Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из истории становления психологической профессииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога? Выше Вы познакомились с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельности психолога, ответить на-поставленный вопрос. Как минимум необходимо следующее: Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи. Во-вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих. В-третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области. В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение. Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл (1860—1944).
Возникновение института — событие рубежное; однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте. В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально-политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся. 1. Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разрабатывал науку, последовательно называвшуюся «объективная психология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы. 2. Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г:, официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.
Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся русский психолог и философ, создатель и первый директор Психологического института. В 1923 г. был освобожден от должности директора в связи с тем, что не разделял философии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности. 4. 5. 6. 7. 8. 9. как не соответствующая идеологическим принципам того времени. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института {И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факульте- те Московского государственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР. Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах. Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна- Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор философии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельност-ного подхода, основатель научной школы. Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных в отечественной психологии теорий — «теории деятельности». родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился се- рьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией. 12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов). 2. Заказ №4406. Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1
13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии. В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но'и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно-теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999). Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального института. Специалист в области психологии развития.
Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах. Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований. Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему: 1. Общий раздел. • Учебники и систематизирующие работы. • Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура. • История психологии и биографии. • Сборники, ученые записки, словари, библиография.
2. Анатомия и физиология нервной системы. • Общие вопросы. • Элементы нервной системы. • Головной мозг и его функции. • Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система. • Рефлекс и автоматические функции. • Патологическая анатомия. 3. Ощущения. • Общие вопросы. Синестезия. • Органы чувств — общие вопросы. • Психометрика. • Психофизика. • Зрение и окуломоторные функции. • Слух. • Другие ощущения. • Общая патология ощущений. 4. Характеристики сознания. • Общие вопросы. • Внимание, апперцепция, отбор. • Ассоциации. • Привычка, приспособление, адаптация. • Работа и утомление. • Временные отношения в сознании, умственная хронометрия. 5. Познавательные процессы. • Общие вопросы. • Восприятие и представление, считывание. • Восприятие времени, пространства и движения. • Память и воображение. • Суждение и вера, умозаключение. • Рефлексия и самопознание. • Нормальные иллюзии и нормальное внушение. • Общая патология познавательных процессов. 6. Аффективная сфера — чувства и эмоции. • Общие вопросы, приятное и неприятное. • Эмоции и их выражение. • Общая патология чувств. 7. Сознательное стремление и движение. • Общие вопросы.
• Органы движения. • Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.). • Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции). • Воля и усилие. • Свобода воли. • Общая патология моторных функций. 8. Высшие проявления разума. • Логика и наука, методология. • Идеалы и ценности. • Теория познания. • Эстетика. • Этика. • Религия. 9. Сон, состояние транса и патология. • Сон и сновидения. • Гипноз и состояние транса. • Парапсихологические исследования. • Общие вопросы патологии. • Нервные болезни. • Психические болезни. • Судебная медицина. 10. Генетическая, социальная и индивидуальная психология. • Эволюция и наследственность. • Сравнительная психология. • Умственное развитие. • Индивидуальная психология. Психология групп. • Психология народов. • Социальная психология. • Расовая психология. Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60-х гг'. 1. Общий раздел. История психологии. Философия. Парапсихология. Теории и системы. Организации. Обучение и подготовка психологов. Профессиональные проблемы психологии. Общие руководства и справочники. Библиографии и обзоры. 2. Методология и методика. Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области истории и философских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мышления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий. Модели и математические модели. Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ). Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов). Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура. Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969; там они даны соответственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1. 3. Экспериментальная психология. . • Теории. • Психофизика. • Восприятие (иллюзии, время). • Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз). • Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия). • Биохимия органов чувств. • Кинестезии и «общее чувство». • Влияние окружения. • Сон, утомление и сновидения. • Гипноз и внушаемость. • Мотивация и эмоции. • Внимание, ожидание, установка. • Моторика. • Научение. • Память. • Мышление (решение задач, понятия). • Решение и поведение в ситуации выбора. 4. Физиологическая психология. • Нейроанатомия. • Поражения головного мозга. • Стимуляция головного мозга. • Электроэнцефалография. • Физиология органов чувств. • Биохимические эффекты. • Кардиоваскулярные эффекты. • Влияние окружения (стресс). • Генетика. • Корреляты личности. 5. Психология животных. • Сравнительная психология. • Наблюдение в естественных условиях. • Ранний опыт. • Эмоция и мотивация. • Научение. • Социальное и сексуальное поведение.
• Комплексные процессы. 6. Генетическая психология (психология развития). • Период младенчества. • Детство. • Подростковый возраст. • Возмужание. • Геронтология. 7. Социальная психология. • Культура и социальные процессы. • Сексуальное поведение. • Отношения и мнения. • Групповые процессы (проблемы руководства). • Язык и коммуникация. 8. Личность. • Интеллект. • Творческие способности. • Измерения личности. • Физические корреляты. 9. Клиническая психология. • Психотерапия и анализ. • Организационные вопросы терапии и госпитализации. • Психодрама. • Психоаналитическая интерпретация. • Психодиагностика. • Патология поведения. • Психосоматика. • Казуистика. • Психогигиена и реабилитация. • Консультирование (семья и брак, социальные проблемы). • Дефектология (слепота, глухота). • Расстройство речи. • Неврологические расстройства. • Умственная отсталость. 10. Педагогическая психология. • Программированное обучение. • Склонности и приспособление. • Тестирование. • Физическое обучение. • Специальные виды обучения. • Внеклассное руководство. • Педагогический персонал. 11. Военная психология и отбор персонала. • Профессиональное консультирование и руководство. • Отбор и распределение на должности. • Тренировки. • Анализ задания и рабочих операций. • Выполнение работы и удовлетворенность ею. • Руководство и организационные вопросы. • Специальное окружение. • Психология рекламы и потребления. • Инженерная психология. • Психология транспортных профессий и вопросы безопасности. Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом. Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации. Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г1. 1. История и теория. 2. Методы исследований и статистика. 3. Поведение животных. 4. Сенсорные и моторные процессы. 5. Внимание и восприятие. 6. Нейронауки. 7. Нейропсихология. 8. Эмоции и мотивация. 9. Обусловливание и научение. 10. Память и познание. 11. Язык, речь и общение. 12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы. 13. Человеческий фактор и эргономика. 14. Стадии развития. 15. Процессы развития. 16. Психология образования. 17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия. 18. Социальная психология. 19. Социальные проблемы. 20. Половые различия. 21. Психология и право. 22. Кросскультурная психология. 23. Политическая психология. 24. Клиническая и консультационная психология. 25. Психология здоровья. 26. Психология как научная дисциплина. • Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Обща я психология; Приводится по справочному руководству: Современная психология. — М., 1999. 2. Психология личности; 3. Социальная психология; 4. Политическая психология; 5. Психология менеджмента; 6. Организационная психология; 7. Юридическая психология; 8. Психология труда и инженерная психология; 9. Клиническая (медицинская) психология; 10. Психофизиология; 11. Специальная психология; 12. Психология развития я возрастная психология; 13. Педагогическая психология; 14. Психологическое консультирование. В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее. Литература 1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. 2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992. 7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969. 9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999. 10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999. 11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992. Глава 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.014 с.) |