Монофизитсво после Халкидона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монофизитсво после Халкидона.



1. Смуты в париархиях. Сразу же после окончания Собора смута охватывает Восточные патриархии. Монахи – аполлинаристы поднимают мятежи против своих патриархов и узурпируют кафедры. В Палестине – Феодосий действует против Ювиналия Иерусалимского, В Александрии – Тимофей Элур против приемника Диаскора Протерия Александрийского, в Антиохии – Петр Гнофей против приемника Домна Мартирия. Императорская власть в лице Маркиана и Пулхерии, а также Льва Фракианина еще пытается держаться за IV Вселенский Собор и его постановлений, но приемники их изменяют Халкидону.

2. Смута на императорском престоле. После смерти Льва Фракианина на престол взошел тесть императора Зинон, которого вскоре сместил брат жены Василиск, желая найти поддержку в населении он издает «энциклион» - рескрипт о вере в монофизитском духе. Но он просчитался, сторонников Халкидона в столице казалось больше поднялся мятеж, в спешке Василиск издает «антиэнциклион» - аннулируя предыдущий документ, но фокус не удался и он был смещен. На трон вновь восходит Зинон, который, однако тоже пытается заигрывать с монофизитами. Он издает «энотикон» - рескрипт о вере, в котором не упоминается вероопределение IV Вселенского Собора.

3. Римский раскол (484-521). Против Энотикона выступают римские папы Симплиций и Феликс III, последний разрывает церковное общение с Восточной церковью, раскол длится 35 лет. Этот толерантный документ и в Восточной церкви признают далеко не все. Под ним подписываются Акакий Кп., Петр Монг, сменивший на Александрийской кафедреТимофея Элура и Петр Гнофей. В то же время было много тех, кто отказывался принимать энотикон, как со стороны монофизитов (акефалы), так и со стороны православных (акимиты). В чреде Кп. Патриархов также были противники энотикона: Евфимий и Македоний, за свою непримиримость с императорской политикой они были лишены кафедры. Раскол с Римом был уврачеван при императоре Юстине, для этого пришлось безоговорочно принять условия папы: отказ от энотикона и анафематствование всех Кп. Патриархов, занимавших кафедру в период раскола, включая православных исповедников Евфимия и Македония.

4. Тепасхитский спор. Спор возник в результате выступления монахов из Малой Скифии, защищая Халкидонское вероопределение, они в то же время считали, что оно должно быть очищено от несторианской примеси. Для этого они постоянно акцентировали речи о Христе – Богочеловеке постоянными прибавками о Его Божестве. Римские легаты, находящиеся в Кп., отказались признать это учение, однако скифов поддержали император и папа. В 533 году император издал эдикт, узаконивший теопасхитское учение.

5. Гонения на монофизитов. После отвержения Энотикона начались гонения на монофизитов, видные представители которых укрылись в Египте и в Сирийских пустынях, Александрию тронуть император не посмел. Репрессии коснулись не только монофизитов, но и ариан, за последних решил при помощи папы заступиться готский король Теодорих. Не смотря на то, что ходатайство папы увенчалось успехом, папа по возвращении был заточен в тюрьму.

Цель доклада:

1.Выявить причины, приведшие к развитию и укреплению монофизитства после Халкидонского Собора.

Итоги:

Монофизитство и после IV Вселенского Собора было обречено на успех по следующим причинам: 1) благодаря создавшийся благоприятной среде, о которой уже отмечалось раннее, монофизитством были заражены широкие слои населения. Подстрекаемое беспокойными монахами-аполлинаристами население отдаленных провинций: Сирии, Армении, Палестины, Египта, к национальному сепаратизму прибавило еще и религиозный вопрос. Жители провинций смотрели на приезжавших с Собора епископов как на предателей веры. 2) Слабость государственной власти, ее метание от признания Халкидонского Ороса до его осуждения, только подливало масло в огонь, а репрессии воспринимались как новые гонения врагов Христа. 3) Следует отметить, что сторонников Халкидона дискредитировали малодушное поведение некоторых епископов и патриархов, которые подавали повод монофизитам обвинять православных в заискивании перед светской властью.

Источники:

1. Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., изд. МФТИ, 2000. – 416 с. (памятники святоотеческой письменности).

2. Деяния Вселенских Соборов. Казанская Духовная Академия.: тип. Центральная. Т. 3-4. 1908.

3. Евагрий Схоластик Церковная история. Книги I –II / Пер. с греч., вступит. Ст., комент., прил.: Кривушин; Отв. Ред.: Е.С. Кривушина. – 2-е изд., испр. – Спб.: Алетейя, 2001. – 384 с.

Литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставрипигиальный монастырь, 1994. Т. 4.

2. Карташев А.В. Вселенские соборы. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

4. Мейендорф прот. Иоанн. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.

  1. Мейендорф прот. Иоанн. Единство империи и разделения христиан. Церковь в 450-680 гг. после Р.Х. //История Церкви и восточно-христианская мистика. Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000 г. 574 с.

6. Поснов М.Э. История христианской Церкви: до разделения Церквей – 1054 г. – Киев: Путь к истине, 1991.

7. Флоровский прот. Георгий. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1990.

8. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. – М.: Паломник, 1993. – 387 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.238 (0.006 с.)