Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история главенствующих церковных кафедр (IV-X вв.)

Поиск

Римская церковь. В период великого переселения народов происходит усиление влияния Римского папы. Некоторое время Церкви: Карфагенская, Медиоланская, Аквилейская, Равенская сопротивляются этому влиянию. С IV века папы уже претендуют на греческие территории – Иллирик, за обладание которого между папами и патриархами Константинополя с VIII века разворачивается нешуточная война. Римский престол распространяет свое влияния на Западе: собирает кафедры под своим омофором и обращает в христианство варвар. На Востоке авторитет пап также высок, здесь он церковный судья и заступник за обиженных. Участие в формировании европейских держав, дает папству в руки власть в Италии не только церковную, но и светскую, что приводит к секуляризации церкви на Западе.

Александрийская церковь. Расцвет Александрийской церкви приходится на IV-V вв. Здесь являют себя такие выдающиеся деятели как: Александр, Афанасий В., Петр, Феофил, Кирилл, Диаскор. Александрийская школа богословия расцветает в конце II века, а в V веке склоняется к закату. Следует отметить, широкие права пресвитеров в А. (толкование и Писания и поучение паствы по своему усмотрению, отлучение от Церкви). Кроме того есть основание говорить, что пресвитериум обладал правом рукополагать А. епископа. 640-641 г. – захват Александрии арабами.

Антиохийская церковь. Антиохия ялвляется центром духовной и богословской жизни на Востоке, в IV веке. Яркими представителями были: Евстафий, Милетий, Иоанн. На Антиохийскую школу богословия повлиял Аристотель. Библия понимается буквально. Выдающиеся представители школы: Иоанн Златоуст, Диодор Тарский и Феодор Мопсуэстийский, Феодорит Кирский. Несторианство сильно повредило репутации Антиохии и привело к ее упадку. 638 г. Ан. Была захвачена арабами.

Иерусалимская церковь. В IV веке происходит постепенное возвышение Иерусалимской кафедры. На это повлияло несколько событий (7 правило I Вселенского Собора, паломничество св. Елены, III Вселенский Собор.) В V веке возвышению И. способствовала хитрая политика Ювеналия Иерусалимского. Иерусалим, прежде всего воспринимался как место паломничества. В 637 г. Захват Иерусалима арабами.

Константинопольская церковь, беретсвое начало с основания Константинополя Константином 330 году. Формально правилами I Вселенского Собора Кп. владыка подчинялся Ираклийскому митрополиту, на деле происходит возвышение его, которое подтверждается правилами II и IV Вселенских Соборов. Искусственный рост Цареградской кафедры приводит к конфликтам с Александрией и Римом. Что в последствии отчасти приводит к монофизитскому расколу и разделению церквей в 1054 году. Возвышение царьградского владыки напрямую зависела от императорской власти, отношения между церковью и государством развиваются по пути «цезаропапизма» т.е. подчинения Церкви государству.

Цель доклада:

Обзор и анализ церковной организации ведущих кафедр, в исследуемый период, с целью обозначить причины возвышения Рима; противостояния между Римом и Константинополем, Константинополем и Александрией; зависимость Константинопольской кафедры от императорской власти.

Итоги:

1.Причины возвышения: 1. Римская церковь с самого основания играет ведущую роль в христианском мире. 2. С ослаблением, а впоследствии и падением Западной империи, Римский папа стал олицетворять в себе власть духовную и светскую. 3. Обращение и признание варварами папу Римского своего духовным владыкой. 4. Географическая отдаленность Римской кафедры от византийского василевса. 5. Римские папы не запятнали себя участием ни в одном еретическом движении (кроме монофелитства).

2.Противостояния вызваны главным образом нежеланием Рима и Александрии мириться с возрастанием Константинопольской кафедры, которая на правах Нового Рима стремилась получить полное господство на Востоке. Кроме того конфликт подогревали еретические движения, спорные области (Восточный Иллирик, Болгария), а также зависимость столичных патриархов от императоров. Стоит также отметить, что причиной противостояния, также играли роль безапелляционные суждения Рима, уверенного в своем авторитете и правоте.

Источники:

1. Деяния Вселенских Соборов. – Спб.: Св.-Троицкая Сеергиева Лавра:Воскресение: Паломник: Успенское подворье Оптиной пустыни, 1996. – 597 с.

2. Сократ Схоластик Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. – 366 с.

3. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. // Пер. с греч. – М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия»; Православное товарищество «Колокол», 1993. – 239с.

4. Никифор патриарх Константинопольский. Краткая история со времени после царствования Маврикия. http://www.krotov.info/acts/07/1/nikifor.html

Литература.

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Тт 2, 3, 4.с.

2. Заозерский Н. А. Церковь и государство. – Сергиев Посад: Н.М. Елов, Б.г – 47 с.

3. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. – 2-е изд. Испр. и доп. – Спб.: Изд-во О. Абышко, 2004. – 348 с.

4. Поснов М.Э. История христианской Церкви: до разделения Церквей – 1054 г. – Киев: Путь к истине, 1991. – 614 с.

5. Спасский, Анатолий Алексеевич. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени): Тринитарный вопрос (История учения о Святой Троице). – Рапринт. Изд. – М.: Москов. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Паломник, 1996. – [4], 648, II c.

6. Успенский Феодор Иванович. История Византийской империи. – М.: Астрель: АСТ, 2001-2002. Т.1: Период I (до 527 г.). Период II (518-610гг.) – 2001. – 624 с.

7. Шмеман А. Судьба византийской теократии. // Православная мысль. №5. Париж, 1947.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.008 с.)