Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.



1. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности, и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду.

На государство и его органы возлагаются обязанности:

1. осуществлять меры по постепенному сокращению поступления в природную среду опасных для здоровья веществ.

2. осуществлять систему слежения за состоянием здоровья населения.

3. добиваться рационального природопользования в республике

4. создавать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.

Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя методы формы и функции управлении и систему органов.

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечении рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на:

1. Административные, т.е. прямой приказ, обеспеченный возможностью государственного принуждения.

2. Экономические, т.е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Методы морального стимулирования, которые реализуются посредством применения мер поощрительного характера.

Есть другая классификация методов управления природопользованием и охраной окружающей среды:

- метод обязательных предписаний, порождающих обязанность их выполнения Пр.: обязательное проведение государственной экологической экспертизы,

- запреты на действии, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека;

- лицензирование и выдача разрешений на право природопользования;

- метод согласования – при проектировании, размещении, строительстве объектов с целью предотвращения причинении вреда окружающей среде;

- метод рекомендации – при организации природоохранных мероприятий, если нет надобности в прямых предписаниях.

 

 

2. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

 

Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего воздействии на управляемые объекты. Формами управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию природоохранного законодательства по следующим направлениям:

1. Разработка новых и уточнение действующих законодательных актов, регулирующих земельные, водные, лесные, горные отношения: проект нового кодекса о земле. Так, в связи с изменением порядка лицензирования отдельных видов деятельности, установленного Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 14.07.2003 г., должны быт внесены соответствующие изменения и дополнения в кодексы;

2. Установление ответственности должностных лиц за умышленно е сокрытие и искажение информации об авариях с экологическими последствиями, о состоянии окружающей среды и ее влиянии на человека., а также установление ответственности за экологические правонарушения:

3. Унификация экологического законодательства стран СНГ.

К настоящему времени в Республике Беларусь приняты и реализуются следующие экологические программы:

1. Концепции государственной политики в области охраны природы (см. Лекция 1).

2. Программа утилизации отходов производства и потребления: раздельный сбор, переработка, захоронение опасных отходов.

3. Государственная комплексная программа развития образования и воспитания в Беларуси: сориентирована в том числе и на экологическое образование и воспитание.

4. Научно технические программы, разрабатываемые в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных исследований и научно-технической деятельности:

- развитие государственности Беларуси;

- здоровье, последствия чернобыльской катастрофы;

- охрана окружающей среды и использование природных ресурсов;

- ресурсосберегающие технологии;

- новые материалы и технологии;

- энергетика транспорт.

5. Государственная программа охраны и рационального использовании земель – предусматривает меры по сохранению и улучшению структуры сельскохозяйственных угодий и посевных площадей, улучшению качества земель путем мелиорации, защите почв от эрозии, консервации и восстановлению нарушенных и загрязненных земель, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра.

6. Концепция устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г.

7. Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического разнообразии РБ.

8. Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы, защита населения, проживающего в условиях малых доз радиации, сохранение здоровья пострадавших.

Все функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции управления и специальные, т.е функции отдельных органов.

Общие функции:

1. Учет природных ресурсов и объектов и ведение природных кадастров.

2. Экологический контроль и экспертиза.

3. Осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Планирование природопользования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

5. Установление экологических ограничений.

6. Распределение и перераспределение природных ресурсов между природопользователями.

Специальные функции:

1. нормотворчество в области природопользования.

2. разрешение споров о праве пользования природными ресурсами.

3. применение санкций за нарушение законодательства, регулирующего экологические отношении.

Следует отметить, что правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность есть внешнее проявление форм управления, но вместе с тем они являются определенными видами управленческой деятельности и могут рассматриваться как специальные функции управления.

3. Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.

В сфере управления окружающей средой Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:

- подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,

- издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;

- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение;

назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

- определяет государственную экологическую политику;

- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

- принимает законы в области охраны окружающей среды.

- рассматривает и утверждает государственные экологические программы

Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления - выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

- осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;

- создает внебюджетные фонды охраны природы;

- координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;

- утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- определяет порядок ведения учета природных ресурсов;

- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;

- принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значении;

- выступает от имени собственника природных ресурсов;

- издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.

Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций;

- принятие решений о запрещении деятельности юридических лиц и их отдельных производств, цехов, участков, находящихся на территории местного Совета, либо о лишении этих юридических лиц и их производств права пользования местными природными ресурсами в случаях загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов и других нарушений природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил;

- организация экологического просвещения, образования и воспитания граждан;

- обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Рассмотрим правомочия органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды, стоящие перед ними задачи и функции.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:

1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.

2. Проводит государственную экологическую экспертизу.

3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда;

4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.

5. Ведет Кранную книгу РБ,

6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).

7. Согласовывает все виды промышленного строительства.

8. выдает разрешения на захоронение промышленных и коммунально-бытовых отходов.

9. предъявляет иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

10. Осуществляет контроль за соблюдением экологического законодательства.

11. ограничивает или приостанавливает работу предприятий, отдельных цехов, участков и иных объектов, если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обобщает практику применения законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, разрабатывает предложения о его совершенствовании.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет свою деятельность через областные и Минский городской исполнительный комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды существует ПО «Белгеология», задачей которого являет проведение работ по геологическому изучению недр Республики Беларусь с целью развития и расширения минерально-сырьевой базы государства.

На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь возлагается управление по охране и использованию животного мира и рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах, лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных.

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) осуществляет функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет:

1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий;

2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.

3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,

4. Организует надзор за безопасным ведением работ в отраслях народного хозяйства,

5. В области гидрометеорологии обеспечивает функционирование и развитие государственной системы гидрометеорологических наблюдений, в том числе за загрязнением природной среды, в том числе за загрязнением природной среды, ведение соответствующих государственных кадастров и систем мониторинга.

6. Составление карт радиационной и гидрометеорологической обстановки.

При МЧС существует Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор), на который возложены следующие задачи: предупреждение и пресечение нарушений требований технической, ядерной, радиационной безопасности, предупреждение аварий и катастроф техногенного характера на производствах и объектах повышенной опасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности:

- Химическая промышленность, пищевая промышленность, а также производства, где образуются вредные взрывоопасные среды (смесь газов, паров, пыли с воздухом);

- Газоснабжение, газо- нефтепроводы, поземные хранилища газа, нефтепродуктов;

- Горные работы, подземный транспорт и сооружении, гидротехнические сооружения.

Перечень подлежащих государственному техническому надзору конкретных производств, объектов, оборудования, систем утверждается Проматомнадзором. Все имеющиеся и вновь создаваемые на территории республики производства и объекты, подлежащие государственному техническому надзору, горные отводы, источники ионизирующего излучения должны быть зарегистрированы в Проматомнадзоре.

Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь:

Лес – это национальное богатства. Очень большие площади государства заняты лесами. Леса являются государственной собственностью. Для управления лесами и осуществления лесопользования существует Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:

1. Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства.

2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.

3. учет и изучение лесного фонда.

4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов: химическая обработка от вредителей, профилактическая вырубка лесонасаждений;

5. Обеспечение правильного ведения лесного хозяйства и государственный контроль за состоянием, использованием и воспроизводством и охраной и защитой лесов;

6. Лицензирование отдельных видов лесопользований.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи:

1. Обеспечение развития здравоохранения населения.

2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения.

3. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п., (т.е. при осуществлении деятельности, которая может повлиять на состояние здоровья людей и окружающей среды), в учреждениях и организациях. Проводит регулярные проверки соответствия выпускаемой продукции оказываемых услуг санитарным нормам и правилам.

4. организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий.

5. разрабатывает общие принципы организации и осуществляет гигиеническую регламентацию и регистрацию химических, биологических веществ и изделий из них, а также сырья, материалов и пищевых продуктов.

6. Проверяет соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями требований промышленной санитарии.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства.

2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.

3. Руководит работой по строительству мелиоративных систем, объектов, их эксплуатацией, капитальным ремонтом.

4. Осуществляет разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненных радионуклидами территории, выполнению государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

5. Осуществляет руководство службой по защите растений.

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии (Госкомзем) при Совете Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

1. Осуществляет управлении государственным земельным фондом Республики Беларусь;

2. Осуществляет контроль за рациональным использованием земель, сохранением ее плодородия, ведение мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра;

3. Выявляет неиспользуемые земли и ведет их учет.

4. Осуществляет распределение и перераспределение земельного фонда, отвод, предоставление и изъятие земельных участков физическим и юридическим лицам;

5. Осуществляет государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом и земельными участками;

6. Создает единый банк данных о состоянии земельных ресурсов;

7. Разрабатывает и устанавливает цены и расценки на землеустроительные работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.045 с.)