Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и система экологического права.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. Взаимодействие общества и природы: сущность и формы. Экологическая функция государства и права. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Понятие, предмет и система экологического права. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Конституционные основы экологического права. Законы Республики Беларусь, Декреты и указы Президента как источники экологического права. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 1. Понятие, содержание и виды экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений. Объекты экологических правоотношений, их виды. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1. Понятие и содержание экологических прав граждан. Право на доступ к экологической информации. Право на участие в принятии экологически значимых решений и на доступ к правосудию при решении экологических вопросов. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы. 2. Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и ресурсы. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Понятие, виды и принципы права природопользования. Субъекты и объекты права природопользования. Права и обязанности природопользователей. Основания возникновения и прекращения права природопользования, лицензирование природопользования.
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды. Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЕЙ СРЕДЫ. Понятие и цели контроля в области охраны окружающей среды. Формы контроля в области охраны окружающей среды. Аналитический контроль. Экологический аудит. 1. Понятие и цели контроля в области охраны окружающей среды. Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Целью контроля является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют: Президент Республики Беларусь, Парламент – Национальное собрание, Местные советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и иные специально уполномоченные на то государственные органы. Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет Прокуратура Республики Беларусь. Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными, комитетами, иными органами государственного управления с целью обеспечении выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства, предписаний Минприроды. Производственный контроль в этой области осуществляется экологическими службами предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными организациями, трудовыми коллективами и ставит своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами природоохранного законодательства, выполнением мероприятий по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Таким образом, экологический контроль представляет собой деятельность компетентных государственных и общественных органов, направленную на обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды, соблюдение экологического законодательства. Объектами экологического контроля являются: 1. Состояние и изменение природной среды. 2. Работа министерств, иных республиканских органов по осуществлению мер по охране окружающей среды. 3. Деятельность юридических лиц по соблюдению экологического законодательства. Государственный контроль в области охраны окружающей среды включает контроль за соблюдением норм экологической безопасности, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, охраной озонового слоя, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, общераспространенных полезных ископаемых и торфа, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, охраной земель, обращением с отходами производства и потребления, а также за ведением работ по геологическому изучению недр. Основными задачами государственного контроля в области охраны окружающей среды являются обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами: - норм экологической безопасности; - природоохранного законодательств в целях охраны земель; - установление порядка пользования водами, их охраны; - мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдения условий выбросов загрязняющих веществ, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха; - законодательства и международных соглашений и обязательств Республики Беларусь по охране озонового слоя; - установление порядка пользования животным миром, выполнения мероприятий по его охране; - установление порядка пользования растительным миром, выполнения мероприятий по его охране; - установление режима особо охраняемых природных территорий и объектов, а также иных требований законодательства об особо охраняемых территориях и объектах; - установление порядка проведения работ по геологическому изучению недр, добычи общераспространенных полезных ископаемых и торфа; - законодательства в области общения с отходами производства и потребления. Важнейшим требованием при осуществлении государственного контроля должно являться предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, норм и правил по рациональному использованию природных ресурсов. Особая роль в комплексе мероприятий по осуществлению государственного контроля отводится контролю за правильностью ведения предприятиями и организациями первичного учета использования природных ресурсов, определением объема и состава выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду различных видов отходов производства. В соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды, осуществляемом Министерством от природных ресурсов и охраны окружающей среды от 01.04.1998 г. №522, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют: - Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной атмосферного воздуха; - Управление государственного контроля по сокращению озоноразрушающих веществ; - Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной вод; - Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, технологических процессов, машин и оборудования; - Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной земельных и лесных угодий, недр и торфяного фонда; - Специализированная инспекция государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела; - Управление организационной работы, экономики природопользования и информации; - Областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды; - Городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. - Комитет рыбоохраны при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. В зависимости от природного объекта или ресурса перед государственным экологическим контролем стоят специфические задачи. Так, в соответствии с Кодексом о земле задачи государственного контроля за использованием и охраной земель определены в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства. Согласно лесному законодательству Республики Беларусь государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, иными органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны. Правовая основа общественного контроля – это Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Так ст.15 Закона «Об охране окружающей среды» предоставлено право общественным объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды, осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды, обращаться в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, обращаться в государственные органы и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. В настоящее время государство стремится предоставить общественным экологическим объединениям право на участие в проведении государственной экологической экспертизы, обеспечить доступ этим организациям к информации о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, а также создать систему изучения общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и природопользованию.
2. Формы контроля в области охраны окружающей среды. Аналитический контроль и экологический аудит.
Суть экологического контроля заключается в сборе и обобщении информации, передаче ее заинтересованным лицам, применении мер юридической ответственности за нарушение природоохранного законодательства. По субъектам деятельности экологический контроль в области охраны окружающей среды на государственный, ведомственный и общественный. По формам деятельности экологический контроль можно подразделить на: - информационный контроль, заключающийся в сборе и обобщении информации с целью ее передачи заинтересованным юридическим и физическим лицам; - предупредительный контроль, направленный на предотвращение вредных воздействий на состояние окружающей среды и здоровье людей, которые могут возникнуть при нарушении или несоблюдении экологического законодательства; - карательный контроль, выражающийся в применении мер государственного принуждения к предприятиям, организациям, гражданам, наносящим ущерб окружающей среде. Одной из форм экологического контроля является аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды и экологический аудит. Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды является одной из форм контроля и в то же время составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Аналитический контроль проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов. Аналитический контроль, который проводится при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, является государственным аналитическим контролем. Аналитический контроль, который проводится при осуществлении ведомственного или производственного контроля в области охраны окружающей среды, является соответственно ведомственным или производственным аналитическим контролем. Государственный аналитический контроль осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами. Отдельные функции государственного аналитического контроля могут выполнять иные органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ведомственный аналитический контроль осуществляется министерствами, другими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, за счет собственных средств и иных источников финансирования. Производственный аналитический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно за счет собственных средств и иных источников финансирования. 3. Экологический аудит.
Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим видом деятельности. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах. Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств этого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Важнейшее требования контроля в области охраны окружающей среды – это предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, совершенствование форм контроля, организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды, предупреждение экологических правонарушений и кризисов. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.95 (0.008 с.) |