Правовое регулирование природоп и природоохр деят-ти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование природоп и природоохр деят-ти.



Ответственность за нарушение природоохран. Законодат Основой гос регулирования природоп является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Белорусское природоохранное законодателе старейших в мире. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природоп составляют: Конституция, Концепция государственной политики РБ в области охраны окружающей среды, Законы РБ:"О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)""Об охране окружающей среды";"О государственной экологической экспертизе" "Об отходах производства и потребления; "Об особо охраняемых природных территориях и объектах);"Об охране и использовании животного мира";"Об охране атмосферного воздуха";О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Кодекс РБ о недрах; Водный кодекс РБ; Кодекс РБ о земле; Лесной кодекс РБ. Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон РБ "Об охране окружающей среды", вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба. В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие пред приятии или запрет на пользование природными ресурсами). административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения. Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны. К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные потери. Конкретные составы экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе Республики Беларусь), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засорение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как ограничение или лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие виды наказаний, предусмотренные законодательством. Важную роль в пресечении правонарушений в сфере экологии играют службы контроля и общественные организации, однако только меры запретительного характера не решат проблему сохранения нашей природной среды. Огромное значение в ее решении имеет воспитание граждан в духе бережного отношения к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении ее экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды.

 

Нормирование и стандартизация в области охраны окр среды.

Одним из наиб эффективных средств рацион природопользования и охр окр ср явл экол нормирование. Экологическое нормирование представляет собой процесс ус­тановления показателей предельно допустимого воздействия че­ловека на окр прир ср. Главная цель экол нормир - обеспечение взаимоприемлемого со­четания экон и экол интересов. Систему экол нормирования подразделяют на 3 составляющие части:технологическую, научно-техническую: медицинскую. В основе технологических показателей нормирования ле­жит способность экономики обеспечивать выполнение установ­ленных пределов воздействия на человека и окружающую при­родную среду. К научно-техническому показателю можно отнести способ­ность технических средств контролировать соблюдение пре­делов воздействия по всем направлениям. Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы ка­чества окружающей среды определяют пороговый уровень угро­зы здоровью населения и компонентам биосферы. ПДК — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха воды или почвы, грунтов, других пород. ПДК устанавливается на таком ур, при кот вредные вещества даже при ежедневном воздействии в теч продолжит времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания чело­века, животных и растений. Разработка экол стандартов предст собой длит и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным исп в Беларуси не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Евро­пейском сообществе. Если то или иное вредное вещество, на данной террит представлено в единственном виде и не превыш значения ПДК, это свидетельствует о чистоте прир среды. Для каждого загрязняющего в-ва установлены класс опасности, максимальная разовая и среднесуточная ПДК. Мак­симальная разовая ПДК устанавливается для преду­преждения рефлекторных реакций у человека (ощущения запа­ха, изменения активности головного мозга, световой чувстви­тельности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмос­ферных загрязнений (до 20 мин), среднесуточная ПДК — с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окр ср. Радиоактивное загрязнение террит Бел вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов ра­диоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду (ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании территориа­льно-производственных комплексов, для развития промышлен­ности, с/х, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиб благопр усл жизни насел, недопущения разруш естествен­ных экол сис-м. ПДН — это допустимая степень воз­действия на окр прир ср в конкретном реги­оне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.005 с.)