Учение монофизитов и деление их. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение монофизитов и деление их.



1.Разделение монофизитов на партии. К VII веку монофизитство не сохранив единого учения раскалывается на множество направлений. Главные из которых Севириане и Юлианисты разошлись в вопросе о тленности тела Христова. Если Севиир Антиохийский считал, что Христу по своему человечеству было естественно испытывать страдания и нужду, то Юлиан считал эти качества для Христа не естественными. Христос, по мнению Юлиана, понуждал себя к страданию и нужде.

3.Тритеитский спор. Этот спор возник в следствии полемики монофзитов с православными. Основоположники этого учения Конон Тарский и Евгений Селевкийский используя Аристотелевскую философию, утверждали что частное (ипостась) во св. Троице реальней общего (сущности). Единство Божества в третиизме утрачивало свою реальность и фактически приводило к Трибожию.

Цель доклада: Указать причины возникновения споров в среде мнофизитов.

Итоги: Споры о тленности и тритеитский спор напрямую вытекают из монофизитской христологии. В первом случае, Юлиан Галикарнасский, рассуждающий о нетлении тела Христова, был более последовательным монофизитом, чем его оппонент Севир Антиохийский. Во Христе монофизиты видели прежде всего Божество, человечество низводилось лишь до отличительного признака Божественной природы. Исходя из этого видения, монофизитам легче было признать божественность тела Христова, выражающееся в Его нетлении. Напротив за признанием тленности тела Христова должно следовать и признание человеческого естества во Христе, а значит отречся от монофизитства и принять православие.

Тритеитский спор обнажил проиворечие монофизитской христологии Троичному догмату. Утверждая, что во Христе между природой и лицом есть знак равенства, монофизиты договорились и до того, что стали исповедовать во святой Троице не одну, а три природы. Таким образом единство ипостасей тритеиты низвели до лишь внешнего родового признака, договорившись практически до трибожия.

Монофизитская христология привела к тому, что в короткий срок лагерь монофизитов разелился на множество отдельных групп, обвинявших друг друга в еретичестве.

Источники:

1. Евагрий Схоластик Церковная история. Книги I –II / Пер. с греч., вступит. Ст., комент., прил.: Кривушин; Отв. Ред.: Е.С. Кривушина. – 2-е изд., испр. – Спб.: Алетейя, 2001. – 384 с.

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т.4.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 468 с.

3. Лосский В.Н. Догматическое богословие. // Богословские труды. М. 1972.

4. Мейендорф прот. Иоанн. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктрианальные темы. Минск, 2001. – 334 с.

5. Флоровский прот. Георгий. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1990.

6. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. – М.: Паломник, 1993.

 

Император Юстиниан.

1. Юстиниан и монофизиты. Юстиниан, в начале своего правления пережил страшное восстание «Ника» и сохранил свою власть только благодаря своей жене, которая поддерживала умеренных монофизитов. Юстиниан желая примирить монофизитов с православными устроил ряд открытых богословских диспутов, которые однако желаемого эффекта не принесли. Послушавшись жену, он поддерживает умеренных монофизитов и возводит их на ведущие кафедры: в Александрии Феодосия в Кп. Анфима. Вскоре в Кп пребывает папа Агапий, который вынуждает монофизитов покинуть кафедры. Юстиниан меняет стратегию и пытается пресечь иерархию монофизитов арестами иерархов. Однако сам же направляет для соседнего государства епископа-монофизита Иакова Бородая, основоположника секты яковитов. Монофизитам удается рукоположить и других епископов, действующих на свободе, попытка пресечь иерархию не удалась.

2. Спор о трех главах. В VI веке в Палестине большой популярностью пользуется учение Оригена «апокатастасис пантон», согласно которому вселенная состоит из периодов расширения (отделения от Бога) и сжатия (соединение с Ним), эти периоды цикличны и повторяются по многу раз. Это учение получило распросранение в двух направлениях: протоктистов (классический оригенизм) и исохристов, переводивших оригенизм на почву христологии. Одним из оригенистов Феодором Аксидой был предложен проект по воссоединению монофизитов с Церковью путем осуждения видных антиохийских богословов V века: Феодора Мопсуэстийского, Иввы Эдесского и Феодорита Кириского. На основании этого проекта, в 544 году издается указ императора «о трех главах», который вызвал большое волнение. Особенно жестко восставала против указа Западная церковь в лице своих представителей: папы Вигилия, Дация Миланского, Факунда Гермианскийского, Фугельтия Ферранда. В 547 году папа Вигилий приезжает в Кп., где он подвергается сильному давлению, совершает ряд уступок, однако не соглашается признать «главы».

3. V Вселенский Собор. Открылся в 533 году в Константинополе, был не продолжителен и не многочисленен (150-160 отцов). Папа Вигилий на собор не явился, хотя и находился по другую сторону Босфора. Послание папы Собору было проигнорировано, а сам папа был собором осужден на последнем заседании был принят Орос Собора, согласно которому Феодор и Ориген осуждены как еретики, а также были преданы осуждению выборочные места из творений Ивы Эдесского и Феодорита Кирского. На Востоке деяния Собора были приняты без возражений, на Западе еще долго не стихали голоса протеста.

Цель доклада: Определить влияние императора Юстиниана на Христианскую Церковь.

Итоги: Всю свою жизнь, император Юстиниан, применяя то ласку то жестокие меры, пытался вернуть монофизитов в православную Церковь. Однако все осуществляемые им попытки не принесли ожидаемого результата. Система диспутов, привела в православие только Филоксена Долихийского, и его паству. Желая оправдать в глазах монофизитов православие, Юстиниан решил подвергнуть осуждению авторитетов антиохийского богословия. Тем самым император завершил дело начатое Кириллом Александрийским: осудив вслед за Несторием все антиохийское богословие в лице его ярчайших представителей: Феодора Мопсуэстийского, творений Иввы Эдесского и Феодорита Кирского, а также и Оригена, тесно связанного с восточными. Но эта жертва, принесенная на алтарь примирения, оказалась напрасной, монофизиты не перешли в православие. Компания по осуждению «трех глав» всколыхнула весь христианский мир, и на Востоке и на Западе раздавались протесты, но все вынуждены были покориться воли императора. В Восточной церкви - добровольно, в Западной церкви через принуждение. Таким образом никродиотство Юстиниана вместо примирения с монофизитами привело лишь к обострению конфликта между Западной и Восточной церкви.

Источники:

1. Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., изд. МФТИ, 2000. – 416 с. (памятники святоотеческой письменности).

2. Деяния Вселенских Соборов. Казанская Духовная Академия.: тип. Центральная.Т. 5. 1908 г.

  1. Евагрий Схоластик Церковная история. Книги I –II / Пер. с греч., вступит. Ст., комент., прил.: Кривушин; Отв. Ред.: Е.С. Кривушина. – 2-е изд., испр. – Спб.: Алетейя, 2001. – 384 с.

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т. 4.

2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 468 с.

  1. Заозерский Н. А. О церковной власти: (основоположения, характер и способы применения церковной власти в различных формах устройства церкви по учению православно-канонического права)/ Н Заозерского, доц, церковного права в Моск. Дух. Акад. – Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1894. – IV, XIII, 458 с.

4. Карташев А.В. Вселенские соборы. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

5. Успенский Феодор Иванович История Византийской империи. – М.: Астрель: АСТ, 2001-2002. Т.1: Период I (до 527 г.). Период II (518-610гг.) – 2001. – 624 с. Т.2.: Период III (610-716 гг.). – 2001. – 624 с. Т.3: Период македонской династии (867-1057 гг.) – 2002. - 798 с.

 

Монофилитский спор.

1. Исторические предпосылки и источники: В 602 году Персия объявляет Византии войну, поводом послужил военный переворот и смерть императора Маврикия – друга персидского царя Хосроя. Армения стала ареной боевых действий. Пришедший к власти император Ираклий, желая союза с Арменией желает присоединить их к Церкви.

2. Спор об энергиях: Ираклий для своего дела находит верного соратника в лице Кп. Патриарха Сергия, который считает, что объединение с монофизитами возможна на почве учения об одной энергии во Христе. Вскоре к Сергию присоединяется Кир, ставший вскоре патриархом Александрийским. Деятельность Сергия и Кира на некоторое время дало свои результаты, часть Александрийских монофизитов воссоединилось с Церковью, это же обещал сделать и католикос Эзр от лица всей Армянской церкви. Однако уния с армянами так и не состоялась, неудача императора и его сподвижников постигла и в Сирии. В Александрии не смотря на официальное примирение, монофизиты продолжали игнорировать православные храмы. Таким образом Сергий с единомышленниками выработали новое учение – моноэнергизм. О Моноэнергизме критично высказался Софроний Иерусалимский, который видел в нем прикрытое монофизитство. В споре с Софронием, Сергий ищет авторитетную поддержку, он пишет письмо папе Гонорию, который принимает его сторону.

3. Спор о волях. После смерти Софрония И. император обнародовал Экфесис (изложение веры), в котором речь уже идет не об энергиях, а о волях. Документ признает во Христе действие только одной воли – божественной, представляя человечество безвольным и обезличенным. Вскоре все вдохновители этого учения умирают. После смерти папы Гонория монофилитство на Западе осуждается. В Константинополе и в Александрии в лице патриархов (Пирра, Кира, Павла) и императора Константина Экфесис поддерживается, но и на Востоке зреет аппозиция в результате чего Экфесис в 645 году заменен на Типос, которым запрещались всякие споры об энергиях и волях. Однако споры продолжались противников монофилитства возглавили папа Мартин и Максим Исповедник, за не желание подчиниться воли императора они были подвергнуты пыткам и ссылке, в которой провели свои последние дни жизни. Монофилитство было осуждено при новом императоре Константине Погонате (681).

4. VI Вселенский Собор. (680-681)Первоначально Собор задумывался как совещание, однако по мере пребывания епископов его статус был возвышен до Вселенского масштаба. Председателем был сам император, хотя в дебаты не вмешивался и атмосфера на Соборе была дружелюбная. Интересы монофилитов защищал Макарий Антиохийский, между ним и римскими легатами возник спор, который ввелся на основании изречений святых отцов. В этом споре Собор принял сторону римских легатов и монофилиство было осуждено как ересь.

В 711 году монофилитство было восстановлено при императоре Филиппике Вардане. В 712 году он созвал Собор на котором деяния VI Вселенского собора были осуждены, однако в 713 году он погиб монофилитство было упразднено.

5. Трульский Собор. (691-692) Император Юстиниан II ввиду разброд в церковной среде и падение нравственности в народе исходит из-за отсутствия необходимых авторитетных постановлений. По этой причине и в ввиду того, что пятый и шестой Вселенские соборы не составляли канонических правил, император решил созвать Вселенский Собор. 215 епископов откликнулись на призыв императора, в числе приглашенных были легаты папы. Рим отказался присуждать Собору статус Вселенского Собора, главным образом из=за того, что часть правил содержат полемические выпады против Западной церкви (13, 36, 55). Всего правил было 102, которые откровенно рисуют широкую картину церковных и нравственных беспорядков.

Цель доклада. 1) Выявить причины возникновения и развития монофилитской ереси. 2) Дать оценку этой ереси. 3) Оценить влияние монофилитства на православных и монофизитов.

Итоги. 1)При изучении монофилитства следует исходить из двух причин, повлекшие за собой возникновение и развитие этой ереси. Догматическая причина. Споры о волях во Христе есть естественное раскрытие догматической истины, изложенной на IV Вселенском Соборе. Следовательно на монофилитство следует смотреть как на ересь, которая логически вытекает из христологических споров V века. Религиозно-политическая причина. В монофилитстве были заинтересованы силы, стремящиеся к воссоединению монофизитов с православными. Уния с монофизитами нужна была императору Ираклию, по политическим соображениям. В борьбе с персами и варварами, Ираклий сильно нуждался в мат. средствах и людских ресурсах. Все это могли ему дать территории, заселенные монофизитами. Патриарх Сергий, был ближайшим соратником в униатской политике Ираклия, скорее всего именно он является основателем и главным вдохновителем монофилитства. Кроме политических перспектив, Сергия прельщала мысль, что при воссоединении монофизитов с Церковью, и ему удастся сделать то, чего не удавалось ни одному из его предшественников.

2) Монофилитство есть прикрытое монофизитство. Или точнее северианское направление монофизитства.

3) Монофилиство не оправдало ожиданий Сергия и Ираклия. Уния с армянами и египтянами имело только краткий успех. Уния принималась только самыми умеренными последователями двух течений. Православные и монофизиты продолжали враждебно смотреть друг на друга. Монофилитсво не могло и не стало связующим звеном между двумя сторонами, а лишь породило новую ересь.

Источники:

1. Деяния Вселенских Соборов. Казанская Духовная Академия.: тип. Центральная Т. 6. 1908.

2. Евагрий Схоластик Церковная история. Книги I –II / Пер. с греч., вступит. Ст., комент., прил.: Кривушин; Отв. Ред.: Е.С. Кривушина. – 2-е изд., испр. – Спб.: Алетейя, 2001. – 384 с.

3. Книга Правил. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сеергиева Лавра, 1992.

4. Никифор патриарх Константинопольский. Краткая история со времени после царствования Маврикия. Оп.: Никифора, патриарха константинопольского "Краткая история" со времени после царствования Маврикия. Византийский временник. Т 3. М.1950. Пер. Е. Э. Липщиц.

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т. 4.

2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 468 с.

3. Мейендорф прот. Иоанн. Единство империи и разделения христиан. Церковь в 450-680 гг. после Р.Х.// История Церкви и восточно-христианская мистика. Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000 г. 574 с.

4. Поснов М.Э. История христианской Церкви: до разделения Церквей – 1054 г. – Киев: Путь к истине, 1991.

5. Флоровский прот. Георгий. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1990.

6. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. – М.: Паломник, 1993. – 387 с.

 

Иконоборческий спор.

Предпосылки иконоборческого спора. Почитание икон восходит к глубокой древности. Есть свидетельства Василия Великиого, Иоанна Златоуста, блж. Феодорита, Григория Нисского, Астерия Амасийского и многих других, выражающих глубокое почтение святым изображением. В то же время было не мало и тех, кто выражал возмущение, когда почитание икон переходило в идолопоклонство. Евсевий Кесарийский, Епифаний Кипрский, Серен Марсельский, папа Григорий Великий и даже Собор (Эльвирский 305) – высказывались против культа икон. Императоры-иконоборцы вели непрестанные войны с мусульманами, перед ними остро стоял финансово-рекрутский вопрос. Компания против почитания икон началась, прежде всего, для решения этого вопроса.

Внешний ход событий до VII Вселенского Собора. Эдикт против икон издал император Лев Исавр, Эллада и Цикладские острова ответили отказом в верноподданичестве, Сильными обличителями эдикта выступили римские папы Григорий II и Григорий III, Иоанн Дамскин. Император Константин Копроним в 754 году созвал Иконоборческий собор, на котором было отвергнуто иконопочитание и иконоупотребление. Иконоборцы указывали на неописуемость Божественной природы Христа, на почитание Бога, а не красок и досок. На злоупотребления в литургической жизни христиан. (совершение на иконах Евхаристии, добавление частиц красок с икон в Св. Чашу, восприятие Св. изображение в крестные и м.д.) Самым яростными защитниками икон явились монахи, на монашество было открыто гонение, монастыри закрывались, монахи отправлялись в ссылку. После смерти императора Льва Хазара 780 г. гонения на иконы прекратились.

VII Вселенский Собор. Регент малолетнего императора Константина Ирина и патриарх Тарасий созвали VII Вселенский Собор, на котором было восстановлено иконопочитание. Принимали участие 350 епископов а также легаты папы Адриана. Для составление Ороса собора участники использовали послания защитников икон, прежде всего Иоанна Дамаскина. Указывали на то, что почитание икон освящено древностью, а поклонение воздается не иконе, а первообразу. Собор указывает на два вида поклонения: иконам и мощам святых воздается почтительное поклонение, а Богу – служебное поклонение.

Вопрос об иконопочитании после VII Вселенского Собора. При императоре Льве Армянине 813 г. начался второй период иконоборчества. Патриарх Никифор за нежелание подчиниться был сослан. Студийский монастырь выразил свое неповиновение императору и не признание нового патриарха. В 815 году был созван II Иконоборческий Собор, на котором отвергалось только иконопочитание, оставляя в силе иконоупотребление. На защитников икон было открыто гонение Федор Студит был сослан. Вновь иконопочитание было восстановлено при императрице Феодоре.

Иконоборчество на Западе. Иконоборчество возникло в империи Карла Великого, по следующим причинам: 1. Неточный перевод деяний VII Собора. 2. Разрыв помолвки имп. Константина с дочерью Карла Великого. 3. За спиной Карла Ирина пыталась заключить союз с папой для того, что бы ослабить влияние Карла на Италию. В 794 г. был созван Собор во Франкфурте, на котором деяния VII Вселенского Собора были осуждены. По случаю восстановления иконоборчества в Византии, в Париже в 825 году был созван Собор, на котором были подтверждены деяния Франкфуртского Собора, но в последствии иконопочитание восторжествовало и в империи Карла.

Цель доклада: 1) Выявить причины, вызвавшие иконоборческий спор. 2) Определить отношение Церкви к иконам, выраженное на VII Вселенском Соборе.

Итоги: 1) Как мы видим, предпосылками иконоборческой смуты служили неоднозначные отношения различных церковных деятелей к иконоупортреблению и иконопочитанию, как на Востоке, так и на Западе. И если иконоупотребление постепенно распространяется по всему христианскому миру, то иконопочитание, вплоть до иконоборческой смуты вызывает много споров. Главным образом это связано с крайними проявлениями иконопочитания, которые граничили с идолопоклонством. Однако неоднозначные отношения к иконам являлись лишь предпосылками, главной же причиной иконоборческой смуты было крайняя нужда империи в материальных средствах и людских ресурсах, в связи с экспансией арабов с Востока. Для удовлетворения нужд армии, были необходимы реформы, но крайняя клерикальность византийского общества являлось помехой на пути реформ. Для устранения этой помехи, императоры-иконоборцы прибегли к секуляризации Церкви. Иконоборчество, есть не что иное, как яркое проявление этого движения, которое можно сравнить с политикой Петра I или культуркампфом Бисмарка.

2) VII Вселенский Собор выбрал курс среднего пути, осуждая иконоборчество, Собор, в то же время и осуждал крайние проявления иконопочитания, определив, в какой форме должно воздаваться поклонение Богу, а в какой поклонение иконам.

Источники:

1. Деяния Вселенских Соборов. Казанская Духовная Академия.: тип. Центральная Т.7. 1908.

2. Книга Правил. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сеергиева Лавра, 1992.

Литература:

1. Асмус Валентин, прот. История Церкви. – М.: ПСТБИ, 1998. 82 с.

2. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т. 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.185.100 (0.051 с.)