Взаимодействие общества и природы: сущность и формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие общества и природы: сущность и формы.



 

Природа – это естественная, объективная реальность, существующая вне зависимости от сознания людей. Человек является частью природы, звеном ее естественных связей. С одной стороны, в отношении к природе он выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда. Он использует вещества и энергию природы в целях получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Он использует вещества и энергию природы в целях получения необходимых человеческому обществу материальных благ. По мере совершенствования средств производства, развития научно-технического прогресса воздействие человека на природу носит все более негативный характер. В настоящее время в мире эксплуатируется 55% поверхности земной суши, 12% речных вод, добывается в год примерно 100 млрд тонн руды, нефти и других полезных ископаемых. В перерасчете на душу населения в мире ежегодно из земных недр извлекается 25 т различных материалов. Результаты такого хозяйствования приводят к эрозии почв, загрязнению атмосферного воздуха, уменьшению запасов пресной воды, истощению сырьевых ресурсов. Все это вызывает у общества необходимость рационально использовать, охранять и восстанавливать природные ресурсы.

С другой стороны человек, являясь частью природы, выступает не только как субъект, потребляющий природные ресурсы, но и сам испытывает неблагоприятное воздействие окружающей среды.

О существовании экологических проблем впервые было заявлено в 1989 году. В постановлении Верховного Совета СССР от 27.11.1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» были опубликованы реальные результаты состояния окружающей среды в бывшем Советском Союзе. В 103 городах с общим населением 50 млн человек концентрация загрязняющих веществ в воздухе в 10 раз превышала предельно допустимые нормы. В 600 городах не обеспечивалась качественная очистка сточных вод. Часть продуктов питания было опасно использовать в пищу из-за насыщения их пестицидами, нитратами, радионуклидами. Росла заболеваемость аллергическими, онкологическими и другими заболеваниями.

В настоящее время на состояние здоровья населения Беларуси оказывают существенное влияние факторы воздействия загрязняющих веществ (нитратов в почвах, бактерий в водах, химических веществ в воздухе), так и факторы, связанные с образом жизни (курение, употребление алкоголя, некачественная пища). За последние 20 лет произошло сокращение средней продолжительности жизни.

Все эти неблагоприятные процессы вызвали необходимость пересмотреть взаимоотношения общества и природы, т.к. связь между загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья населения очевидна.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы подразделяются на три группы:

1. Природопользование – использование человеком окружающей его природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов.

2. Обеспечение экологической безопасности – система мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека, а именно: жизни, здоровья, духовных интересов, генетического фонда, - и окружающей среды от неблагоприятного воздействия при осуществлении физическими и юридическими лицами хозяйственной деятельности.

3. Охрана окружающей среды – система мер, направленных на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, взаимодействие общества и природы осуществляется в следующих формах: использование природных объектов и ресурсов и охрана окружающей среды.

Вся история нашего государства свидетельствует о том, что у нас существовал приоритет экономических интересов общества над экологическими. Природные объекты и ресурсы потреблялись весьма нерационально, а природоохранным мероприятиям уделялось мало внимания. Это особенно касалось развития промышленных, транспортных, химических и других предприятий.

Понимая значимость проблемы, государство установило определенные принципы осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды. Так Закон Республики Беларусь, от 26 ноября 1992 г. устанавливает следующие принципы:

1. Соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

2. Обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

3. Научное обоснование сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

4. Охрана, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

5. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования;

6. Платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

7. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;

8. Сохранение биологического разнообразия;

9. Снижение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования современных технологий;

10. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

12. Гласность в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды;

13. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

 

2. Экологическая функция государства и права.

 

В теории государства и права отмечается, что государство в соответствии со своими внутренними политическими задачами выполняет разнообразные функции: нормотворческую, правоохранительную, фискальную, функцию регулирования общественных правоотношений, культурно-воспитательную, социальную и т.п. Все современные государства осуществляют функцию охраны окружающей среды (экологическую функцию) как самостоятельную функцию государства.

Экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающиеся в защите и сохранении природы, в ее воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании природных ресурсов. Кроме того, государство участвует в международной охране окружающей среды.

В последнее десятилетие происходит экологизация государственной политики во всех европейских государствах. Это означает:

1. Коренное изменение характера производственной деятельности с точки зрения ее экологических последствий. Изменяются технологии, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, внедряются программы энергосбережения и ресурсосбережения, безотходные технологии и производства.

2. Рационализация потребления. Повышение уровня жизни людей должно осуществляться не за счет истощения природы, а сопровождаться сохранением, возобновлением условий существования животного и растительного мира.

3. Максимальная поддержка научных фундаментальных исследований, изучающих биосферу и ее экосистемы.

4. Образование и воспитание, формирование нового отношения к природе, восприятие человеком себя как части природы.

Однако деятельность государств мирового сообщества в области охраны окружающей среды пока не обеспечивает экологическую безопасность. Загрязнителями зачастую становятся обычные, часто полезные материалы. Согласно определению, принятому ООН из всего многообразия современных загрязнителей указано 10 главных: углекислый газ, оксид углерода, сернистый газ, оксид азота, фосфаты, ртуть, свинец, нефть, пестициды, радиация. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Есть еще один своеобразный загрязнитель среды обитания – шум. Шум сокращает производительность ручного труда на 30%, умственного – на 60%, способствует накоплению стресса.

Необходимость усиления экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений. Это привело к появлению новой функции права – экологической, которая состоит в правовом регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью обеспечения качества окружающей среды.

 

 

3. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

 

Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г.

Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;

3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения;

4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;

5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций;

6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:

- платность природопользования, предусматривающую плату за пользование всеми видами природных ресурсов, сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ и размещение отходов и позволяющую при этом в качестве исключения бесплатное пользование гражданами некоторыми видами дикорастущих растительных ресурсов (сбор грибов, ягод и т.д.);

- льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов, включая льготное кредитование из внебюджетных фондов охраны природы;

- поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;

8) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:

- сохранении биоразнообразия;

- охране озонового слоя;

- предотвращении антропогенного изменения климата;

- охране лесов и лесовосстановлении;

- развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения;

- регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.

 

 

4. Понятие, предмет и система экологического права.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей.

По мере развития правового регулирования общественных отношений по использованию земли, недр, вод, лесов складывались определенные системы правовых норм, каждая из которых в своей совокупности образует земельное, горное, водное и лесное право. Однако объекты, по поводу которых возникают общественные отношения, регулируемые данными отраслями права — земля, недра, воды и леса, — являются элементами природы. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, что привело в дальнейшем к их интеграции в самостоятельную комплексную отрасль — природоресурсовое право, которое регулирует уже не только отношения по поводу земли, недр, вод и лесов, но и отношения по поводу использования и охраны животного мира, охраны атмосферного воздуха.

На следующем этапе регулирования экологических отношений появляется задача охраны окружающей среды, поскольку эта значительная группа общественных отношений осталась за пределами природоресурсового права. Таким образом, были сформированы два правовых комплекса: природоресурсовое право и правовая охрана природы или окружающей природной среды. Впоследствии возникает необходимость более тесного единения этих двух относительно самостоятельных систем на общей основе, что и привело к созданию новой интегрированной отрасли права. Такой отраслью является экологическое право, характеризующееся как система норм, регулирующих ресурсовые и охранительные отношения в процессе хозяйственного использования окружающей природной среды.

Признаками любой отрасли права, дающими основание выделять ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода, принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права. Все эти признаки присущи экологическому праву.

Предмет экологического права – общественные отношения, возникающие по поводу использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов.

Экологическое право обладает свойственным для него методом правового регулирования.

Метод правового регулирования экологических правоотношений включает в себя черты властно-авторитарного метода и метода юридического равенства сторон. Суть его заключается в сочетании государственного регулирования всей совокупности экологических правоотношений с определенной самостоятельностью субъектов экологического права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Принципами экологического права являются следующие:

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества.

3. Рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды.

4. Соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушение.

5. Гласность в работе юридических лиц, государственных органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

6. Связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.

7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

В системе экологического права выделяют общую, особенную и специальную части.

В общую часть входят следующие правовые институты: институты собственности и владения природными ресурсами и объектами, природопользования, управления, контроля, ответственности и т.д., действие которых распространяется практически на все институты особенной части. В особенную часть входят институты, затрагивающие лишь отдельные природные объекты, ресурсы или территории. Это — правовой режим земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и особо охраняемых природных территорий. Специальная часть включает институты международного права окружающей среды.

Система экологического законодательства состоит из двух частей: природоресурсного законодательства (земельное, водное, горное, лесное, охраны и использования животного мира, атмосферного воздуха, особоохраняемых природных территорий) и законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" определяются задачи законодательства в области охраны окружающей среды. К ним относятся:

- обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;

- регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;

- сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, лан­дшафтов и других природных комплексов.

Экологическое право как наука представляет собой систему знаний о правовой охране окружающей среды, юридических аспектах собственности, пользования, владения, воспроизводства природных объектов, ресур­сов. Предмет эколого-правовой науки значительно шире предмета экологического права как отрасли права. Наука изучает вопросы правовой охраны окружающей среды в историческом, социальном и правовом аспектах и включает:

- методы научных исследований;

- правоприменительную и правотворческую практику;

- историю развития и перспективыэкологического права;

- источники экологического права;

- экологические правоотношения;

- вопросы собственности, владения и пользования природными ресурсами;

- управление, контроль, мониторинг;

- понятийный аппарат;

- международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.047 с.)