба / И. А. Ганс. – М.: Советский спорт, 1990. – 48 с.

4. Гриненко, М. Ф. С помощью движений / М. Ф. Гриненко, Г. С. Решетников. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 126 с.

5. Доскин, В. А. Ритмы жизни / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева. – М.: Медицина, 1980. – 112 с.

6. Жуков, М. М. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональное состояние организма студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. М. Жуков. – Новосибирск, 1986. – 22 с.

7. Комков, А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А. Г. Комков,

Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. – 2003. –

№ 3. – С. 5–8.

8. Куликов, И. В. Потребность в двигательной активности. Физиология. Валеология. Реабилитология. / И. В. Куликов, В. П. Киселев. – Новосибирск: Наука, – 1998. – 149 с.

9. Лебедева, Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников (Гигиенические основы физического воспитания) / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Нар. асвета, 1979. – 80 с.

10. Рубанович, В. Б. Организация двигательной активности в режиме здорового образа жизни / В. Б. Рубанович // Физиологические основы здоровья / Под ред. Р. И. Айзмана, А. Я. Тернера. – Новосибирск: Издательская компания «Лада». – С. 393–422.

11. Сидоров, Л. К. Двигательная активность школьников и типологические особенности проявления свойств нервной системы: Психофизиологическое изучение лечебной и спортивной деятельности / Л. К. Сидоров. – Л., Изд-во Ленинградского университета, 1981.

– 143 с.

12. Хрущев, С. В. Двигательная активность детей и оздоровительная роль физкультуры / С.В. Хрущев // Дошкольное воспитание. – 1978, – №8. – С. 33–34.

13. Эгоскью, П. К здоровью через движение / П. Эгоскью,

Р. Джитгинс. М.: Крон – Пресс. – 1995. – 246 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.014 с.)