Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы защиты права собственности на природные объекты и ресурсы.

Поиск

1. Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.

Нельзя сказать, например, что земля в одном месте выступает как объект недвижимости, а в другом - как составная часть природной среды. Она одновременно является и тем, и другим.

Статья 5 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. устанавливала, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

Согласно Конституции республики Беларусь собственность может выступать в двух формах: государственной и частной. В соответствии со ст. Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

В развитии этой конституционной нормы статья 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к указанным объектам относит природные ресурсы:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность;

- недра;

- воды;

- леса;

- особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

- дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

- воздушное пространство.

В частной собственности могут находиться земельные участки и водоемы, расположенные на таких земельных участках.

Право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другие объекты природы – леса и воды, т.е их среду обитания. Рыбы и другие водные животные находятся в собственности того, кому принадлежит собственность на водные объекты. Травяной покров, отдельно стоящие деревья или их группа находятся в собственности того, кому принадлежит право собственности на земельный участок, где они произрастают.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе о формах земельной собственности.

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 2 Кодекса о земле в Республике Беларусь существует две формы собственности на землю: государственная и частная.

В государственной собственности находится большинство земель.

Не подлежат передаче в частную собственность:

1. Земли сельскохозяйственного назначения, т.к. находятся в исключительной государственной собственности.

2. Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.).

3. Земли транспорта и связи.

4. Земли, предоставленные для нужд обороны.

5. Земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

6. Земли заповедников, национальных и дендрологических пар­ков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры.

7. Земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

8. Земли лесного фонда.

9. Земли водного фонда.

10. Сенокосы, пастбища и другие угодьянаселенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

11. Служебные земельные наделы.

12. Земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых.

Частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц.

Земельные участки могут передаваться в собственность гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам по целевому принципу.

Кроме этого, действующим законодательством предусматривается возможность передачи земельных участков в собственность иностранным государствам.

Таким образом, право собственности на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ее недрами и т.д. в целях рационального их использо-вания и охраны,

2. Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом определяются в пределах, установленных законодательными актами.

Право владения заключается в дозволенном законом фактическом обладании имуществом. В данном случае — это право обладания природным объектом или природным ресурсом. Государство осуществляет права владения через свои органы управления и хозяйствования или путем передачи природных объектов во владение и пользование физическим и юридическим лицам.

Право пользования связано с извлечением полезных веществ и полезных свойств природного объекта. Как собственник государство определяет порядок природопользования на своей территории. Поэтому право природопользования граждан и различных организаций зависит от воли государства, осуществляющего свое право пользования как собственник.

Под правом распоряжения природными объектами следует понимать возможность совершать действия, определяющие их юридическую судью, целевое назначение и конкретных пользователей, осуществлять предоставление и изъятие земель и других природных объектов, устанавливать порядок и ставки налогообложения и предельные размеры платы за землю, а также льготы по взиманию платежей.

Объектом права собственности является конкретная часть природной среды с ее экосвязями, например, земля с ее полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и их полезными свойствами жизнедеятельности.

Таким образом, объектами права собственности являются:

- отдельные природные объекты (земля, леса, недра и т.п.);

- только те, которые предусмотрены в законе;

- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Не возможно установить собственность на климатические ресурсы, атмосферный воздух.

Отдельные виды природных ресурсов объединены в фонды, которые имеют определенный правовой статус. Так, земельный фонд используется в качестве средств производства и пространственного операционного базиса; водный - для удовлетворения потребностей людей и народного хозяйства в воде; лесной - для получения древесины, побочных лесных продуктов, оздоровления окружающей среды и т.п. Каждый из фондов природных ресурсов имеет многоцелевой характер использования. Поэтому в них выделяются экологические приоритеты. Так, в земледелии приоритет отдается сельскохозяйственному назначению земель; в водопользовании - питьевому и бытовому назначению для населения и т.п.

Конкретные вопросы, касающиеся права собственности на природные ресурсы, изложены в отраслевом законодательстве.

Согласно ст. 4 Водного кодекса Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса от 14 июля 2000 г. леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью.

Статья 3 Кодекса о недрах Республики Беларусь от 15 декабря 1997 г. регулирует право собственности на недра следующим образом: недра Республики Беларусь являются собственностью Республики Беларусь, которая осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах.

Право собственности на животный мир обусловлено собственностью на среду обитания. Иначе говоря, дикий животный мир и рыбные запасы являются государственной собственностью, поскольку пребывают в среде обитания, составляющей государственную собственность. Согласно статье 4 Закона Республики Беларусь "Об охране и использовании животного мира", объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной и государственной собственности.

Объектом права частной собственности на землю является земельный участок, имеющий определенную площадь и установленные в натуре границы.

Круг лиц, которые могут быть субъектами права частной собственности на землю, ограничен. Согласно ст. 11 Кодекса о земле собственниками земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим, т.е. пребывающие на территории Республики Беларусь более 183 дней. В году. Все остальные физические лица не могут быть субъектами права частной собственности на землю.

В собственностиграждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

- ведения личного подсобного хозяйства;

- строительства и обслуживания жилого дома;

- ведения коллективного садоводства;

- дачного строительства.

Если земельный участок не используется по целевому назначению, он подлежит изъятию. Кроме того, неиспользование в течение двух лет земельного участка, предоставленного для одной из вышеперечисленных целей также является основанием для изъятия земельного участка.

Законодательством установлено ограничение по размерам земельных участков, находящихся в собственности граждан. Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами для строительства и обслуживания жилого дома составляет: в городах от 0,05 до 0,15 га, в сельских населенных пунктах от 0,15 до 0,25 га.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами, проживающими в сельской местности, для ведения личного подсобного хозяйства не может превышать 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами для ведения коллективного садоводства и дачного строительства не должна превышать 0,15 га на одного члена кооператива.

Субъектами права частной собственности могут являться также юридические лица, при условии

Согласно ст. 12. Кодекса о земле и Указа №81 от 22 февраля 2000 г. «Об утверждении положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников)».земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении ими инвестиционных проектов. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Субъектами права собственности на землю в Республике Беларусь могут выступать иностранные государства. В этом случае земельные участки передаются в собственность иностранным государствам для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Для этого необходимо наличие двух условий. Во-первых, в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь должна иметь возможность для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства. Во-вторых, одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство должно предоставить Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

На собственнике земельного участка лежат следующие обязанности:

1. Использовать земельный участок по целевому назначению.

2. эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности.

3. Выполнять мероприятия по охране и защите земель.

4. Не использовать земельный участок способами, приводящими к их химическому, радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

5. Систематически вносить земельный налог.

6. Не нарушать права других земельных собственников, земле­владельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.

Неисполнение хотя бы одной обязанности является основанием для изъятия земельного участка и передачи его в частную собственность.

В законодательстве об использовании и охране природных объектов установлено право государства в лице его органов вмешиваться в процесс хозяйственной эксплуатации природных объектов. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

 

3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты (титулы собственности). Все природные объекты и ресурсы находятся в государственной собственности. В частной собственности могут находиться только земельные участки.

Так, право собственности на землю как титульное владение может приобретаться различными способами. В силу ст.7 ГК Республики Беларусь гражданские права возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусматривают их, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обычаи. В силу прямого указания закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему. Право собственности может возникнуть из акта государственного органа и органа местного управления и самоуправления, из судебного решения, которым установлены гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законодательством, вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

К возникновению права частной собственности на землю следует отнести и возможность совокупности оснований. Это связано с сочетанием совершения сделки с землей и регистрацией, как самой сделки, так и права собственности в государственных органах. Такое же сложное сочетание оснований возникает, когда первым из оснований для возникновения права собственности на землю является судебное решение или решение государственного органа о предоставлении земли.

Основания приобретения права собственности на природные объекты и ресурсы могут быть классифицированы не первоначальные и производные.

Под первоначальными понимают такие способы, при которых право собственности возникает впервые, поскольку объект не находился в чьей-либо частной собственности. Поэтому порядок приобретения таких объектов определяется только законом, но не соглашением сторон или односторонним волевым действием прежнего собственника.

Под производными способами понимаются способы, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника, в порядке правопреемства, чаще всего по договору с прежним собственником.

Так, в соответствии с п.2 ст.219 ГК право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на его имущество наследуется в соответствии с завещанием или законом

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (ст.54 ГК).

Различия первоначальных и производных способов приобретения права собственности проявляются в наличии или отсутствии правопреемства. При смене земельного собственника и переходе земли к новому владельцу не утрачиваются права на нее других лиц – несобственников (например, носителя земельных сервитутов).

Способы возникновения права собственности могут применяться по-разному к различным субъектам права. Так, сделки по поводу земли как способ приобретения права собственности используются чаще всего между гражданами. Право частной собственности на землю может возникнуть в силу ее приватизации. Передача земель в частную собственность производится по заявлению гражданина в соответствующий исполнительный и распорядительный орган и после внесения платы за землю. Право частной собственности на землю может возникнуть в результате сделок с землей, и в частности, купли-продажи земельных участков, наследования земли и др. Недвижимость, в том числе и земельная, может являться предметом правоотношений по пожизненному содержанию с иждивением (ст572 ГК).

Есть специальные способы возникновения права собственности, которые могут использоваться строго ограниченным кругом собственников, определенными субъектами. Так, основаниями возникновения права государственной собственности вообще могут служить национализация, конфискация, реквизиция, выморочное имущество переходит в собственность государства.

 

 

4. Способы защиты права собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" определяет, что экологические требования как выразители общественных интересов обязательны для всех граждан и хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности на природные ресурсы и подчиненности. При возникновении противоречий между экономическими интересами собственника природных ресурсов и требованиями охраны окружающей среды приоритетное значение отдается экологическим интересам, т.е. требованиям указанного Закона.

Охрана права собственности обеспечивается самыми различными мерами, но ведущими из них являются правовые.

Правовые меры охраны права собственности на природные ресурсы и природные объекты осуществляются в соответствии с законодательством об охране права собственности. Статья 44 Конституции Республики Беларусь гласит, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет следующие способы защиты гражданских прав:

1) признание права;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;

5) признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

6) самозащита права;

7) присуждение к исполнению обязанности в натуре;

8) возмещение убытков;

9) взыскание неустойки;

10) компенсация морального вреда;

11) прекращение или изменение правоотношения;

12) неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

13) иные способами, предусмотренными законодательством.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акт законодательства, не соответствующий иному законодательному акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица, признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, - по требованию иных лиц.

Допускается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.

Убытки – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме общих способов защиты гражданских прав, в том числе и права собственности, Гражданский кодекс предусматривает и ряд специальных способов защиты права собственности. Согласно ст. 282 Гражданского кодекса собственник имеет право истребовать свое имущество, в том числе природные объекты и природные ресурсы из чужого незаконного владения. Согласно ст. 285Гражданского кодекса собственник может требовать устранения любых нарушений и препятствий в осуществлении права собственности, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением его права владения.

Согласно ст. 287 Гражданского кодекса, в случае принятия акта законодательства, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

Гражданское законодательство устанавливает, что защиту нарушенного или оспариваемого права собственности осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором.

Экологическое законодательство также признает, что сделки, совершенные с землей и другими природными ресурсами, которые нарушают право собственности, - недействительны. Это - сделки купли-продажи, дарения, залога, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки, заключаемые гражданами или юридическими лицами.

ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.191 (0.014 с.)