О развитии двигательных качеств детей первого года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О развитии двигательных качеств детей первого года жизни



На здоровье и прочность молодой семьи в значительной мере влияет здоровье детей первого года жизни, которое, в свою очередь, определяется режимом их двигательной активности. Только родители ребёнка могут обеспечить оптимум его двигательной активности. Поэтому нередко студенты старших курсов дневного, а с 2010 года в связи с введением дисциплины «Физическая культура» в учебный план, студенты заочного и вечернего отделений задают вопрос: «Когда нужно начинать физически развивать ребёнка? Или. Можно ли у детей первого года (полугода) жизни развивать двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость?». Если нельзя, почему? Если можно, как?

Ответ на этот вопрос необходимо предварить небольшим введением в связи с важностью дошкольных периодов в жизни ребёнка. Именно дошкольные периоды онтогенеза (индивидуального развития человека) являются ключевыми в понимании последовательности становления двигательных качеств и сенситивных (наиболее чувствительных к факторам внешней и внутренней среды) периодов их развития.

Каждому студенту и студентке предстоит испытать радость отцовства или материнства. И хотя бы по этой причине необходимо знать ответ на вопрос: «Когда следует начинать физически развивать ребёнка?»

Следует заметить, что вопрос в подобной редакции позволяет дать несколько вариантов ответов, отражающих традиционные подходы к физическому воспитанию детей первого года жизни, потому что физически воспитывать (развивать) ребёнка нужно с момента рождения. Эти ответы относятся к использованию гигиенических факторов, естественных сил природы, массажа, купания, воздушных ванн, свободного пеленания и других. По существу всё это правильно, соответствует традиционному мышлению в вопросах физического воспитания грудных детей. Если более детально раскрыть содержание перечисленных выше средств и возможности их использования, то преподаватель уверенно может ставить оценку отлично, а студент – уверенно думать, что он знает эту проблему и готов к выполнению родительских обязанностей, касающихся физического воспитания ребёнка.

Однако стоит только придать вопросу профессиональную форму: «Можно ли у детей первого года развивать двигательные качества: силу, выносливость, быстроту и другие?», – как у человека, приученного стандартно мыслить, моментально возникает реакция отторжения, неприятия, абсурдности, невероятности вопроса. «Как можно развивать у ребёнка силу, выносливость и прочее, если он ещё не может держать голову, не может сидеть, ходить…, да ни в коем случае! Вот когда он вырастет, когда окрепнет…». Только когда же это произойдёт, и что – это произойдёт само собой? Тогда почему 40 лет назад считалось нормальным, если ребёнок начинал держать голову в три месяца, а сейчас нормальным считается срок в полтора месяца. Почему дети «Дома малютки» отстают от домашних детей в сроках становления двигательных функций на полгода и более? Если всё же предположить, что двигательные качества развивать можно, тогда возникает большой ряд взаимосвязанных вопросов. Как это делать? Какова иерархия двигательных качеств, то есть, какое двигательное качество является базовым? В какой последовательности и в каком сочетании и соотношении их нужно развивать? Почему плавать раньше, чем ходить? Какова роль движений в психофизическом развитии детей первого года жизни? И ещё блок вопросов, связанных с использованием средств, форм и методов их развития.

Итак, два вопроса. Развиваются ли двигательные качества у детей первого года жизни сами по себе? Или их развитием МОЖНО и НУЖНО управлять? Что здесь является очевидным, и что – невероятным?

Как ни странно, но ответ на столь невероятный вопрос имеется в каждом учебнике ТиМФК, прежде всего, в разделе «Двигательные качества».

Сила – способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Выносливость – способность противостоять утомлению.

Быстрота – способность выполнять движения за возможно меньший промежуток времени.

Координация – способность выполнять движения в рамках заданных параметров пространства и времени.

Гибкость – способность выполнять движения с возможно большей амплитудой.

Родившийся ребёнок попадает под влияние мощных гравитационных сил, которым он должен ПРОТИВОСТОЯТЬ каждую секунду жизни. Следовательно, хотим мы или нет, у него должна развиваться сила, чтобы противостоять гравитации Земли. Если мы создаём условия, используем специальные упражнения, ребёнок начинает удерживать голову в 1,5 месяца. Если же мы будем ждать, когда он сам окрепнет, процесс ожидания может затянуться до трёх и более месяцев.

Упражнения, ускоряющие развитие силы: изменения положения тела, приподнимания за пальчики, одноимённые и разноимённые сгибания и разгибания рук и ног, их разведения в различных плоскостях, поворачивания на правый и левый бок и переворачивания на живот и обратно и другие.

Становление следующего физического качества тоже легко прослеживается. Сначала ребёнок удерживает голову 1 секунду. Затем 2, 3 секунды…, 1 минуту и т.д. Следовательно, возрастает его способность противостоять утомлению – повышается уровень выносливости. То есть на базе силы развивается выносливость.

Большинство родителей, к сожалению, не осознают, что двигательные качества у ребёнка развиваются независимо от нашего желания. Если мы создаём условия для их развития, они развиваются быстрее, если нет – медленнее. Вместе с развитием двигательных качеств у ребёнка формируются движения. Этот взаимный процесс напоминает гонку со сменой лидера – становление движений способствует развитию двигательных качеств, более высокий уровень развития двигательных качеств, в свою очередь, способствуют овладению новыми движениями.

Знаковыми (узловыми) движениями и позами у детей первого года жизни являются удержание головы, сидение, ползание, вставание и стояние, держась за опору, ходьба, лазание и перелезания, позже подскоки, бег. Появление этих движений позволяет судить о скорости психофизиологического созревания ребёнка. Однако кроме этих движений в промежутках между ними у них формируются и другие движения. На первой неделе – одноимённые движения руками и ногами. Со второй-третьей недели формируются разноимённые движения. Если ребёнку помогают, движения появляются раньше. Затем ребёнок осваивает удержание предметов, хватательные движения, переворачивания и другие. Появление каждого нового движения свидетельствует не только о появлении силы, выносливости, но и об одновременном становлении новых координаций, то есть о способности согласовывать работу мышц. При этом изменяется и скорость этих движений и их амплитуда.

Таким образом, сам факт развития двигательных качеств может не осознаваться большей частью родителей, но отрицать их развитие нельзя.

Если создаются условия для развития движений и формирующихся на их основе двигательных качеств, физическое развитие ребёнка происходит быстрее. Если такие условия не создаются, темпы отставания физического развития могут быть очень большими и даже опасными для ребёнка. Через движение ребёнок знакомится с внешним миром. Следовательно, при сдерживании развития моторики ребёнка, сдерживается познавание им внешнего мира и его умственное развитие.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какова роль движений в психофизическом развитии детей первого года жизни?

2. Какова иерархия двигательных качеств, то есть, какое двигательное качество является базовым, на основе которого развиваются другие двигательные качества?

3. В какой последовательности и в каком соотношении нужно развивать двигательные качества?

4. Как развивать двигательные качества у детей первого и второго полугодия жизни?

5. Составьте комплекс упражнений для развития силы, подвижности суставов у ребёнка первого и второго месяца жизни.

6. Решите задачи.

Задача 1 – Определите приоритетность использования средств физической культуры в указанных возрастах

 

  0,5 года* год лет лет лет
  Физические упражнения          
  Гигиенические факторы          
  Естественные силы природы          
  Слово          

 

*Пример приоритетности использования средств физической культуры показан в «графе 0,5 года».

Задача 2 – Определите иерархию (приоритетность развития) двигательных качеств

Двигательные качества 0,5 года год лет лет лет
  Быстрота          
  Выносливость          
  Гибкость          
  Сила          
  Координация движений          

 

Обоснуйте свои варианты решения задач.

Рекомендуемая литература

1. Аршавский, И. А. Ваш малыш может не болеть / И. А. Аршавский. – М.: Советский спорт, 1990. – 30 с.

2. Губа, В. П. Что может ваш ребенок / В.П.Губа. – М.: Советский спорт, 1991. – 48 с.

3. Дзикович, И. В. Физкультура в жизни ребенка / И. В. Дзикович. – Минск: Беларусь, 1983. – 88 с.

4. Кравчук, А. И. Возрастные особенности развития физических качеств, функциональных способностей, двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук. – Новосибирск, 1992. – 93 с.

5. Рутман, Э. М. Когда начинается диалог? / Э. М. Рутман // Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. – С. 50–54.

6. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – М.: Медицина, 1991. – 270 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.013 с.)