История Богословской мысли периода Вселенских Соборов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Богословской мысли периода Вселенских Соборов.



Тринитарные споры. Арианство.

Доникейский период.

1. Истоки арианства. Арианство происходит из учения о Логосе, которое развили древнегреческие философы-стоики и Филон Александрийский. Элементы стоицизма и филонизма мы находим в учении о второй ипостаси ранних апологетов (Иустин, Афинагор, Татиан), наиболее крайние черты это учение приобретает в богословии монархиан. В принципе с ним были не согласны представители Малоазийской школы богословия: Ириней Лионский, Ипполит и др., подвергали критике это учение также Тертуллиан и Ориген, с сохранением, однако (особенно Оригеном), некоторых идей субординационизма, что позволило на основании оригенизма развить свое учение Павлу Самосатскому, который низводит Логос до уровня чистой идеи, и Лукиану, у которого Логос - есть тварно-личностный посредник. Учение Лукиана было раскрыто его учениками: Арием, Евсевием и др.

2. Происхождение Ария, его учение. В период Галериева гонения Арий появляется в Александрии и принимает активное участие в жизни церкви. Был сторонником строгой жизни и солидарным с Мелетием Ликопольским, уходит в раскол и отлучается Петром А., вновь соединяется с церковью при Ахиле А. При Александре А., он пресвитер и занимается толкованием Писания. Вскоре он выступил с обвинительной речью против Александра в вопросе о Божестве Сына и обвиняет его в савелианстве. В своем учении Арий близок к Павлу Самосатскому и Лукиану, рассматривая Логос как тварно-личностного посредника между Богом и миром. Арианство превращает религию в философию, низводит христианство до неглубокого морализма.

3. Богословие Александра и Афанасия А. противоположны Арию. Александр, заимствуя у Оригена здравые идеи и придерживаясь малоазийского направления, учит о Божественном достоинстве Сына, полагая резкую грань между Богом и творением. В то же время он различает Отца и Сына, считая Отца Б о льшим. Афанасий исходит из сотериологии, говоря о необходимости боговоплощения. Эта необходимость обусловлена падшим состоянием человека и совершается Богом добровольно, а не по принуждению. Следует, однако, заметить, что Афанасий пользуется старой терминологией, не различая сущность от ипостаси.

4. Хронология арианских споров в доникейский период.

Арий отделяется от Александра и уводит в раскол почти треть клира. Вскоре он находит себе союзников в лице Евсевия Никомедийского, Евсевия Кесарийского и других. Александрийский Собор анафематствовал ариан, но ариане получили поддержку от Евсевия сначала письменно, затем и соборно (Вифиния и Кесария - 20-е года). Александр привлекает к спору епископов Фессалоникийского и Римского. Разгоревшийся спор вовлекает императора, который вызывает Осия Кордубского, известного западного богослова, который выступает на стороне Александра. В 324 году сторонники Александра созывают Собор в Антиохии, на котором организуются в партию строгих ортодоксов, что позволило им выступить единой командой на предстоящем Вселенском Соборе в Никее (325 г.)

Цель доклада:

1.Анализ арианства и его истоков в свете богословия Древней Церкви. 2.Отношение к арианству восточных и западных отцов в доникейский период. 3.Освещение событий, предопределивших созыв и итог I Вселенского Собора.

Итоги:

1.Арий был не родоначальником ереси, а последователем еретического богословия лукиановской школы, которая находилась в сильной зависимости от философии стоицизма, которая поддерживалась монархианами и осуждалась главным образом представителями Малоазийской школы богословия.

2.Отношение к арианству было не простым, из-за того, что: а)большинство отцов не разбиралось в тонкостях арианства, субординационизм Тертуллиана и Оригена только вносил неразберихи в общую смуту, б)покровительство арианству со стороны авторитетных епископов (Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский), в) вмешательство императора.

3.Антиохийский Собор 324-5 гг. в значительной мере повлиял на атмосферу I Вселенского Собора (организация антиариан, и привлечение императора Константина в антиарианский лагерь).

Источники:

1. Афанасий Великий. Архиепископ александрийский святитель. Творения в 4 т. – Репринт. Изд. – М. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. – (Памятники церковной письменности). Т.1. – 478 с. Т.2. – 494 с. Т.3. – 524 с. Т.4. – 479 с.

2. Евсевий Кесарийский Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001.-604 с.

3. Евсевий Кесарийский Жизнь блаженного василевса Константина. – 2-е изд. – М.: Москов. Филиал изд-ва «Посев», 1998.- 350 с.

4.

5. Сократ Схоластик Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. – 366 с.

6. Филосторгий. Сокращение «Церковной истории». http://www.krotov.info/acts/05/marsel/istoriki_00.htm

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Тт 2, 3, 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.005 с.)