Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы международного права как источники экологического права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Конституционные основы экологического права. Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу. В конституциях большинства европейских государств экологическая концепция сформулирована в самостоятельных главах или статьях конституций: Франция, Швейцария, Португалия, Греция. Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого является человек, его права, свободы. Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государственную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смыслу этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состояния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обращения и давать ответ по существу в определенный законом срок. Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защиты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды. Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека. Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
2. Законы Республики Беларусь, Декреты и указы Президента как источники экологического права. Источниками экологического права являются законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Закон – это нормативный акт высшего законодательного органа, обладающий высшей юридической силой, которому должны соответствовать другие акты органов государства. В экологическом праве основным законом является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 г. Этот закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окружающей среды, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. Реализация этого принципа обеспечивается путем установления нормативов качества окружающей среды, например, установление предельно допустимого химического, физического, биологического воздействия, предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе, воде, почве), установления требований к хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, например проведение государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, установление для предприятий нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов вредных веществ в атмосферу, лимитов на природопользование). В Республике действуют 4 кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс о недрах от 15.12.1997 г, Кодекс о земле от 0.01.1999 г., Водный кодекс от 15.07.1998 г., Лесной кодекс от 14.07.2000 г. А также ряд законов: Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» от 20.10.1994 г., Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» от 19.09.1996 г., Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15.04.1997г., Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 18.06.1993 г., Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог) от 23.12.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об отходах» от 23.11.1993 г., Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993 г., Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г., Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» от 05.01.1998 г., Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 05.01.1998 г., Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» от 12.11.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности В РБ» от 26.11.1993 г., Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» от 05.09.1995 г. Экологические правоотношения регулируются также Гражданским кодексом, Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и рядом других. Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь имеет право издавать временные декреты, имеющие силу закона. Таким примером является Декрет Президента РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003 г. №17, которым устанавливаются виды лицензируемой деятельности в сфере природопользования. Источниками экологического права являются также указы Президента. Например, в сфере регулирования экологических правоотношений действует Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 1995 г. №121 «О реализации на территории Республики Беларусь системы раннего предупреждения, обеспечивающей радиационный мониторинг в районах, прилегающих к действующим атомным электростанциям».
3. Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти и управления как источники экологического права.
Постановления правительства Республики Беларусь имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства. Правительственные нормативно-правовые акты в области экологического права по содержанию можно классифицировать на ряд видов. 1. Одни из них подробно определяют правовое положение природных объектов, ресурсов, их отдельных элементов: - Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Правительства от 30 декабря 1997 г.; - О государственных кадастрах природных ресурсов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. №248. - О создании Национальной системы мониторинга окружающей седы в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г..№247. 2. Другие определяют порядок предоставления природных объектов и ресурсов в пользование: - Об утверждении положения о лицензировании промыслового лова рыбы и добычи водных беспозвоночных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1370; - Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1371; - О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Постановление СМ РБ от 17 января 2001 г. №62. 3. Третьи вводят особый режим пользования и охраны отдельных категорий и групп, элементов окружающей среды: - Об учреждении Книги редких и находящихся по угрозой исчезновения видов животных и растений Белорусской ССР – Красной книги Белоруской ССР, Постановление Совета Министров Белорусской ССР, от 28 июня 1979 г. Источниками экологического права выступают также нормативные акты министерств и государственных комитетов. Они имеют общеобязательную силу для всех природопользователей, на которых распространяется их действие. К числу источников экологического права относятся также решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Эти решения могут приниматься по вопросам распоряжения, контроля за использованием находящихся в ведении местного совета земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыбных угодий, а также других природных ресурсов. Широкие полномочия местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительным органам предоставлены в решении вопросов обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности населенных пунктов.
4. Нормы международного права как источники экологического права.
Природа не признает государственных и административных границ и усилия одного государства не могут предотвратить глобального загрязнения окружающей среды, экологических кризисов и дать ощутимые результаты в данной области. Для решения экологических проблем необходимо сотрудничество всех государств. К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные договоры, конвенции, соглашения и резолюции международных организаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию правительствами 179 стран мира была принята программа всемирного сотрудничества по обеспечению высокого качества окружающей среды, сбалансированного развития экономики и роста благосостояния людей. Именно на этой встрече на вывшем уровне был утвержден приоритет сохранения окружающей среды как важнейшего принципа и фактора устойчивого развития общества и были определены три центральные взаимосвязанные экологические проблемы современности: - изменение климата; - опустынивание и деградация земель; - утрата биологического разнообразия. Для координации действий стран мирового сообщества по этим важнейшим направлениям под эгидой ООН были учреждены три Конвенции: - Рамочная конвенция ООН об изменении климата; - Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель; - Конвенция ООН о биологическом разнообразии. Понятие «конвенция» (от латинского convention – договор, соглашение) означает соглашение или международный договор по каким-либо специальным вопросам. На сегодняшний день в мире учреждено более 20 конвенций, многосторонних договоров и протоколов. Членство в конвенциях налагает на государства-участники определенные обязательства, как организационные, так и финансовые. Поэтому решение вопроса о присоединении к конвенции или протоколу принимается Правительством, Парламентом и Президентом Республики Беларусь после детальной и всесторонней проработки возможных последствий для нашей страны. Однако Республика Беларусь как полноправный член Мирового Сообщества не может оставаться в стороне от решения глобальных экологических проблем. На сегодняшний день наше государство является полноправной стороной одиннадцати природоохранных конвенций и протоколов, регулирующих систему действий и мер по сохранению определенных компонентов окружающей среды: 1. - Рамочная конвенция ООН об изменении климата; 2. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель; 3. Конвенция ООН о биологическом разнообразии; 4. Рамсарская Конвенция о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц; 5. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС); 6. Венская Конвенция об охране озонового слоя; 7. Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой; 8. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; 9. Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; 10. Орхусская Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды; 11. Картахенский протокол по биобезопасности. Членство в конвенциях содействует росту международного признания и авторитета Республики Беларусь и позволяет принимать участие в разработке региональных, европейских и мировых планов по глобальным экологическим проблемам современности, получать финансовую, научно-методическую и техническую помощь для реализации собственных и межгосударственных проектов, получать доступ к современным технологиям и представлять собственные разработки в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, активнее участвовать в международном сотрудничестве в области обеспечения, обмена и анализа информации по экологическим проблемам. Основным источником финансирования проектов в рамках глобальных природоохранных конвенций является Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). На сегодняшний день ГЭФ финансирует проекты и программы в области защиты окружающей среды во всем мире. В Республике Беларусь ГЭФ работает с 1992 года. Первым его проектом был проект по охране биологического разнообразия лесов национального парка «Беловежская Пуща». В 1996 году наше государство получило грант на мероприятия по отказу от применения озоноразрушающих веществ. Сегодня в Рамках ГЭФ ведется разработка проектов по сохранению Припятского Полесья, переходу с ископаемого на альтернативные виды топлива, укреплению финансовых механизмов стимулирования энергосбережения, восстановлению нарушенных торфяников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.01 с.) |