История кафедры анатомии АГМУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История кафедры анатомии АГМУ



Предисловие

Учебное пособие поможет студентам младших курсов медицинских факультетов при подготовке к текущим занятиям, зачетам и экзамену. Авторы ставили перед собой задачу в доступной форме, конспективно отразить значимые разделы анатомии и осветить наиболее сложные для понимания вопросы. В связи с этим данное пособие не заменяет базовый учебник по анатомии под редакцией академика М. Р. Сапина и другие анатомические издания. После изучения анатомического препарата по учебнику, атласу оно помогает обобщить полученные сведения и сформулировать содержательный ответ на контрольный вопрос.

Для более полного понимания некоторых разделов анатомии и использования логической памяти особое внимание было уделено анатомо-клиническим аспектам медицины, которые доступны для восприятия студентам младших курсов. Клинические примеры способствуют более яркой иллюстрации анатомических фактов и теоретических положений.

Материал, изложенный в пособии, соответствует примерному ответу студента на государственном и переводном экзаменах. Кроме того, перед каждой главой в виде своеобразного эпиграфа приведена полная формулировка программного вопроса, который будет предложен студенту на экзамене по анатомии. Ответ на него выражен как эталон, учитывающий классическое и современное представление по данному вопросу.

Пособие также может быть интересно и студентам старших курсов медицинских и биологических факультетов, врачам-интернам, аспирантам, ординаторам и врачам всех специальностей как своеобразный анатомический справочник.

В настоящем пособии приведены ответы на экзаменационные вопросы по истории анатомии и некоторым теоретическим положениям, связанным с методологией предмета, анатомической изменчивостью. Кроме того, в пособие вошли дополнение по экзаменационной программе для стоматологического факультета, планы лекций и практических занятий, практические и деонтологические навыки, список литературы.


Оглавление

Предисловие_____________________________________ 3

История кафедры анатомии АГМУ________________ 8

Предмет и содержание анатомии________________ 12

Современные подходы к анатомическому исследованию 15

Анатомия и медицина___________________________ 19

Основные методологические принципы анатомии__ 22

Анатомия и медицина древней Греции и Рима_____ 25

Анатомия эпохи Возрождения___________________ 28

Первые русские анатомы XVIII века_______________ 31

Отечественная анатомия Древней Руси___________ 35

Н. И Пирогов и его вклад в анатомию человека_____ 37

П. Ф. Лесгафт — представитель функциональной анатомии 39

Отечественные анатомы XX века________________ 41

Индивидуальная изменчивость органов____________ 45

Возрастная периодизация человека______________ 48

Дополнение к экзаменационной программе для стоматологического факультета 51

Молочные зубы_________________________________ 51

Сроки прорезывания молочных зубов___________________ 53

Сроки прорезывания постоянных зубов__________________ 53

Частная анатомия резцов и клыков_______________ 55

Малые коренные зубы____________________________ 59

Большие коренные зубы__________________________ 63

Сравнительная анатомия и развитие зубов________ 67

Общее строение и части зуба____________________ 71

Зубо-челюстно-лицевая система__________________ 76

Строение периодонта и парадонта_______________ 80

Понятие о зубочелюстных сегментах_____________ 83

Зубная формула. Стертость зубов.________________ 86

Топография зубных корней_______________________ 88

Планы лекций и практических занятий 89

1 курс__________________________________________ 89

Лечебный факультет___________________________ 89

План лекций__________________________________ 89

1 семестр___________________________________________ 89

План практических занятий_____________________ 91

1 семестр___________________________________________ 91

План лекций__________________________________ 92

2 семестр___________________________________________ 92

План практических занятий_____________________ 93

2 семестр___________________________________________ 93

2-й курс________________________________________ 94

План лекций__________________________________ 94

3 семестр___________________________________________ 94

План практических занятий_____________________ 95

3 семестр___________________________________________ 95

Педиатрический факультет________________ 97

1 курс__________________________________________ 97

План лекций__________________________________ 97

1 семестр___________________________________________ 97

План практических занятий_____________________ 97

1 семестр___________________________________________ 98

План лекций____________________________________ 99

2 семестр___________________________________________ 99

План практических занятий____________________ 100

2 семестр__________________________________________ 100

План лекций___________________________________ 101

3-й семестр________________________________________ 101

План практических занятий____________________ 102

3-й семестр________________________________________ 102

Стоматологический факультет________________ 104

1 курс_________________________________________ 104

План лекций___________________________________ 104

1 семестр__________________________________________ 104

План практических занятий____________________ 105

1-й семестр________________________________________ 105

План лекций___________________________________ 107

2 семестр__________________________________________ 107

План практических занятий____________________ 108

2 семестр__________________________________________ 108

2 курс_________________________________________ 111

План лекций___________________________________ 111

3-й семестр________________________________________ 111

План практических занятий____________________ 112

3-й семестр________________________________________ 112

Профессиональные практические навыки по анатомии человека 114

Общекультурные и деонтологические навыки поведения студента при работе на кафедре анатомии человека 115

Обязательная литература______________________ 116

Дополнительная литература__________________________ 116

 

Анатомия и медицина

 

 
натомия человека – наука о формах и внутреннем сроении, происхождении и развитии человеческого организма под влиянием экологической и социальной среды.

Используя основной метод исследования в виде вскрытия, рассечения, препарирования анатомия предусматривает систематические измерения, описания и зарисовки, фото и рентгеновское изображение формы, внутренних структур, положения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых, индивидуальных, профессиональных особенностей. При этом широко используются данные эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, антропологии и других биологических медицинских наук.

В зависимости от плана изложения анатомического материала различают несколько видов анатомии. Систематическая анатомия описывает строение нормального, здорового человека по системам: костной, суставной, мышечной и т. д. Поэтому учение о каждой системе имеет свое название, как остеология, артрология, миология, спланхнология, эндокринология, вазология, иммунология, неврология, эстезиология.

· Систематическую анатомию называют нормальной, т.к. она изучает методом системного подхода строение здорового, нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы.

· Здоровье — полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, находящееся в равновесии с окружающей средой (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ). Норма — определённый стандарт, типичный образец строения тела человека, обеспечивающий здоровую функцию организма.

· Топографическая анатомия изучает строение тела по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений (синтопия), проекции органов на скелет (скелетотопия) или на кожу отдельных областей (голотопия); кровоснабжение, иннервация области и органов в ней находящихся, проекционные линии сосудисто-нервных пучков.

· Пластическая анатомия изучает внешние формы тела, их пропорции, топографию органов во взаимодействии с внешней средой, что особенно важно при изображении человека в различных видах искусства, при проведении косметических и пластических операций.

· Сравнительная анатомия сопоставляет строение тела человека и животных, учитывая эволюционное развитие всего живого в процессе филогенеза.

· Патологическая анатомия, содержанием которой являются строение больных органов, тканей, клеток и в целом больного организма.

· Клиническая анатомия разрабатывает анатомические проблемы по специальным направлениям, а поэтому подразделяется на хирургическую, стоматологическую, рентгенологическую и многие другие.

· Палеонтологическая анатомия изучает ископаемые костные останки, мумии древнейших и древних людей: питекантропов, синантропов, гейдельберского человека, неандертальцев, кроманьонцев и нового (разумного) человека.

· Динамическая, функциональная анатомия связывает строение с функцией, с биомеханикой опорно-двигательного аппарата, с гидравликой сосудистой системы и широко используется при физкультурной, спортивной и военной подготовке.

· Возрастная анатомия изучает особенности строения человека в различные возрастные периоды до и после рождения; рост и развитие человека в материнской утробе (в пренатальном периоде жизни) изучает эмбриология; а в пожилом и старческом возрасте — геронтология; изучением отклонений от нормы — аномалий, уродств и пороков развития — занимается тератология.

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека, его вариантных и аномалийных отклонений необходимо знание основных этапов фило — и онтогенетического развития. Поэтому в курсе анатомии рассматриваются начальные стадии эмбриогенеза, учение о зародышевых листках и тканях из них возникающих: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

Анатомия изучает строение мертвого тела для того, чтобы познать законы строения живого человека.

Поэтому анатомические знания необходимы врачу любой специальности, без них он способен принести только вред. Каждая клиническая дисциплина начинается с анатомо-физиологического вступления, с восстановления прочных и основополагающих знаний по строению здорового, нормального человеческого организма.

Они помогают разобраться с патогенезом болезни, увидеть структурные и функциональные нарушения. В конечном счете, диагноз устанавливается и подтверждается способами, которые определяют нарушения в структурно-функциональных единицах органов и во всем организме. Профилактика и лечение тоже базируются на анатомических знаниях.

Применяемыми в анатомии плоскостями - срединной, сагиттальной, горизонтальной; и осями — вертикальной, фронтальной, сагиттальной пользуется вся медицина. Связанные с ними термины: медиальный, латеральный, дистальный, проксимальный необходимы при описании строения органов, областей человеческого тела.

Для определения границ органов и проекции их на поверхность тела вводятся линии срединные (передняя и задняя), грудинные, среднеключичные, подмышечные, лопаточные, околопозвоночные, которыми широко пользуются в клинике для определения границ, проекции органов и областей (голотопия, скелетотопия).

Описание любой болезни человека связано со строением его тела, органов, тканей, систем. Поэтому и обследование пациента руками врача или инструментами требует знания анатомии человека. При этом врач обязан помнить, что структура и функция взаимосвязаны, и в здоровом и в больном организме. Известно, например, что строение костей, суставов и мышц настолько увязано с функцией, что приобретает особенности в зависимости от вида трудовой деятельности, занятий спортом и физкультурой, питания, образа жизни, болезней, иногда даже не связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Анатомическая термины и номенклатура составляют основу клинической терминологии. Названия многих болезней, синдромов происходят от латинских названий органов, тканей, клеток, частей тела. В названиях многих методов лечения, особенно оперативных, в названиях медицинских приборов, инструментов, методик обследования звучат анатомические термины, отражающее строение человеческого тела. Поэтому вполне справедливо утверждение многих видных ученых, что анатомия – мать медицины, а «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден» (Е.О. Мухин – видный профессор анатомии Московского университета XIX столетия).

При изучении анатомии каждый должен добиваться от себя умения хорошо ориентироваться в сложном строении человеческого тела: находить, определять положение и проекцию органов, их частей (долей, секторов, сегментов), топографию сосудов и нервов, свободно владеть теоретическим материалом. Знать внутреннее и внешнее строение органов, их размер и массу.

Основные методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.)
Основные методологические принципы анатомии

С

троение человеческого тела в современной анатомии рассматривается с позиции диалектического развития, где одним из основных положений является взаимообусловленное влияние формы и функций. При определенном единстве формы и функций наблюдается в процессе развития и жизни некоторая противоположность, и даже отрицание, что в разных условиях вызывает адаптационную перестройку организма. Человек, будучи одним из представителей животного мира планеты, в процессе эволюции сформировался в соответствии не только с биологическими законами, но и социальными. Появление и совершенствование у человека разумного речи, интеллекта, творчества, чрезвычайно экспансивной трудовой деятельности, постоянно возрастающих социальных потребностей сопровождалось биологическим преобразованием в строении и развитии тела, особенно мозга. Потребовались миллионы лет, чтобы обезьянолюди превратились в людей прямостоящих и, наконец, в людей разумных, процесс развития и совершенствования которых продолжается.

Целостность организма и взаимосвязь его частей — диалектическое единство и противоположность, которое осуществляется благодаря:

· интеграции и соподчинения;

· координации и корреляции.

· способности к самостоятельному существованию и саморегулированию в определенной среде пребывания.

В организации трех выше названных основных типов связей ведущими выступает ряд систем: нервная, сосудистая, эндокринная, иммунная. На руководящем месте находится нервная система, т.к. структурные компоненты ее проникают во все органы и ткани, объединяя организм в единое целое. Она действует вместе с эндокринной и сосудистой системами, обеспечивающими интеграцию гуморальными связями.

Целостность организма проявляется в единстве психических и соматических процессов, состоящих в равновесии с окружающей средой пребывания, чем и определяется здоровье. Схема соподчинения строится от целого к части: организм - системы и аппараты - органы - ткани - клетки и неклеточные структуры.

Координация и корреляция показывают пропорциональную и топографическую связь частей тела, систем и аппаратов органов, тканей и клеток, например: череп и головной мозг, тип телосложения и соответствующее ему расположение органов, сосудов, нервов.

Структурно-функциональной единицей организма считается клетка. Основными свойствами, которой являются обмен веществ и размножение. Клетка – микроскопическая часть целого многоклеточного организма – отличается сложностью устройства. Благодаря цитолемме, полупроницаемой биологической мембране, цитоплазме и ядру она обладает строго определенной формой: круглой, звездчатой, плоской, призматической, кубической, цилиндрической, веретенообразной. В клеточном ядре различают оболочку (кариотеку) из ядерных мембран с перинуклеарным пространством, карио – и нуклеоплазму с одним, двумя ядрышками и хроматином.

В цитоплазму входит гиалоплазма и органеллы - центросома с центриолями, митохондрии, внутренний сетчатый аппарат, цито –, эндоплазматическая сеть, лизосомы.

Современные представления о строении и функции клетки позволяют работать с ее структурными образованиями методами генной инженерии, выращивать и размножать клетки в искусственной среде. Из одной клетки создавать ткань, орган, системы органов и в целом весь организм, пересаживать клетки и ткани человеку и животным.

На основе клетки разработано ряд теорий построения организма, например, теория немецкого патолога Вирхова, который в прошлом веке рассматривал организм как своеобразное «государство клеток».

Из клеток образуются ткани – как эволюционно сложившаяся общность клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функции.

У человека различают следующие основные ткани:

· Эпителиальная — покровная ткань, т.к. располагается в коже и слизистых оболочках, отделяя организм от внешней среды. В ней разные по форме клетки лежат слоями на базальной мембране и образуют многослойный (ороговевающий и неороговевающий), однослойный, цилиндрический, кубический, плоский, переходный эпителии.

· Соединительная ткань — собственная, хрящевая, костная, состоящая из клеток, коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань (рыхлая и плотная) имеет много разновидностей (ретикулярная, жировая, пигментная, волокнистая, кровь и лимфа). Она присутствует во всех органах и частях организма, объединяя их в единое целое. Эта ткань обладает многочисленным набором клеток: фибробласты, макрофаги, плазматические и тучные клетки, форменные элементы крови и лимфы и др., благодаря которым осуществляется трофическая, защитная и др. функции.

· Мышечная ткань, состоящая из миоцитов и миофибрилл, она подразделяется на три вида: исчерченную поперечно-полосатую ткань в мышцах скелета, неисчерченную гладкую ткань в мышцах сосудов и внутренних органов и сердечную — проводящую и сократительную.

· Нервная ткань состоит из многочисленных и разнообразных нервных клеток и нейроглии. Данная ткань определяет взаимосвязь организма и среды, координацию внутренних функций, обеспечивая целостность, единство и управление. Нервная клетка для связи с другими нейронами и тканями органов имеет короткие отростки – дендриты, и длинные – аксоны (нейриты), по которым нервный импульс направляется к рабочим органам и другим нейронам. Нервные окончания воспринимают раздражение в тканях и проводят к телу нейрона. Клетки нейроглии: эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты, микроглиоциты, глиальные макрофаги и др. – образуют опорный, защитный и трофический аппараты нервной системы.

Из тканей образуются органы – как часть тела, обладающая определенной внешней формой и внутренней конструкцией, которые сложились в процессе эволюции благодаря единству происхождения, строения и функции. В органе одна ткань являются ведущей, главной в устройстве и работе, остальные выполняют вспомогательную роль: опорную, трофическую.

Органы с общим происхождением, развитием, строением и функцией объединяются в системы. В организме выделяютпищеварительную, дыхательную, сердечно-сосудистую, лимфатическую, нервную, эндокринную, иммунную и другие системы. В аппарате органов: опорно-двигательном, мочеполовом присутствуют органы с общей, единой функцией, но строение и происхождение у них разное. Системы и аппараты органов образуют целостный организм, в котором с топографической позиции выделяют части тела: голову, шею, грудь, живот, таз, верхние и нижние конечности.

Все части тела и органы, в них располагающиеся, взаимосвязаны между собой благодаря твёрдому и мягкому скелету, сосудам, нервам. Внутренние органы располагаются в полостях черепа, шеи, груди, живота, таза. Уже от начала развития прослеживается координация и корреляция между частями тела, что выражается в пропорциональных соотношениях между ними и в определяющем, направляющем влиянии некоторых, например мозга. В процессе роста изменяется совокупность в соотношениях длины и ширины, характеризующих телосложение; происходит относительное уменьшение головы, туловища и увеличение длины шеи и конечностей.

Целостность организма, его способность координировать функции систем и аппаратов органов нервно-гуморальным путем, его саморазвитие, самовоспроизведение и самоуправление обеспечивают жизнедеятельность каждой особи, адаптируя её к условиям среды.

Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Гиппократ, Аристотель, Гален).
Анатомия и медицина древней Греции и Рима

В

развитии анатомии и медицины древней Греции много сделано в доалександрийский период (VI-III века до н.э.). Знаменитым врачом этого времени Гиппократом (460-377 г.г. до н.э.) были обобщены все достижения современной ему анатомии. Строение человека он рассматривает вместе с болезнями и травмами. Так, описывая раны, переломы, вывихи Гиппократ приводит достаточно верное описание костей, суставов, внутренних органов. Полости туловища разделяет диафрагмой, в легких находит пять частей, в сердце - желудочки, ушки, перикард. Однако артерии и вены часто смешивает, нервы не всегда отличает от сухожилий. В книге «Эпидемии» у Гиппократа описываются два черепно-мозговых нерва, проходящих вдоль трахеальной артерии к желудку (блуждающие нервы). Мозг описывается в виде двух полушарий и относится вместе с почками, миндалинами, лимфоузлами к железам.

В медицине и философии Гиппократ занимал материалистические позиции под влиянием работ Демокрита, Гераклита (основное философское положение древних греков – панта рей – все течет, все изменяется; «в одну реку невозможно войти дважды»). Учение Гиппократа о соках (кразах) в организме человека — крови, слизи, черной и светлой желчи дошло и до наших дней. Понятие нормы в нем определяется как правильное перемещение кразов. По Гиппократу – кровь (сангвис) поддерживает жизненный дух, слизь (флегма) вызывает вялость, черная желчь - меланхолию, светлая желчь (холе) – возбуждение, гнев. В связи с этим положением различают 4 типа темперамента: сангвинический, флегматический, меланхолический, холерический.

Гиппократ свел в единое руководство достижения современной ему анатомии, используя первые рукописи в виде «Анатомии» Диоклесса, трудов Алкмеона и своих собственных. На Русь работы Гиппократа проникли в средние века из Византии, они переводились, комментировались, обсуждались в монастырях и тиражировались рукописным способом, служили своеобразными учебниками в лекарских школах.

Гиппократ пользовался огромным авторитетом, имел много учеников, на его труды опирались все последующие исследователи и врачи. Имя его, как отца европейской и мировой медицины, известно всему миру, а его деонтологические заповеди легли в основу современной присяги врача и называются клятвой Гиппократа. Он заложил основы врачевания и должного поведения медиков, которыми пользуются и в наше время.

Древнегреческая Александрийская медицинская школа в изучении анатомии стояла на передовых позициях. Один из её крупных представителей Герофил умело вскрывал трупы человека (более 600), правильно описал черепные нервы, различал чувствительные и двигательные ветви, оболочки и синусы головного мозга, ориентировался в строение оболочек глаза, брыжеек, печени. Древним грекам было известно бальзамирование, для которого они применяли воск и пчелиный мед. Тело Александра Македонского, во время доставки на родину, сохранялось в меде.

Аристотель - крупнейший древнегреческий ученый, энциклопедист – является прямым предшественником Александрийской школы. Непосредственно анатомией человека он не занимался, однако, вскрывая животных, получил много анатомических фактов, которые систематизировал и с позиции логики, философии изложил в книгах «Истории животных», «О частях животных», «О происхождении животных», чем заложил основы описательной зоологии, сравнительной анатомии, эмбриологии. В своих анатомических знаниях во многом был прав, считая сердце началом сосудов, а сосуды – «приемниками крови». Однако он думал, что кровь заполняет только вены, а в артериях движется только «пневма – жизненное дыхание». Сердце он назвал обиталищем души, интеллекта, а мозг относил к «холодным органам», нервы считал трубчатыми структурами.

Таким образом, у Аристотеля, как и у Гиппократа, наряду с правильными суждениями о строении и назначении органов наблюдаются неверные, что обусловлено недостаточным развитием научных методов познания того времени (из-за этических и религиозных запретов трупы людей почти не вскрывались), а анатомия животных не идентична анатомии человека. Мировоззренческие позиции древних ученых тоже отражались на представлениях о строении и функции человеческих органов.

Аристотель по мировоззрению дуалист, т.е. колеблющийся между материализмом и идеализмом, развивает идею Платона, своего учителя, о трех видах души, помещающихся в мозге, сердце, печени (знаменитый треножник Платона). Аристотель считает, что душа едина с телом, и умирают они вместе (материалистический подход). Однако он доказывает, что развитие всего живого целенаправленно свыше – теологично, что потом легло в основу схоластики, господствовавшей в средневековой медицине.

Перед величием Аристотеля преклоняются многие, среди его учеников Александр Македонский, знаменитые врачи и философы древности. Чарльз Дарвин считал своими богами Линнея и Кювье, но перед Аристотелем — они, по его мнению, школьники. В естествознании учение Аристотеля сохраняло позиции и почиталось в течение двух тысячелетий и, сегодня, в трудах по философии, медицине, психологии, истории его учение анализируется, критикуется, сохраняя не только исторический интерес, но и определенную актуальность.

Клавдий Гален – ученый и знаменитый врач Древнего Рима, обобщил по анатомии человека все, что было известно до него, дополнил эти сведения собственными данными. Его основной труд «17 книг о назначении человеческого тела» написан на греческом языке в 169-175 гг. нашей эры, а переведен на латынь в 1310 году. Анатомические исследования Гален проводил на трупах животных, особенно обезьян, реже на мертвых человеческих телах; обладал великолепной техникой вскрытия и постановки эксперимента. Много сделал открытий, например, в головном мозге — водопровода, описал анатомическое строение органов, пытался установить их функциональное назначение. В Риме был популярным, публичным лектором, сопровождал свои выступления демонстрацией опытов; написал более 400 сочинений, успешно вел врачебную практику, в частности, был врачом гладиаторов.

Расцвет античной анатомии в большой степени обусловлен работами Галена. В средневековую Русь античные рукописи Гиппократа, Аристотеля, Галена поступали через Византию (Восточный Рим). В монастырях, церквах они использовались для обучения лекарей и непосредственного врачевания. Особая заслуга в распространении этого наследия принадлежит игумену Белозерского монастыря Кириллу, который перевел и составил комментарий «Галиново на Ипократа» – учебное пособие для подготовки монастырских лекарей. Русские монастыри располагали трудами Аристотеля, которые с греческого языка переводили на церковно-славянский, использовали в лекарском деле и при обучении.

Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи как анатом. Андрей Везалий – революционер описательной анатомии.
Анатомия эпохи Возрождения

У

ниверситеты Европы в XIV-XV веках получили право на проведение анатомических занятий в специальных аудиториях – анатомических театрах – с разрешением вскрытия мертвого тела, изучения его строения, демонстрацией техники препарирования. В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей, распилы костей, консервация органов и тканей, новые химические методы бальзамирования, измерения и зарисовки органов с подробным описанием.

В анатомических театрах стали создавать коллекции сухих и влажных препаратов, которые нужно было сохранять длительное время. Для чего использовали, как правило, спиртовые растворы и мумификацию, размещая препараты в специальных помещениях. Постепенно возникали анатомические музеи, и совершенствовалось бальзамирование, которое применялось для сохранения тел знатных и богатых персон, государственных и церковных деятелей. По консервации и хранению анатомических препаратов, бальзамированию появляется специальная литература. При королевских домах устанавливаются должности придворных анатомов, производящих публичные вскрытия, изготовляющих препараты для музеев, кунсткамер. На операциях, выполняемых в те времена нередко цирюльниками, всегда присутствовал анатом, который направлял руку хирурга. Многие открытия держатся в секрете, среди анатомов и врачей нарастает конкуренция.

Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.

К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.

Позиции европейских университетов в изучении анатомии человека в XVI веке окрепли, накопилось много точных фактов, достоверно установленных при вскрытии трупов, препарировании и бальзамировании органов. Положения древнегреческих и древнеримских анатомов и врачей (Гиппократа, Галена и других) все чаще опровергались новыми открытиями.

В европейской анатомии и медицине появляется новый лидер – Андрей Везалий (1514-1564 гг.), профессор Падуанского университета в Италии, который на основе вскрытий, препарирования и зарисовок издает «Анатомические таблицы» — небольшой атлас с достоверным описанием, изображением внутреннего строения человека. В 1543 г. в Базеле выходит многотомный труд А. Везалия «О строении тела человека», а потом краткое учебное пособие для студентов «Эпитоме».

Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

Высоко оценил труд А. Везалия великий русский физиолог и нобелевский лауреат И.П. Павлов – «Это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного ума».

Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

Прошло 400 лет, когда на Парижском анатомическом конгрессе в 1954 году, названия органов по авторам были отменены и стали достоянием истории анатомии и медицины.

Анатомические исследования A. Везалия послужили основой для многих открытий в физиологии человека и животных. Благодаря работам М. Сервет, Р. Коломбо, Ч. Гарвея было установлено кровообращение по большому и малому сосудистым кругам. К. Азели описал брыжеечные «млечные» сосуды и движение в них лимфы.

Рукописный перевод «Эпитоме» в 1658 г. на русский язык осуществил монах Чудова монастыря Епифаний Славенецкий, в последующем преподаватель Киево-Могилевской академии и Московской лекарской школы. Церковно-славянский перевод делался для патриарха Никона по экземпляру, купленному у голландцев. Впервые издано «Эпитоме» на современном русском языке в 1974 году.

В «Эпитоме» А. Везалия шесть глав:

· Первая глава – «О костях и хрящах, или о тех частях, которые дают телу опору». Кость называется «простой частью» тела, в черепе точно описаны и нарисованы клиновидная кость и нижняя челюсть, но мелкие кости: сошник, нижняя носовая раковина не выделяются в самостоятельные, а присоединяются к решетчатой кости. По суставам приводятся отдельные и неполные сведения.

· Вторая глава — «О связках костей и хрящей, а также и мышцах, как орудиях произвольного движения». Все мускулы описаны подробно, но обозначены неудобно номерами, у многих мышц указаны функции, места фиксации на костях.

· Третья глава – «Об органах служащих для питания, которое совершается благодаря пище и питью». Подробно и правильно описывается желудок, кишечник, но не упоминаются полость рта, глотка, пищевод. В этой же главе приводятся сведения о почках и мочевыводящих органах и венах, но понять законы кровообращения невозможно из-за допущенных ошибок.

· Четвертая глава — «О сердце и органах, помогающих ему в его функции». Анатомия сердца и легких изложена кратко, предсердия не упоминаются. По А. Везалию, воздух из легких вытягивается сосудами в левый желудочек, где смешивается с «горячей кровью», благодаря чему возникает «жизненный дух», разносимый артериями к органам. В такой трактовке прослеживается влияние Гиппократа, Аристотеля и других древних ученых.

· Глава пятая – «О мозге и органах, созданных для обслуживания мозга». Подробно описаны желудочки с открытыми в них сосудистыми сплетениями; выделены 7 пар черепно-мозговых нервов, но наряду с правильными сведениями в строении нервов много ошибок. Сохраняется верность древнегреческим и древнеримским указаниям о духовном треножнике Платона, о божественных актах царствующей души.

· Глава шестая — «Об органах служащих для продолжения вида». Достоверно излагает строение наружных и внутренних половых органов.

Первые русские анатомы XVIII века (А.П. Протасов, М.И. Шеин, К.И. Шепин, Е.О. Мухин, И.М. Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Д.Н. Зернов и др.).
Первые русские анатомы XVIII века

П

ервые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.065 с.)