Постникейский период. Борьба арианства с православием за преобладание в Кафолической Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постникейский период. Борьба арианства с православием за преобладание в Кафолической Церкви.



1.Перемены в религиозной политике Константина. Константин В. Резко меняет свое отношение к арианам, причины следующие: 1) император стал разбираться в различиях западного и восточного богословий; 2) причисление к лику святых учителя ариан Лукиана; 3) арианское общество, окружавшее императора.

Вскоре ариане возвращаются из ссылки и борьба переходит в длинную фазу.

2.Интриги ариан. Против Евстафия Антиохийского собирается Антиохийский Собор 330 г. Евстафий был осужден по политическим, догматическим и каноническим нарушениям. Против Афанасия Великого на Тирском Соборе 335 года было сфабриковано дело «о мелитианах», Афанасий судился как уголовный и канонический преступник. Надуманность обвинений побудило Афанасия искать правды у императора, тогда враги обвинили Афанасия в политических преступлениях. Афанасий был сослан. Против Маркелла Анкирского обвинение, главным образом, строилось на основании его учения, в котором он, полемизируя с арианами, допустил крайности. Ошибки Маркелла позволили арианам обвинить его в савелианстве. Маркелл был сослан. После смерти Константина В. Афанасий был возвращен на кафедру, но ненадолго, враги сообщили, что при возвращении были нарушены формальности и Афанасию вновь пришлось покинуть Александрию. (Антиохийский Собор 338 г

3.Антиохийский Собор 341 г. И его формулы. Не желание принимать «Никейскую» веру понудили восточных богословов искать ей альтернативу. Этот вопрос рассматривался на Антиохийском Соборе 341 года. Собор отмежевался от Символа, осуждает Афанасия, и в его ходе принимают участие ариане, не смотря на это, законность собора признано Церковью. Собор положил начало целому ряду богословских формул, из которых наиболее ярко выражена вторая (Символ Лукиана). Эта формула излагает Никейскую веру своими словами. В целом формулы были неудачны в последствии покрыты забвением.

4.Сердикский Собор «Вселенский» 342-343 г. Был созван по инициативе двух императоров. Один из немногих Соборов, на котором число западных и восточных епископов было примерно одинаковым. На Соборе рассматривалось дело Афанасия и Маркелла, цель Собора - придти к общему соглашению в тринитарном споре. Собор был обречен на неуспех из-за амбициозности западных, восточные быстро покинули Собор и осудили западных в Филиппополе. Объединения не произошло, напротив каждая из сторон приняла «свое» вероопределение. Западные – «догматическое письмо», Восточные – 4 Антиохийскую формулу, а затем и 5-тую

5.Церковная политика Констанция. Внешнее примирение с братом заставляет Констанция вернуть Афанасию Александрию. Вскоре политическая ситуация меняется и Констанций становится единовластным правителем. Начинается преследование православных на Западе (Арлианский Собор 353 г., Миланский Собор 355 г.) и на Востоке, издаются откровенно арианские формулы (Сирмийские 1-я и 2-я). Афанасий и другие православные епископы вынуждены покинуть свои кафедры.

Цель доклада:

1. Выявить причины успеха ариан после I Вселенского Собора.

2. Провести критический анализ точки зрения, о, якобы, тотальном впадении в арианство всего Востока.

 

Итоги:

1. Укрепление и развитие арианства напрямую связаны с изменением церковной политики императора. Кроме того, благоприятной средой для ариан, служил тот факт, что термины, принятые на I Вселенском Соборе не были раскрыты и вызывали смущение у большинства епископата.

2. В то же время следует отметить и то, что ариане представляли собой всегда меньшинство. Тот факт, что Афанасий был судим за канонические нарушение, а не за догматические, свидетельствует о солидарности многих епископов с ним в вопросах вероучения. Ни о каком тотальном впадении в арианство не может быть и речи. И если Запад был обеспокоен арианством и призывал к церковному единству под знаменем терминов, принятых на I Вселенском Соборе, то Восток восставал против савелианства и искал альтернативные вероучительные формулы, которые могли бы послужить противовесом «Никейской вере».

 

Источники:

1. Евагрий Схоластик Церковная история. – М.: Экон. Образование, 1997. – 349 с.

2. Книга Правил. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сеергиева Лавра, 1992. – 398 с.

3. Сократ Схоластик Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. – 366 с.

4. Филосторгий. Сокращение «Церковной истории». http://www.krotov.info/acts/05/marsel/istoriki_00.htm

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т.4.

2. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. – 468 с

3. Карташев А.В. Вселенские соборы. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 679 с.

4. Лосский В.Н. Догматическое богословие. // Богословские труды. М. 1972

5. Мейендорф прот. Иоанн. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктрианальные темы. Минск, 2001. – 334 с.

6. Спасский, Анатолий Алексеевич. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени): Тринитарный вопрос (История учения о Святой Троице). – Рапринт. Изд. – М.: Москов. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Паломник, 1996. – [4], 648, II c.

 

Распад арианства.

1. Разделение ариан на партии. Ариане, опьяненные расположением императора Констанция, издают Сирмийскую (вторую) формулу в крайне арианском духе. Эту формулу должны были подписать все епископы. Сирмийская формула спровоцировала реакцию, отцы Востока, наконец, ощутили, какую опасность может таить в себе арианство. Проарианская партия раскалывается на аномеев – крайних ариан, омиев – умеренных и омиусиан – полуариан.

2. Противостояние аномиев и омиусиан. В 358 году на Антиохийском Соборе провозглашается 2-я Сирмийская формула, она вызывает бурю негодования и выступление омиусиан, которые на Анкирском Соборе 358 года издают 3-ю Сиримийскую формулу в духе Никейского Ороса. На Востоке поднимается новая смута.

3. «Вселенский Собор» в Ариминиуме и Селевкии исаврийской 359 г. Констанций решается на провидение нового «Вселенского» собора. Было решено разделить его на два: западный (Ариминиум) и восточный (Селевкия). В качестве заготовки Ороса была составлена 4-я Сирмийская формула (Датированная вера), в этой формуле отсутствовали точные выражения в угоду и православным и арианам. На Западе формула вызвала бурю негодования, в Ариминиуме было сформировано посольство к императору, которое «застряло» в городке Ника. Томимые голодом и нуждой, члены посольства сдались и подписали Датированную веру, весть об этом расколола Ариминиумский Собор на два лагеря. В Селевкии соборяне делились на три партии: аномеев, омиусиан и никейцев. В противовес аномейской вере (2-я сирмийская формула) Собор под управлением омиусиан провозглашает Символ Лукиана (2-я Антиохийская формула). Это не устраивает императора, который требует отцов Собора подписать Датированную веру, большинство ариан эту веру принимают, породив тем самым новую партию – омиев. К этому времени доходят известия о принятии Датированной веры частью западных епископов. Император провозглашает омийство истинной верой (360), а непримиримые (омиусиане и никейцы) лишаются кафедр.

4. Александрийский Собор 362 г. Новый император Юлиан возвращает опальных епископов из ссылки. Афанасий созывает в Александрии Собор. На Соборе провозглашается Никейская вера, а также сопоставляется тринитарная терминология западных (староникейцев) и восточных (новоникейцев) отцов. Был также поднят вопрос о Божестве Духа Святого, и осуждение ересей: Аполлинария и пневматомахов. Собор также занимался, возникшим в Антиохии расколом между двумя православными общинами.

5. Переход омиусиан к Никейской вере. Возвратившийся из ссылки Милетий Антиохийский объединяет омиусиан вокруг Никейского символа на Соборе в Лампсаки 364 г. Часть омиусиан отказывается принять Никейский Сивол и становятся полуарианинами. Запад и папа Ливерий готовы признать восточных, если они подпишут никейское вероопределение и анафему на ариан. Но желанию восточных противостоит император Валент, который налагает вето на организацию Большого восточного Собора.

Цель доклада:

1. Указать истоки, приведшие к «выздоровлению» восточной мысли и обращению ее к Никейской вере.

2. Указать на лица и общества, сыгравшие основную роль в деле этого обращения.

Итог.

  1. Мы уже указывали, что успехи ариан, были напрямую связаны с тем, что на Востоке арианство выступала под покровом борьбы с савелианством, которое якобы угадывалось в Никейской вере. После провозглашения 2-й, 4-й Сирмийских формул, образований аномийства и омийства этот покров был сброшен и для подавляющего большинства восточных епископов арианство явилось очевидным злом.
  2. Следует отметить, что светская власть нисколько не способствовала объединению восточных под знаменем Никейства, скорее напротив – чинила препятствия, поддерживая явных врагов никейства – арианское меньшинство.
  3. Западная церковь, страдая близорукостью и излишним консерватизмом, не видела начатки оздоровительного процесса на Востоке, продолжая видеть там одних еретиков, и, своим неприятием восточного православия, сильно тормозила этот процесс.
  4. Стоит отметить организаторскую роль Афанасия Великого, Георгия Лаодикийского, Василия Анкирского, Мелетия Антиохийского в создании антиарианского движения на Востоке. Это движение, хотя и было разобщенным, не все же выступало решительно против арианства и готовила плацдарм для действия Великих капподокийцев.

Источники:

  1. Книга Правил. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сеергиева Лавра, 1992. – 398 с.
  2. Сократ Схоластик Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. – 366 с.
  3. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. // Пер. с греч. – М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия»; Православное товарищество «Колокол», 1993. – 239с.

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т. 4.

2. Карташев А.В. Вселенские соборы. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 679 с.

3. Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догмат, деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. — 2-е изд., испр. И доп. – Спб.: Изд-во О. Абышко, 2004. – 319 с.

4. Лосский В.Н. Догматическое богословие. // Богословские труды. М. 1972

5. Спасский, Анатолий Алексеевич. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени): Тринитарный вопрос (История учения о Святой Троице). – Рапринт. Изд. – М.: Москов. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Паломник, 1996. – [4], 648, II c.

6. Флоровский прот. Георгий. Восточные отцы IV века. Париж, 1990.

 

Великие каппадокийцы.

1.Тройческое богословие Великих каппадокийцев. Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, предают философской терминологии новый смысл, четко разграничивая понятия: троичность (ипостась, лицо) и единство (сущность) в Троичном догмате.

2.Учение о богопознании. Арианин Евномий Кизический выступал за рациональное богопознание. На основании теории имен, он заявлял о том, что Бог есть Божественная монада, и определяется одним словом: Нерожденный. Учение Евномия была подвергнута критике каппадокийцами, которые заявляли, о не способности человеком познавать не только Сущности Бога, но и сущности окружающих вещей. В то же время каппадокийцы говорили о познаваемости Бога, через Его явления (энергии). Богопознание осуществляется через естественное и сверхестественное Откровения. Человек становится созерцателем Святой Троицы, при восприятии Откровения и нравственной жизни.

3.Различие между староникейцами и новоникейцами. Различия исходят из трех посылок: 1) догматическая терминология (староникейцы отождествляли сущность с ипостасью, новоникейцы ипостась с лицом) 2) отношение к ересям (староникейцы боролись только с крайним левым учением – арианством и производными от него течениями; новоникейцы также боролись и с крайним правым учением – савелианством или маркеллианством), 3) в происхождении (староникейцы были всегда последовательными защитниками никейского Ороса, новоникейцы произошли из среды тех, кто искал этому Оросу альтернативу).

4. Деятельность Василия В. Василий В. Поставил перед собой объединить Восточную церковь под знаменем Никейства и добиться признания восточного православия Западом. Дружба с Афанасием А., и Мелетием Ан. Оказала Василию в этом деле неоценимую помощь, хотя Василий и не дожил до окончания процесса объединения, дело его продолжили его сподвижники.

5.Деятельность Григория Б. и Григория Нисского. Если Василий В., прославился как организатор, то Григорий Б. – как духоносный наставник. Оказавшись в Константинополе, где правил арианский епископ Демофил, Григорий в короткое время сумел расположить к себе клир и горожан. Демофилу пришлось покинуть город. Однако на Константинопольскую кафедру имела свои виды Александрия. Первая попытка поставить в Царьград своего ставленника (Максима Киника) оказалась неудачной. Вторая попытка была предпринята на II Вселенском Соборе, когда Григорий Б. добровольно уходит с патриаршества. Дело Василия В. И Григория Б. была продолжена братом Василия – Григорием Нисским. К концу IV века Григорий Нисский – выдающийся богослов. Он систематизирует и закрепляет богословие каппадокийцев. VII Вселенский собор Григория Нисского наградил статусом: «Отцом Отцов наших».

 

Цель доклада:

1. Рассмотреть вклад великих каппадокийцев в победу православия над арианством.

2. Роль каппадокийцев в деле объединения Восточной церкви и примирении с Западной церковью.

 

Итоги:

1. Великие каппадокийцы провели грандиозную работу над ошибками, допущенные отцами I Вселенского Собора. С помощью христианского богословия и эллинской мудрости, каппадокийцы раскрыли термин «единосущный», сделав его понятным и необходимым в понимании догмата о Св. Троице.

2. С помощью ясных и сильных аргументов, каппадокийцы поразили арианство в самое сердце, ниспровергнув аномейство.

3. Работа, проделанная вождем новоникейства Василием В. привела к объединению все Восточной церкви под знаменем Никейской веры, не смотря на внутреннюю противоречивость и разобщенность восточных и глухоту и консерватизм западных.

 

Источники:

1. Василий Великий. Свт. Творения – СПб., тип. Сойкина, перевод Московской духовной академии. 1911. Т.2. с 76-286.

2. Григорий Богослов. Свт. Творения – Екатеренбург: изд. Сибирская благозвоница, 2007. Тт. 1,2.

3. Григорий Нисский. Свт. Против Евномия// Творения. М., 1861–1871 гг. Ч. 5-6.

4. Сократ Схоластик Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. – 366 с.

Литература:

  1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т. 4.

2. Лосский В.Н. Догматическое богословие. // Богословские труды. М. 1972



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.026 с.)