Зоны чрезвычайных экологических ситуаций и их правовой режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зоны чрезвычайных экологических ситуаций и их правовой режим



 

В результате ухудшения экологической обстановки Республике Беларусь около 3 млн. человек практически постоянно находятся под воздействием поступающих в атмосферу вредных веществ, в 5 раз и более превышающих предельно допустимые концентрации. Кроме того, около 2 млн. человек непосредственно проживают на территориях радиоактивного загрязнения и подвергаются перманентному ионизирующему воздействию радиации, а значительная часть населения страны подвергается этому воздействию в связи с переносом радиоактивных веществ с атмосферным воздухом, водой, продуктами питания и др. Таким образом, большинство населения страны проживает в зонах повышенной экологической опасности. Такими зонами считаются территории районов, городов, иных населенных пунктов с устойчивым высоким уровнем заболеваемости и смертности населения от загрязнения и иного вредного воздействия, превышающих среднегодовые показатели за ряд лет.

Зоны повышенной экологической опасности подразделяются на зоны чрезвычайных экологических ситуаций и территории экологического бедствия.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружаю­щей среде, значительные материальные потери и наруше­ние условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычай­ной ситуации — это территория, на которой возникла чрез­вычайная ситуация.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут объявляться участки территории Республики Беларусь, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду. В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются Советом Министров Республики Беларусь.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации приостанавливается деятельность юридических лиц и объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, ограничиваются отдельные виды природополь­зования, принимаются оперативные меры по восстанов­лению экологической ситуации.

Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера, являющиеся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности, регулирует Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Беларусь или ее части, объектов про­изводственного и социального назначения, а также окру­жающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сложившаяся в Республике Беларусь государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет МЧС, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Функционирование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и координацию деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивает МЧС как республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

Основными задачами государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций и др.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

- локальные;

- местные;

- региональные;

- республиканские (государственные);

- трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более одной тысячи минимальных заработных плат на день возникно­вения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составля­ет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона минимальных заработных плат на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, местных исполнитель­ных и распорядительных органов, республиканских орга­нов государственного управления под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

1) заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

2) планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Лица, виновные в несоблюдении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к воз­никновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей, сокрытии, несвоевременном представлении либо представлении должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и других противоправных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 268 Уголовного кодекса Республики Беларусь сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом, сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию, является уголовным преступлением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.006 с.)