Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, гос управление природоп. Функции и методы управления.

Поиск

Управление это целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, привод. к намеченным результатам. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием это совок мероприятий, практическим действием способных изменить течение процессов, происходящих в окруж среде в желательном для общества направлении. На общегос уровне управление ПП это деятельность гос-ва по организации рац использования и восп-ва прир рес-ов, охраны окр среды. Управление может

осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственно управление объектами окр прир среды. Управление прир.пол-ем направлено на удовлетворение потребностей общества, прир рес-ов и св-ах окр прир среды. Гос управлениеприр.пол-ем означает организацию деятельности компетентных гос органов по практич осущ-ию и рац-му прир.польз-ю и охраны окр среды. Субъектами управления прир.польз-ем явл гос органы, организации, кот наделяются соответствующими функциями, поэтому они финансируются за счёт бюджета и имеют необход объём властных полномочий. Объект управления прир.польз-ем это деятельность людей в сфере прир.польз-я кот управляется на основе прав. регулир. Основными формами гос управл явл акты управления. Гос управление в сфере прирюпольз-я вкл 3 вида управления деятельностью: соц-экономич, админ-полит, соц-культ. Управление прир.рольз-ем осущ с помощью административных, экономических и соц-психологических методов для решения тех или иных вопросов природопользования. Система органов гос управления прир.польз-ем это ед организм, но функции управления в сфере экологии подразделяются на 3 составляющие: 1 управленческая – это организация, общ рук-во, оперативное реагирование и разработка основных нормативных актов и внесение в них изменений. 2 система планирования, прогнозирования и координации действий по использованию прир рес-ов, их воспроизводства и охраны. 3 система учёта, контроля и экологического надзора. В наше республике многие министерства, ведомства явл непосредственными природопользователями, но спец функций по гос контролю и надзору не выполняют. Функции органов гос управления определяются исходя из содержания, задач и компетенции. Органы гос управления классифицированы по объектам их компетенции. Различают органы общей и спец компетенции. Общей компетенцией наделены президент РБ, представители совет. и исполнительной органов власти. Спец компетенцией наделены те органы гос-ва, кот уполномочены выполнять соответствующие природоохранные экологические функции. По характеру своей спец компетенции такие органы подразделяются на 2 вида: 1 координационные, 2 отраслевые. Координационные органы выполняют все задачи или определённый блок прир.охранных задач, в отношении всех рес-ов на конкретные территории. Отраслевые органы сосредоточ внимание на охране и использовании отдельных прир объектов. К отраслевым спец уполномоченным органам мы относим комитет РБ по земельным рес-ам и землеустройству, комитет РБ по водному хоз-ву, комитет по геологии и использованию недр, гос комитет леса.

 

Экологический менеджмент на предприятии

Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

 

Структура экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

Утвержденную экологическую политику

Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента

Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований

Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов

Установленные цели и задачи по охране окружающей среды

Сформированную экологическую программу

Документационное обеспечение системы экологического менеджмента

Управление операциями

Обучение персонала

Экологический мониторинг

Корректирующие и предупреждающие действия

Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита

Анализ со стороны руководства

Распространение систем экологического менеджмента

Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту ISO 14001 или по аутентичному национальному стандарту.

В 1996 году в мире была зафикисирована 1491 организация имеющая систему экологического менеджмента, в 2000 году — 22897 организаций, в 2004 году — 72877 организаций.

 

Экологическая сертификация.

Лицензирование природопользования – это система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специально разрешительных документов, то есть лицензии. Лицензирование – это элемент административно-правового управления, то есть государство не выполняет рычаги управления во всех сферах деятельности, в том числе и природоохранной. Лицензия фиксирует конкретные условия, определенные ограничения пользования природными ресурсами. Лицензия может быть и элементом экономического или рыночного управления, и может продаваться на аукционах. В систему лицензирования природопользования входят два вида разрешений: 1) разрешение на право пользования (добычи, изъятия, использования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов на конкретной территории. 2) разрешение на комплексное природопользование: Лицензирование является одним из элементов территориального управления природопользованием на ряду с платежами за ресурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресурсами, инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами. Специальные лицензии – это документы, выдаваемые специальными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Комплексная лицензия, в отличии от специальных лицензий, не дает права на вид природопользования, а лишь регламентирует условия пользования конкретного субъекта. Право же на пользование должно определяться в договорах аренды на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию этих договоров. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в РБ осуществляется на основе специального постановления совета министров РБ. В этом постановлении определяется порядок выдачи лицензии на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ, на проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования и осуществления видов деятельности, связанных с работами природоохранного назначения. С применением закона РБ о защите прав потребителя в республике введена обязат. сертифирация товаров, работ и услуг. Сертиф. осущ. по след. направлениям: технологич. процессы; отходы производства и потребления; услуги направленные на обеспечении экологич. безопасности и предупреждение вреда окруж прир. среды; объекты окружающей природной среды, прир. ресурсы. Сертификация является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием и охраны окруж. среды. Для функционирования госуд. системы экологич. сертифик. Необходимо: определить номенклатуру объектов подлеж. экологич. сертификации; разработка экологич. требований и нормативов. Орган по сертифик. несет ответственность за правило выдачи сертификата и знакосоответствия, чтобы определить критерий экологич. безопасности для технологич. ситуации сущ. понятие соответствующ. уровню техники. Это значит что для различных технологий производства однородной продукции уровень сброса, выбросов, потребления сырья и воды, энергопотребление не должно превышать показатели принятые или установленные как предельно допустимые на данный период времени, так и на приближ. к показателям новейших технологич. процессов.

Экологический паспорт промышленного предприятия — это нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и по влиянию производства на ОС, а именно:

сведения о применяемых технологиях;

количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии, водоснабжения;

количественные характеристики выпускаемой продукции;

количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ, а также необходимого предприятию транспорта.

 

32. Планирование и прогнозирование природоохранной деятельностью.

Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природоп состоит в том, что объек­том планирования явл не только соц-экон, но и прир процессы и явления. Террито­риальное прогнозирование и планирование на гос. уровне призвано обеспечить экологически обоснованное разви­тие и размещение производит сил, Отраслевое природоохранное планирование проводится ми­нистерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с осн показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных прир рес. Прогнозирование и планирование рационального использова­ния отдельных видов прир рес и охраны прир сред проводится при помощи действующих методов (балансо­вого, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. По от­дельным прир средам и прир компонентам плани­руются показатели: по охране атмосферного воздуха — относи­тельное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и сниже­ние общего кол-ва этих выбросов; ввод в действие устано­вок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из от­ходящих газов; необходимые капитальные вложения; по исп и охране водных ресурсов — объем ис­п воды; объем оборотной и последовательно исп воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхнос­тные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищен­ных, нормативно-чистых сточных вод), по охране земельных ресурсов — показатели "рекультива­ция земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональ­ное исп земельных рес", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов; по охр лесных рес — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиацион­ная охрана лесов от пожаров; по минерально-сырьевым ресурсам — лимит добычи полез­ных ископаемых (нефти, торфа, калийной и поваренной соли, цементного сырья); по охране других биологических рес — уровень дос­тижения оптимальной численности осн видов охотничье-промысловых животных и данные по организации гос заповедников и национальных парков; реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финанси­рования природоохр мероприятий; объемом капиталь­ных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий. Формирующаяся в Бел сис-ма прогнозирования и планирования должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охр окр ср, их сбалансирован­ности материальными, финансовыми и трудовыми рес-ми.

 

33. Основные виды эколого-экономического планирования.

Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны. В условиях рыночных отношений цели планирования сохра няются.Новый подход к самостоятельности предприятий, перехо дящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования. С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение

законодательства об охране природы. Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой

ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окр среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных

достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности

как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.86 (0.011 с.)