Кафедра государственного управления и истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра государственного управления и истории



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский государственный технический университет

Кафедра государственного управления и истории

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению контрольных работ

По курсу Отечественной истории

для студентов заочного отделения всех специальностей

ПЕРМЬ 2005
Методические указания утверждены на заседании кафедрыгосударственного управления и истории ПГТУ «13» апреля 2005 г.

 

Авторы-составители: д.и.н., доцент Н.И. Морозов, к.и.н., доцент М.Г. Копп,

 

Рецензенты: д.и.н., профессор В.П. Мохов, д.и.н., профессор Б.И. Поварницын

 

 

Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу Отечественной истории предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей ПГТУ. Содержат варианты контрольных заданий и образцы их выполнения, а также требования, предъявляемые к контрольным работам.

Контрольные задания и методические указания к ним составлены на основе федерального стандарта ГСЭ. Ф. 03 «Отечественная история».

 

 

© Н.И. Морозов, ©М.Г. Копп

©Пермский государственный

технический университет, 2005


 

О Г Л А В Л Е Н И Е

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ4

НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ6

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ7

КРИТЕРИИ ЭКЗАМЕНАЦИОНЫХ ОЦЕНОК8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ

ЗАДАНИЙ В ФОРМЕ ТЕЗИСОВ, ТАБЛИЦ, ЛОГИЧЕСКИХ

ЦЕПОЧЕК ДАТ, СХЕМ, МОДЕЛИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ10

ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ11

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ18

ТЕМАТИКА ПРОБЛЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН40

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА42

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ИСТОРИИ
ГСЭ.Ф.03 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ45

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» (НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА)46


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ

Господа студенты!

До сдачи экзамена по курсу Отечественной истории допускаются только студенты, представившие контрольную работу, которая предполагает правильное выполнение задания: составления тезисов, таблицы, логической цепочки дат, схемы, моделирования исторического процесса.

1. Тезисы – положение, утверждение в изложении теории; краткий, сжатый конспект ответа, на основе которого можно дать развернутое изложение изученных процессов, событий. Каждый тезис содержит смысловую нагрузку. Он должен быть или логически связан с последующим или нести самостоятельное содержание.

2. Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему по графам, что помогает выявить основные тенденции развития, четко осознать исторические события, явления, процессы.

3. Логическая цепочка дат – хронологический ряд, отражающий этапные события (в том числе – принятие важнейших документов), вносящих существенные изменения в общественную жизнь.

4. Схема – предполагает чертеж, на котором условными обозначениями показаны составные части сложного события, явления, исторического процесса. Схема помогает наглядно увидеть их многообразие, противоречивость.

5. Моделирование исторического процесса в отличие от схемы позволяет проследить внутреннюю логику событий, причинно-следственные связи, механизмы развития. Моделирование позволяет наглядно отразить сложный, насыщенный множеством противоречивых событий материал.

При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на правильное понимание некоторых часто встречающихся в заданиях положений:

аргументировать – привести факты, доводы, доказательства, суждения, подтверждающие истинность главной мысли, высказанной идеи, точки зрения.

Дать определение – установить смысл незнакомого термина (слова) с помощью знакомых терминов через соотнесение его с родом предмета и выявления их видовых отличий.

Дать оценку –показать отношение к социальным явлениям, результатам человеческой деятельности, выявление значимости того или иного исторического события.

Концепция – способ понимания какого-либо явления, процесса; руководящая идея для освещения рассматриваемой проблемы; система взглядов на что-либо.

Объяснить – раскрыть внутреннее содержание изучаемого явления, события, процесса.

Проанализировать – рассмотреть отдельные стороны события, т.е. мысленно разложить на составные части изучаемый объект с тем, чтобы
впоследствии соединить их в осмысленный единый процесс.

Сделать вывод – сформулировать, изложить определенную точку зрения на рассмотренные вопросы в лаконичной (краткой) и понятной форме, в которой содержится новое знание о рассмотренных ситуациях, процессах.

Сравнить – выявить общее и особенное в исторических явлениях, стадиях и тенденциях их развития. При помощи сравнения можно выявить природу, сущность разнородных явлений, найти их сходство, осмыслить глобальные проблемы (См.: сопоставить).

Сопоставить – отразить уровни развития любой сферы общественной жизни внутри одной страны в разные периоды или в одних и тех же временных рамках, но по сравнению с другими странами.

Тенденция – направление развития какого-либо явления или процесса. В историческом аспекте она отражает устойчивые повторяющиеся явления, этап или линию развития. Она может быть краткосрочной (в силу определенных условий), тенденция может быть противоречивой (как и сама жизнь общества).

Пример устойчивой тенденции: укрепление абсолютизма в России в XVIII – первой половине XIX вв.

Пример краткосрочной тенденции: в политической жизни России ведущая роль гвардии периода дворцовых переворотов утратила свое значение в начале XIX века, на первый план выдвинулась бюрократия.

Пример противоречивой тенденции: консолидация дворянства с монархией в XVIII веке сопровождалась, с одной стороны, усилением зависимости дворянства от монаршей власти, с другой, приспособлением к интересам дворян, использованием их услуг в управлении государством (например, через фаворитизм).


НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

Обращаем Ваше внимание, что усвоение курса Отечественной истории невозможно без уяснения следующих наиболее употребительных терминов:

Абсолютизм, Автономия, Аристократия, Боярин, Бюрократия, бюрократизм, Вече, Волость, Вотчина, Государственная Дума, Государство, Губерния, Дань, Дворянство, Демократия, Деспотия, Диктатура, Диктатура пролетариата, Догоняющее развитие, Жалованные грамоты, Западники, Закуп, Земский собор, Земщина, Империя, Индустриализация, История, Кадеты, Класс, Князь, Коллективизация, Комбед, Консерватизм, Конституция, Крестьянство (частновладельческое, вольные хлебопашцы, монастырское, черносошное), «Культ личности», Крепостное право, Либерализм, Мануфактура, Марксизм, Меркантилизм, Модернизация, Монархия (абсолютная, конституционная, раннефеодальная, «третьеиюньская»), Народники, Народовольцы, Натуральное хозяйство, Национализация, Община, Октябристы, Оппозиция, Опричнина, Партия политическая, Плюрализм, Политика, Полюдье, Помещик, Поместье, Приватизация, Пролетариат, Продотряд, Промышленный переворот, Протекционизм, Радикализм, Раскол (церковный), Революция, Республика (парламентская, президентская, феодальная), Реформа, Рядович, Секуляризация. Славянофилы, Смерд, Советы, Сословие, Социал-демократы, Социалисты-революционеры. Структура социальная, Старообрядцы (староверы), Судебник, Тирания, Уезд, Фаворитизм, Федерация, Формация, Холодная война, Холоп, Целовальник, Цивилизация, Экспроприация, Язычество.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Контрольная работа должна быть выполнена студентом ЛИЧНО. Студент обязан уметь объяснять употребленные термины и ответить на любой вопрос преподавателя по теме работы. В противном случае работа не зачитывается.

2. Список использованной литературы следует оформлять согласно ГОСТ 7-80-2000. Указывается только та литература, которая использована при выполнении задания.

3. В контрольной работе рассматриваются, анализируются и критикуются только те концепции, которые были лично рассмотрены студентом при изучении литературы.

4. Изложение материала и аргументация не должны противоречить логике.

5. Контрольная работа должна быть зачтена Вашим преподавателем до начала сессии.

6. Работа, оцененная как неудовлетворительная, должна быть переработана. Изменение варианта контрольной работы не допускается.

Работа, включающая в себя решение обеих задач, должна быть выполнена не более чем на пяти листах формата А 4 (шрифт № 14) и представлена на кафедру государственного управления и истории Пермского государственного технического университета строго в машинописном виде. Контрольные работы, не отвечающие этому требованию, не рассматриваются.

На титульном листе в соответствии с требованиями государственного стандарта в обязательном порядке указываются все необходимые данные (название федерального агенства, учебное заведение, кафедра, вид представленной работы, Ф.И.0. студента, факультет, отделение, индекс группы, год выполнения работы; фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание преподавателя).

Контрольная работа, полностью соответствующая вышеуказанным требованиям, должна быть представлена студентом на кафедру «Государственное управление и история» ПГТУ лично или же может быть выслана почтой по адресу: 614000 ПЕРМЬ, Комсомольский пр., 29а., комн. 209 корпуса «А» для ее регистрации и последующей проверки Вашим преподавателем.

Все возникающие при выполнении работы вопросы и проблемы можно разрешить в дни и часы консультаций Вашего преподавателя на кафедре по вышеуказанному адресу. По этому же адресу студенты могут получить необходимую консультационную поддержку при изучении курса.

Консультации можно также получить по телефону 219-83-92 во время нахождения Вашего преподавателя на кафедре. Код г. Перми - 342 (для иногородних звонков).

 

 

УВАЖАЕМЫЕ СТДЕНТЫ!

Особо обращаем ваше внимание на то, что контрольная работа должна быть представлена на кафедру как минимум за 10 (десять) дней до начала экзаменационной сессии. При несоблюдении этого требования, согласно существующим нормативным документам, Вы не допускаетесь до экзамена по курсу. За качество почтовой связи кафедра «Государственное управление и история» ПГТУ ответственности не несет.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

К каждому контрольному заданию:

а) указаны термины, без знания которых невозможно выполнить работу;

б) даны рекомендации в сжатом виде, облегчающие изучение материала в рамках темы;

в) приведена дополнительная литература.

 

1. Тезисы: отразить процесс перехода у восточных славян от родовой общины к государственности,

а) Вече, военная демократия, вождь, дружина, князь, община (родовая, соседская), племенное ополчение.

б) Обратить внимание на причины разложения первобытно-общинного строя, становления имущественного и социального неравенства, возникновения родоплеменной аристократии. Найдите отличия в сфере управления между родовой и соседской общинами, найдите противоречия между князем и вече в период военной демократии.

в) Вернадский В.Г. Древняя Русь. Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева. Тверь. 1996.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

Седов В.В. Восточные славяне VI – VIII вв. – М., 1989.

 

2. Моделирование исторического процесса: образование раннефеодального Древнерусского государства.

а) Боярская Дума, государство, дружина, лествичное право, община, погост, полюдье, «Русская Правда», удельный князь, урок, христианство.

б) Чтобы раскрыть вопрос, необходимо уяснить признаки раннефеодального государства, а затем – обозначить причины возникновения государства на Руси; этапы его становления раскрыть через атрибуты государственности, отразить политическое устройство русских земель в XI-XII вв., взаимоотношения власти и общества.

в) Анохин А.Н. Новая гипотеза о происхождении государства на Руси//Вопросы истории. – 2001. № 3.

Горский А.Н. О древнерусских землях//Отечественная история. 2001. № 5.

Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в XI-XII вв.//Отечественная история. 2003. № 3.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М.: Наука. 1991. и последующие издания. Глава I, раздел 7.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

 

 

3. Таблица: землевладение и отношения собственности в Древней Руси.

а) Бояре, вотчина, закуп, князья, людин, натуральное хозяйство, погост, полюдье, «Русская Правда», рядович, смерд, удел, урок, феодализм, холоп.

б) Зная основные признаки феодализма, рассмотреть общинное, государственное, княжеское землевладение. Найти сходство и различие вотчиной и удельной систем. Показать социальную структуру общества, отражение феодального уклада в «Русской Правде».

в) Горский А.Н. О древнерусских землях//Отечественная история. 2001. № 5.

Горский А.Н. Русь в конце Х – начале XII века//Отечественная история. 1992. № 4.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М.: Наука. – 1991. и др. последующие издания. (Глава I. Раздел 8.).

Флоря Б.Н. «Служебная организация» и ее роль в развитии феодального общества у восточных и западных славян//Отечественная история. 1992. № 2.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб. 1999. СМ. -3 главы.

 

4. Таблица: «Русская Правда» как документ раннефеодального государства.

а) См. задания № 2 и 3.

б) На основе статей документа целесообразно раскрыть экономическую, социальную и политическую сферы общественной жизни.

в) «Русская Правда»//Хрестоматия по истории государства и права России. – любой год издания, а так же литература к заданиям 2-6, а так же литература к заданиями 2 и 3.

 

5. Тезисы: Децентрализация Древнерусского государства.

а) Децентрализация, феодальная раздробленность.

б) Объяснить политические и экономические предпосылки феодальной раздробленности, вскрыть сущность процесса децентрализации, найти две противоречивые тенденции: попытки централизации власти – формирование самостоятельных княжеств. Объяснить положительные и отрицательные стороны этого периода.

в) Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII – XV вв. – М., 1986.

Коваленко В. Распад земли-княжетсва домонгольской Руси//Родина. 1999. № 8.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1984, М., 1987, главы: Рождение самостоятельных княжеств.

Скрынников Р.Г. История российская IX – XVII вв. – М., 1997. Гл. II

 

 

6. Таблица: Развитие Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской феодальной республики.

а) Архиепископ, Ганзейский Союз, посадник, пятина, республика, Совет Господ, Тевтонский Орден, тысяцкий, феодальная республика, экспансия.

б) Путем сравнительного анализа на основе природно-климатического и геополитического факторов отразить специфику развития княжеств и земель, обратить внимание на роль субъективных факторов усиления Владимиро-Суздальского княжества. Необходимо разобраться в особенностях социально-экономического и политического устройства Новгородской феодальной республики.

Необходимо осмыслить причины исторического выбора Руси того времени: консолидация вокруг Владимиро-Суздальского княжества, а потом и Московского и отказа от других возможных вариантов развития.

в) Литература, указанная к 5 заданию.

Шакин Г. Южная Русь до Батыева нашествия //Родина. 2002, № 11.

Янин В.Л. Как устроен вечевой строй: становление Новгородской государственности//Родина. 2002. № 11-12.

Янин В.Л. Расцвет и падение Венеции: Великий Новгород в XIII – XV веках//Родина. 2003. № 11.

 

7. Тезисы: Русь под властью монголо-татар.

а) Агрессия, баскак, вассальная зависимость, иго, орда, подданнические отношения, структурный сдвиг, экспансия, ярлык.

б) Разобраться в причинах поражения русских княжеств, длительного господства многоло-татар, показать структурные сдвиги в русском обществе в результате нашествия.

в) Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН. 1997.

Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды//Отечественная история. 1997. № 2.

Кирпичников А.Н. Александр Невский между Востоком и Западом//Вопросы истории. 1996. № 10.

Кучкин В.А. Русь под игом. Как это было. М., 1991.

 

8. Логическая цепочка дат: возвышение Москвы в период феодальной раздробленности.

а) «Вотчинное государство», служилые люди, удельная система, феодальная война второй трети XV в.

б) Обратить внимание на предпосылки централизации Северо-Восточной Руси в удельный период, на проблемы взаимоотношений Москвы, Золотой Орды, Твери, на формирование слоя служилых людей. Осмыслить социально-политические изменения, суть «вотчинного государства», превращения Москвы в лидера национального объединения, последствия феодальной войны.

в) Горский А.Н. К вопросу о причинах возвышения Москвы//Отечественная история. 1997. № 1.

Горский А.Н. Москва, Тверь, Орда в 1300-1339 гг.//Вопросы истории. 1995. № 4.

Мельников С.А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации//Вопросы истории. 2001. № 11/12.

 

9. Схема или таблица: Создание Московского государства при Иване III и Василии III (конец XV – XVI вв.).

а) Государево тягло, государство, Дворец, иосифляне, Казна, кормление, местничество, наместник, нестяжатели, обояривание, поместье, судебник.

б) Показать на основе распада удельной системы, оформление служилых сословий, централизованного аппарата власти, подчинение церкви светской власти, формирование государственной идеологии, системы крепостничества.

в) Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. М., 1991.

Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. М., 1980.

Ермолаев И.П., Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (конец XV – XVI вв.)//Вопросы истории. 1987. № 5.

Казаков Р.Б. Судебник 1497 г.//Вопросы истории. 2000. № 3.

Шмидт С.О. Становление Российского самодержавия. М., 1975.

Юрганов А. Удельно-вотчинная система и традиции наследования власти и собственности в средневековой Руси//Отечественная история. 1996. № 3.

 

10. Схема или таблица: Развитие централизованного государства при Иване IV в.

а) Земский собор, Избранная Рада, приказная система, самодержавие, Царский титул.

б) Необходим сравнительный анализ государственного устройства до и после реформ Ивана IV; отразить изменения в управлении в центре и на местах, социальную опору самодержавия; цели и методы проведения реформ по укреплению личной власти царя.

в) Альшиц Д,Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.

Зимин А.А., Хорошвич А.Л. Россия времени Ивана Грзного. М., 1984.

Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.

Шмидт С.О. Становление Российского самодержавия. М., 1975.

 

11. Схема или таблица: Основные сословия и изменения в их положении (XV – середина XVII вв.).

а) Духовенство, заповедные годы, крепостные, поместье, служилые сословия, сословие, тяглые сословия, Юрьев день.

б) Осмыслить, как происходит оформление служилых сословий путем ликвидации уделов, понижение статуса служилых князей, появление поместной системы, закрепощение крестьян (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Уложение 1649 г. и др. документы) изменение в положении свободного сельского и городского населения, дворянства.

в) История России с древнейших времен до конца ХХ в.: учеб. пособие для педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2001. – С. 57-58, 70, 72-73, 83-84,
90-91.

Миронов БП. Социальная история России. Т. I., М., 1999.

Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV – первой половины XVI в. М., 1967.

Андреев И.Л. Дворянство и служба в XVII веке//Отечественная история. 1998. № 2.

 

12. Тезисы: Российский тип феодализма.

а) Земский собор, крепостное право, поместная система, самодержавие, феодализм (его признаки).

б) Отразить главенствующую роль государства в социально-экономической и политической сферах, а также – в духовной; обратить внимание на роль поместной системы в этом процессе. Показать необходимость сохранения сословно-представительного органа и его слабость. В выводах отметить особенности российского типа феодализма.

в) Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. М., 1980.

История России с древнейших времен до конца ХХ в.: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2001. – С. 57-58, 71-74.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV – XVI вв. М., 1985.

 

13. Таблица: причины, сущность и следствия Смутного времени.

а) Гражданская война, двоевластие, интервенция, ополчение, самозванство, семибоярщина, смута.

б) Обратить внимание на социально-политические и экономические последствия реформ Ивана IV. Отразить расстановку политических сил, крах политики представителей, боровшихся за власть: боярства, самозванцев, интервентов.

в) Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989. (Глава: «Смута и ее последствия»).

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1990.

Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990. (или другие издания).

 

14. Схема или таблица: экономическое развитие России в XVII в.

а) Всероссийский рынок, купечество, мануфактура, промысел, протекционизм, ярмарка.

б) Найти новые черты в экономическом развитии России, связанные с освоением новых территорий, разложением натурального хозяйства, расширением числа налогоплательщиков и изменением налоговой системы.

в) Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989.

Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1997. С. 216-218, 226-228.

Павлов-Сельвинский Н.П. Феодализм в России. – М., 1988.

Реформы второй половины XVII – начала ХХ в.: подготовка, проведение, результаты. – М., 1989.

 

15. Моделирование исторического процесса. Становление Российского абсолютизма (середина XVII – начало XVIII).

а) Абсолютизм, империя, самодержавие, сословно-представительная монархия, церковный раскол.

б) Отразить постепенное формирование предпосылок перехода к абсолютной монархии через падение роли Земских Соборов, итогов церковного раскола, зарождение новых тенденций во всех сферах общественной жизни.

в) Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

История государственных учреждений в России. Под ред. Марковой М.А. – М., 1996.

Романовы: исторические портреты. Кн. 1.: 1613–1762. Михаил Федорович – Петр III. М., 1997.

 

16. Таблица: изменения, происшедшие в социально-экономической сфере в результате реформ Петра I.

а) Крестьяне: посессионные, приписные, меркантилизм, модернизация, подушная подать, протекционизм, рекрутская повинность, табель о рангах, указ об единонаследии.

б) Обратить внимание на противоречивость социально-экономической политики Петра I, элементы государственной монополии, госзаказа, регулирование экономики; усиление крепостнических тенденций, приобщение аристократии к государственной службе, расширение рамок дворянского сословия, изменение положения городских сословий.

в) Горинов М.М., Лященко Л.М. От древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). М.: Знание, 1994. Тема 6. Усложнение социальной структуры Российского государства в XVIII веке.

История России в 3-х частях. Ч. I.

Каменский А.Б., Анисимов Е.В. Время Петровских реформ // Вопросы истории. 1999. № 7-8.

 

17. Таблица: Российский абсолютизм: сущность и национальные особенности.

а) Абсолютизм, бюрократия, Верховный тайный совет, Генеральский регламент, империя, просвещенный абсолютизм, секуляризация, Синод.

б) Осмыслив сущность абсолютизма, раскрыть основные черты российского абсолютизма, дать характеристику его социальной базе, показать государственное устройство при Петре I, дворцовых переворотах, Екатерине II.

в) Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. 1989, № 7. или в кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. ХХ в. – М., 1991.

Горинов М.М., Лященко Л.М. От древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). М.: Знание, 1994. Тема 5. Варианты Российского абсолютизма в XVIII веке.

История России в 3-х частях. Ч. I.

Писарьков А.Ф. От Петра I до Николая II: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4.

 

18. Тезисы: дворцовые перевороты XVIII века: сущность и значение для России.

а) Бироновщина, дворцовые перевороты, «Жалованная грамота дворянству», кондиции, фаворитизм.

б) Отразить противоречия и борьбу дворянско-бюрократических группировок, обозначить роль гвардии в дворцовых переворотах, их социально-политическое содержание, разновидности фаворитизма и его роль в общественной жизни, превращение дворянства в опору власти и господствующее сословие.

в) Анисимов Е.В. Россия в середине XVII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986.

Анисимов Е.В. Россия без Петра 1725 – 1740 гг. СПб., 1994.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. М., 1994.

 

19. Таблица: развитие экономики России в XVIII веке.

а) Индустриализация, мануфактура, меркантилизм, модернизация, посессионный, приписной крестьянин, протекционизм, ревизская душа.

б) Показать противоречивость преобразований Петра I, нарастание проблем и попытки их разрешения в 50-60-е гг., появление новых тенденций в экономическом развитии России, положительные итоги, а так же – факторы, сдерживавшие капиталистический путь развития и превращавшие экономику России в догоняющий тип развития.

в) Анисимов Е.В. Россия без Петра 1725 – 1740 гг. СПб., 1994.

Горинов М.М., Лященко Л.М. От древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). М.: Знание, 1994. Тема 7. Развитие экономики России в XVIII веке: возможности и реалии.

История России в 3-х частях. Ч. I.

Эйдельман Н.Я. Твой XVIII век. М., 1989.

 

20. Таблица: проекты политических реформ I половины XIX века и их воплощение.

а) Аракчеевщина, Государственная Уставная грамота, Государственный Совет, министерства, негласный комитет, теория официальной народности, третье отделение.

б) Проекты Сперанского, либеральные начинания Александра I и Николая I, централизация и бюрократизация управления.

в) Де Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.

История России XIX – начала ХХ в.: Учебник для исторических факультетов. Под ред. А.Ф. Федорова. М., 2000.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.

 

21. Тезисы: социально-экономическое развитие России в I половине XIX века.

а) Военные поселения, месячина, промышленный переворот, указ о вольных хлебопашцах.

б) Отразить начало разрушения монополии дворянства на землю, первые мероприятии правительства Александра I, направленные на развитие капиталистических отношений, реформы Киселева-Канкрина 1837-1841 гг. Особенности промышленного переворота в России, возврат к барщине в юго-западных территориях, противоречивая политика по ограничению крепостного права (Указы 1842, 1847 гг.), попытки приостановления процесса дробления и разорения дворянских имений.

в) История России XIX – начала ХХ в.: Учебник для исторических факультетов. Под ред. А.Ф. Федорова. М., 2000.

Соловьев А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.

 

22. Таблица: оппозиционные идеи и движения I половины XIX века (на примере движения декабристов, идей западников и славянофилов).

а) Декабристы, западники, «Конституция» Н. Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля, славянофилы.

б) Обосновать причины возникновения в дворянской среде оппозиционных идей. Отразить сходство и различие во взглядах на государственное устройство и социально-экономическое развитие страны в программах южного и северного обществ декабристов и идеях западников и славянофилов, а так же – методы их осуществления, влияние на общественно-политические движения.

в) Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М., 1994.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М., 1996.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.

 

 

23. Таблица: значение реформ 60-70-х годов XIX века для буржуазного развития страны.

а) Временнообязанный, выкупные платежи, отрезки.

б) Указать противоречивый характер принятых реформ, их социальные последствия, особое внимание обратить на обезземеливание крестьян и сохранение пережитков феодализма во всех сферах общественной жизни.

в) Ананьич Б.В. Великие реформы в России 1856–1874 гг. // Вопросы истории. 1993. № 10.

Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.

Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1856–1874 гг.) // История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX–XX в. М., 1991.

История России 1861–1917 / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.

 

24. Логическая цепочка или схема: этапы развития народничества.

а) Анархизм, бланкизм, Земля и воля, ишутинцы, народная воля, народничество, нечаевцы, террор, хождение в народ.

б) Назвать идеологов народничества, показать развитие взглядов, тактику, эволюцию движения, историческую роль. Обратить внимание на течения в революционном народничестве в 60-70-х гг.: анархическое М.А. Бакунин, пропагандистское – П.Л. Лавров, заговорщическое – П.Н, Ткачев.

в) Антонов В.Р. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. № 1.

Лященко Н.М. Революционные народники. М., 1989.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I. / Кулешов С.В., Волобуев О.В. и др. М., 1991. Гл. 3.

Троицкий Н.А. История Россия в XIX веке. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.

Шегало Н.Б. История Отечества. (Пособие для поступающих в вузы. М.: ТЕИС, 1998. с. 221-226.

 

25. Таблица: охранительное движение в России.

а) Антисемитизм, великодержавный шовинизм, «союз Михаила Архангела», «Союз русского народа», теория официальной народности, черносотенцы.

б) Назвать лидеров, раскрыть цели, идеологию, реальную деятельность, показать историческую роль.

в) Аврех А.Я., Царизм накануне свержения. М., 1989.

Басманов В.А., Гусев К.В., Полушкина В.А. Сотрудничество и борьба. Гл. I. § 2. М., 1988.

Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайне правых партий в России (1905 – 1917 гг.) тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1998. № 5.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I. / Кулешов С.В., Волобуев О.В. и др. М., 1991. Гл. 6.

Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века // Энциклопедия. М., 1998.

Степанов С.А. Черносотенцы-революционеры наизнанку // Полис. 1993. № 1.

 

26. Таблица: либеральное движение в России вторая половина XIX – начало ХХ в.

а) Кадеты, «Легальный марксизм», либерализм, октябристы (союз 17 октября), «Союз – земцев-конституционалистов», «Союз освобождения», прогрессивный блок.

б) Эволюция либеральных течений, оформление двух партий, лидеры, программы, реальное участие в общественной жизни, историческая роль.

в) Басманов В.А., Гусев К.В., Полушкина В.А. Сотрудничество и борьба. Гл. I. § 3. М., 1988.

Гусев К.В. Кадеты, война и революция в свете новых данных // Вопросы истории. 1989. № 3.

Драма русского либерализма // Родина. 1990. № 10.

Думова Н.Г. Кончилось ваше время. М., 1990.

История политических партий. М., 1995.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I. Кулешов С.В., Волобуев О.В. и др. М., 1991. Гл. 7.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Политические партии России. Конец XIX – начало ХХ вв. / Энциклопедия. М., 1998.

Шелохаев В.В. Либералы и массы 1907 – 1914 гг. // Вопросы истории. 1999. № 2.

 

27. Таблица: социал-демократическое движение в России в конце XIX – начале ХХ в.

а) Большевики, группа «Освобождения труда», марксизм, меньшевики, Социал-демократы, «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», «Черный передел».

б) Становление российской социал-демократии, образование партии, отражавшей интересы рабочего класса, лидеры, программа, два течения в партии, реальная деятельность, историческая роль.

в) Басманов В.А., Гусев К.В., Полушкина В.А. Сотрудничество и борьба. Предисловие. Гл. I. § 1. М., 1988.

Бугин А.П. Классово-экономическая характеристика массовых демократических движений XIX – ХХ веков // Вопросы истории. 1997. № 3.

История политических партий. М., 1995.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I. Кулешов С.В., Волобуев О.В. и др. М., 1991. Гл. 8.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Политические партии России. Конец XIX – начало ХХ вв. / Энциклопедия. М., 1998.

Программы политических партий России. Конец XIX – начало ХХ вв. М., 1995.

 

28. Таблица: деятельность партии социалистов-революционеров.

а) Левые эсеры, энесы, эсеры.

б) Показать истоки партии, отражавшей интересы крестьян, лидеров, программу, тактику, реальную деятельность (обратить внимание на выделение группы левых эсеров, примкнувшим к большевикам), участие эсеров в событиях после февральской революции, Октябрьского переворота, гражданской войне, историческую роль.

в) Басманов В.А., Гусев К.В., Полушкина В.А. Сотрудничество и борьба. Гл. I. § 1. М., 1988.

Еремин А.И. Так начиналась партия эсеров // Вопросы истории. 1996. № 1.

История политических партий. М., 1995.

Коновалова О.В. В.М. Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2002. № 2.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I. Кулешов С.В., Волобуев О.В. и др. М., 1991. Гл. 8.

Павлов Д.Б., Монов С.В. Партия социалистов-революционеров в 1905– 1917 гг. // Отечественная история. 1998. № 5.

Программы политических партий России. Конец XIX – начало ХХ вв. М., 1995.

 

29. Тезисы: основные тенденции в социально-экономической и политической жизни России конца XIX – начала ХХ вв.

а) Депрессия, империализм, марксизм, монополия, промышленный переворот.

б) Показать результаты промышленной модернизации, особенности складывающихся признаков империализма, нарастающие проблемы в сфере экономики, в связи с вмешательством государства. Нарастание проблем в социальной сфере, в государственном устройстве. Обратить внимание на необходимость его реформирования, объяснить нарастание социального недовольства, формирование нелегальной оппозиции, возрастание интереса к марксизму.

в) Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революции // Вопросы истории. 1993. № 3, 5, 7; 1994. № 1.

История России XIX – начала ХХ в.: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998; М., 2000.

История России. Часть II. Расцвет и Закат Российской империи. (XIX – начало ХХ вв. / Под ред. В.П. Дмитриенко. М., 1994. Тема 14.

Тарновский К.Н. Социально-экономическая история России. Начало ХХ века. М., 1990.

 

 

30. Тезисы: первая демократическая революция в России 1905-1907 гг.

а) Большевики, Государственная Дума, кадеты, Конституционная монархия, меньшевики, муниципализация земли, октябристы, полицейский социализм, профсоюзы, революция, социализация земли, эсеры.

б) Показать причины, характер и особенности революции, политика правительства, возникновение буржуазных партий и их отношение к революции, тактика эсеров, большевиков, меньшевиков и их реализация, итоги революции, причины ее поражения и значение.

в)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.206 с.)