Лимиты на природопользование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лимиты на природопользование



Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Все эти нормативы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Государственными стандартами и иными техническими нормативно- правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются экологические требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, а также к выпускаемым товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля.

Государственные стандарты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов, учитываются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Выделяют две группы государственных стандартов: основные и вспомогательное. В свою очередь основные подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные. Экологические нормативы определяют предельно допустимые нормативы вредного воздействии на окружающую среду, превышение которых угрожает существованию человека и его естественного окружения. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде (ПДК) и предельно допустимых норм хозяйственной, рекреационной, демографической нагрузки на внешнюю среду (ПДН). К производственно-хозяйственным нормативам прежде всего принадлежат нормативы предельно допустимых вредных выбросов предприятий (ПДВ), требования государственных стандартов к выпускаемым товарам (работам, услугам), технологическим процессам.

Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий. По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды. и человека.

 

 

2. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.

 

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности проводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В настоящее время в перечень экологически опасных видов деятельности и объектов входят:

1. Атомная промышленность.

2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).

3. Золоотвалы тепловых электростанций и котельных с объемом золы 100 тысяч кубических метров в год и более.

4. Крупные плотины высотой 15 метров и более, водохранилища с площадью поверхности 2 квадратных километра и более.

5. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 тонн в сутки и более.

6. Металлургия (черная и цветная).

7. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 тонн в сутки и более.

8. Предприятия химической промышленности всех видов.

9. Биохимическое, биотехническое и фармацевтическое производство.

10. Производства строительных материалов (цемент, известь, стекло, керамика).

11. Кожевенное производство и текстильная промышленность.

12. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов.

13. Добыча полезных ископаемых, нерудных материалов для их реализации, промышленного или другого использования, если общая площадь затрагиваемого района составляет более 50 гектаров или общий объем извлекаемой массы более 500 тысяч кубических метров в год.

14. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тысяч тонн в год более, а также предприятия по добыче природного газа мощностью 500 миллионов кубических метров в год и более.

15. Производство аккумуляторов.

16. Обезвреживание, размещение, использование отходов производства и потребления (включая и радиоактивные).

17. Строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с основной взлетно-посадочной полосой длиной 1500 метров и более.

18. Строительство нефте- и газопроводов с трубами диаметром 600 миллиметров и более (за исключением случаев ремонта трубопроводов).

19. Строительство комплексов по выращиванию и откорму более 12 тысяч свиней в год, более 2 тысяч голов крупного рогатого скота в год и птицеводческих хозяйств мощностью свыше 400 тысяч кур-несушек и свыше 3 миллионов бройлеров в год.

20. Складские мощности, предназначенные для хранения 50000 и более кубических метров нефти, нефтехимической продукции и химических продуктов, подземные хранилища газа.

21. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

22. Групповые водозаборы подземных вод производительностью более 30 тысяч кубических метров в сутки и более.

23. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым объемом сточных вод более 5 процентов от объема стока бассейна-водоприемника.

24. Объекты хозяйственной и иной деятельности, расположенные на особо охраняемых природных территориях, эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Проведение экологической экспертизы предусмотрено Законом «Об охране окружающей среды» и Законом «О государственной экологической экспертизе».

В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится экспертами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.

Заказчиком государственной экологической экспертизы выступают органы государственного управления, органы местного самоуправления, юридические лица (организации, предприятия и учреждения) и физические лица (граждане). Экологическая экспертиза может проводиться по инициативе общественности.

Реализация проектов, строительство предприятий, которые подлежат государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.

Объектом государственной экологической экспертизы являются:

- предплановая, предпроектная и проектная документация по хозяйственной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду;

- действующие предприятия, военные, научные и другие объекты независимо от формы собственности;

- экологическое состояние отдельных местностей и регионов, населенных пунктов.

Государственной экологической экспертизе подлежат также и другие проекты, решения, системы объекты, внедрение, реализация, эксплуатация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности.

Государственная экологическая экспертиза проектной документации должна предшествовать принятию решений о реализации планируемой хозяйственной деятельности. Осуществление хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь без положительного заключения недопустима и запрещается.

Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.

 

 

3. Наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг).

В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее создана Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Мониторинг окружающей среды является составной частью Национальной системы мониторинга и осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования. Мониторинг окружающей среды является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Мониторинг окружающей среды проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы, юридические лица и граждане в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе запрашивать и безвозмездно получать от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов информацию о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды.

Национальная система мониторинга включает в себя:

1. Медицинский мониторинг, т.е система наблюдений за состоянием здоровья населения Республики Беларусь.

2. Мониторинг окружающей среды:

- мониторинг атмосферного воздуха;

- мониторинг общего содержания атмосферного озона;

- мониторинг качества воды;

- мониторинг земель;

- мониторинг радиационного загрязнения.

- мониторинг выбросов, сбросов вредных веществ в окружающую среду;

- мониторинг опасных отходов;

- мониторинг физических явлений;

- комплексный экологический мониторинг (наблюдение за состоянием отдельных экосистем).

3. Биологический мониторинг:

- мониторинг животного мира;

- мониторинг растительности.

4. Импактный мониторинг:

- мониторинг чрезвычайных ситуаций, т.е. систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды в период чрезвычайных ситуаций;

- локальный, т.е. наблюдение за воздействием на окружающую среду отдельных источников загрязнения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.019 с.)