Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, гос управление природоп. Функции и методы управления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление это целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, привод. к намеченным результатам. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием это совок мероприятий, практическим действием способных изменить течение процессов, происходящих в окруж среде в желательном для общества направлении. На общегос уровне управление ПП это деятельность гос-ва по организации рац использования и восп-ва прир рес-ов, охраны окр среды. Управление может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственно управление объектами окр прир среды. Управление прир.пол-ем направлено на удовлетворение потребностей общества, прир рес-ов и св-ах окр прир среды. Гос управлениеприр.пол-ем означает организацию деятельности компетентных гос органов по практич осущ-ию и рац-му прир.польз-ю и охраны окр среды. Субъектами управления прир.польз-ем явл гос органы, организации, кот наделяются соответствующими функциями, поэтому они финансируются за счёт бюджета и имеют необход объём властных полномочий. Объект управления прир.польз-ем это деятельность людей в сфере прир.польз-я кот управляется на основе прав. регулир. Основными формами гос управл явл акты управления. Гос управление в сфере прирюпольз-я вкл 3 вида управления деятельностью: соц-экономич, админ-полит, соц-культ. Управление прир.рольз-ем осущ с помощью административных, экономических и соц-психологических методов для решения тех или иных вопросов природопользования. Система органов гос управления прир.польз-ем это ед организм, но функции управления в сфере экологии подразделяются на 3 составляющие: 1 управленческая – это организация, общ рук-во, оперативное реагирование и разработка основных нормативных актов и внесение в них изменений. 2 система планирования, прогнозирования и координации действий по использованию прир рес-ов, их воспроизводства и охраны. 3 система учёта, контроля и экологического надзора. В наше республике многие министерства, ведомства явл непосредственными природопользователями, но спец функций по гос контролю и надзору не выполняют. Функции органов гос управления определяются исходя из содержания, задач и компетенции. Органы гос управления классифицированы по объектам их компетенции. Различают органы общей и спец компетенции. Общей компетенцией наделены президент РБ, представители совет. и исполнительной органов власти. Спец компетенцией наделены те органы гос-ва, кот уполномочены выполнять соответствующие природоохранные экологические функции. По характеру своей спец компетенции такие органы подразделяются на 2 вида: 1 координационные, 2 отраслевые. Координационные органы выполняют все задачи или определённый блок прир.охранных задач, в отношении всех рес-ов на конкретные территории. Отраслевые органы сосредоточ внимание на охране и использовании отдельных прир объектов. К отраслевым спец уполномоченным органам мы относим комитет РБ по земельным рес-ам и землеустройству, комитет РБ по водному хоз-ву, комитет по геологии и использованию недр, гос комитет леса.
Экологический менеджмент на предприятии Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.
Структура экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы: Утвержденную экологическую политику Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов Установленные цели и задачи по охране окружающей среды Сформированную экологическую программу Документационное обеспечение системы экологического менеджмента Управление операциями Обучение персонала Экологический мониторинг Корректирующие и предупреждающие действия Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита Анализ со стороны руководства Распространение систем экологического менеджмента Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту ISO 14001 или по аутентичному национальному стандарту. В 1996 году в мире была зафикисирована 1491 организация имеющая систему экологического менеджмента, в 2000 году — 22897 организаций, в 2004 году — 72877 организаций.
Экологическая сертификация. Лицензирование природопользования – это система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специально разрешительных документов, то есть лицензии. Лицензирование – это элемент административно-правового управления, то есть государство не выполняет рычаги управления во всех сферах деятельности, в том числе и природоохранной. Лицензия фиксирует конкретные условия, определенные ограничения пользования природными ресурсами. Лицензия может быть и элементом экономического или рыночного управления, и может продаваться на аукционах. В систему лицензирования природопользования входят два вида разрешений: 1) разрешение на право пользования (добычи, изъятия, использования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов на конкретной территории. 2) разрешение на комплексное природопользование: Лицензирование является одним из элементов территориального управления природопользованием на ряду с платежами за ресурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресурсами, инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами. Специальные лицензии – это документы, выдаваемые специальными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Комплексная лицензия, в отличии от специальных лицензий, не дает права на вид природопользования, а лишь регламентирует условия пользования конкретного субъекта. Право же на пользование должно определяться в договорах аренды на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию этих договоров. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в РБ осуществляется на основе специального постановления совета министров РБ. В этом постановлении определяется порядок выдачи лицензии на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ, на проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования и осуществления видов деятельности, связанных с работами природоохранного назначения. С применением закона РБ о защите прав потребителя в республике введена обязат. сертифирация товаров, работ и услуг. Сертиф. осущ. по след. направлениям: технологич. процессы; отходы производства и потребления; услуги направленные на обеспечении экологич. безопасности и предупреждение вреда окруж прир. среды; объекты окружающей природной среды, прир. ресурсы. Сертификация является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием и охраны окруж. среды. Для функционирования госуд. системы экологич. сертифик. Необходимо: определить номенклатуру объектов подлеж. экологич. сертификации; разработка экологич. требований и нормативов. Орган по сертифик. несет ответственность за правило выдачи сертификата и знакосоответствия, чтобы определить критерий экологич. безопасности для технологич. ситуации сущ. понятие соответствующ. уровню техники. Это значит что для различных технологий производства однородной продукции уровень сброса, выбросов, потребления сырья и воды, энергопотребление не должно превышать показатели принятые или установленные как предельно допустимые на данный период времени, так и на приближ. к показателям новейших технологич. процессов. Экологический паспорт промышленного предприятия — это нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и по влиянию производства на ОС, а именно: сведения о применяемых технологиях; количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии, водоснабжения; количественные характеристики выпускаемой продукции; количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ, а также необходимого предприятию транспорта.
32. Планирование и прогнозирование природоохранной деятельностью. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природоп состоит в том, что объектом планирования явл не только соц-экон, но и прир процессы и явления. Территориальное прогнозирование и планирование на гос. уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производит сил, Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с осн показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных прир рес. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов прир рес и охраны прир сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. По отдельным прир средам и прир компонентам планируются показатели: по охране атмосферного воздуха — относительное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и снижение общего кол-ва этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов; необходимые капитальные вложения; по исп и охране водных ресурсов — объем исп воды; объем оборотной и последовательно исп воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно-чистых сточных вод), по охране земельных ресурсов — показатели "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное исп земельных рес", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов; по охр лесных рес — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационная охрана лесов от пожаров; по минерально-сырьевым ресурсам — лимит добычи полезных ископаемых (нефти, торфа, калийной и поваренной соли, цементного сырья); по охране других биологических рес — уровень достижения оптимальной численности осн видов охотничье-промысловых животных и данные по организации гос заповедников и национальных парков; реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финансирования природоохр мероприятий; объемом капитальных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий. Формирующаяся в Бел сис-ма прогнозирования и планирования должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охр окр ср, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми рес-ми.
33. Основные виды эколого-экономического планирования. Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны. В условиях рыночных отношений цели планирования сохра няются.Новый подход к самостоятельности предприятий, перехо дящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования. С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы. Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окр среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.86 (0.011 с.) |