Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Вопрос о происхождении арианства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот вопрос неоднократно поднимался при исследовании истории арианской ереси. Здесь речь идет не столько о том, кто был зачинщиком спора, а по большей части о философских предпосылках, тех взглядах, которые привели к его возникновению, и если мы считаем Ария основателем ереси, то следует ответить на вопрос, какие философские идеи и брожения привели к тому, что потом было названо арианством. Изучая данный вопрос, исследователь при этом так же становится перед дилеммой: а какая именно из богословских школ того времени могла стать фундаментом философско-богословского мировоззрения Ария, ведь он имеет прямое отношение к двум самым ярким и, при этом, противоположным в своих философских взглядах и экзегетических методах богословским школам: Антиохийской – следовавшей более аристотелевской философии и придерживавшейся буквального толкования Священного Писания для уяснения точного смысла Писания; и Александрийской, в которой более преобладало влияние философии Платона и при изъяснении Священного Писания руководствующейся аллегорическим методом, основываясь на том утверждении, что Писание, написанное по действию Духа Святого, духовно нужно и понимать. Предположительно, богословский фундамент, на котором была построена вся его богословская доктрина, он получил в Антиохии, учась у пресв. Лукиана, и только перебравшись во время Диоклетиановского гонения в Александрию, он вплотную столкнулся с александрийским богословием, и в особенности с воззрениями Оригена. Смог ли избежать оригеновского влияния богослов, который был учеником учителя, находившегося «под воздействием Оригена»[113] и учение которого было противоположным тому экзегетическому методу, который Арий встретил в Александрии? Так же не менее интересен вопрос: а каким методом экзегетики пользовался сам Арий, будучи наставником в Александрийском училище, и неужели он отрекся от тех основ, которые были заложены в Антиохии? Более того, в церковной науке поднимался вопрос о том, не является ли сам Лукиан «Арием до Ария», как писал А. Гарнак[114], или, может, арианство уже существовало, как в зародыше, в адопционистских тенденциях Павла Самосатского, как считают свящ. Д. А. Лебедев[115], прот. Мейендорф[116], а за ними и А. Л. Дворкин[117]. Так же есть и другая сторона. Вопрос о тварности или рождении Сына-Логоса, Его единосущии с Отцом или абсолютной разности их природ, до Ария поднимался еще ранее в споре между двумя Дионисиями Александрийским и Римским[118]. Тогда все объяснилось простым недоразумением и решилось объяснительной грамотой Александрийского предстоятеля. Но само это недоразумение не отвечает на вопрос о происхождении арианства. Так может оно показывает нам направление, откуда ересь может брать свое начало? Ведь сам св. Дионисий Александрийский считал себя последователем Оригена, и в его творениях явно сильное оригеновское влияние. Может именно учение Оригена и есть основа, на которой возникло арианское учение? Какое имеет отношение к арианству его учение?
Вот те основные вопросы, которые ставят ученые при изучении арианства. И в виду того, что поле изучаемого предмета очень широко, соответственно и мнения по этому вопросу так же не однозначны. Например, еп. Аксайский Иоанн пишет, что «Основательное знакомство с предметом прямо приводит к тому заключению, что никакого ближайшего внешнего источника, из которого могли бы генетически проистекать воззрения ариан, указать нельзя. Главным и единственным источником всех этих лжеучений нужно признать собственный оригинальный образ мыслей Ария» [119]. Конечно, он не отрицает возможного влияния на богословие Ария со стороны предшественников, и говорит, что «Влияния на Ария с различных сторон, конечно, быть могли: были влияния монархианские, могли быть даже влияния со стороны школы Александрийской, и именно со стороны Оригена (только не в том смысле, что Арий усвоил себе подлинный образ мыслей этого учителя, а скорее в том, что Арий многими выражениями Оригена злоупотребил); но ни одному из сих влияний Арий не поддавался страдательно и все их переработал по свойству и характеру воззрений своих»[120]. Причиной необычайных успехов, согласно его мнению, была именно новизна и оригинальность учения для тех, кто жаждал нового, но так и не приобрел навыков в различении истинного от ложного[121]. Греческий гений, увлекаясь эллинской мудростью, конечно, всегда был в поисках оригинальных идей и мыслей, и как пишет проф. А. П. Лебедев, и арианствующие, чуждаясь прямой, сердечной веры «хотели вопросы веры подвергать такому же рассудочному исследованию, как и всякие другие вопросы. Веру хотели подчинить знанию»[122], и даже называли простецами и «невеждами»[123] тех, кто чуждались нововведений в вере, преданной издревле[124]. Однако, тот факт, что Арий в своей Q=leia пишет, что «От избранных Божиих по вере, богоразумных, святых чад, правомерных, приявших Святаго Божия Духа, причастников премудрости, мужей образованных, богоучимых и во всем премудрых научился я сему. По их единомысленно шествуя следам, пришел я …»[125], где говорит не о своем личном авторитете в деле веры, а о том, что он верит, как и все, и до него[126], наталкивает на мысль, что, во-первых, еретические мысли касательно умаления Божества Логоса были в то время довольно распространенным явлением, а во-вторых, своим учением он обязан все же своим предшественникам, и он, по сути, только оформил в более доступную пониманию форму, упростил и сублимировал в арианстве[127]. При этом и само «Apиaнскoe движение не было однородным. И нужно различать вопрос о происхождении учения самого Ария от вопроса о причинах того богословского сочувствия, которое он встретил с разных сторон»[128]. Поэтому вопрос об источниках пока остается открытым. Ведь те болезни, которые беспокоили общество того времени, непременно имели свои причины в более раннее время, и как неправильное питание приводит к различным заболеваниям, так и определенные ошибки в богословии могли стать причиной возникновения такой ереси, как арианство[129].
Александрийская версия
Самая древняя версия происхождения восходит к V веку[130]. Так, например, уже историк Сократ отмечает, что арианство зародилось именно «в Церкви александрийской», после чего оно и получило широкое распространение «по всему Египту, Ливии и верхней Фиваиде…»[131]. Но здесь Сократ излагает скорее сам факт возникновения пожара[132], но не говорит о его причинах. Действительно, как мы знаем, в 320 году, именно в городе Александрии пресвитер Арий обнародовал свои еретические воззрения на Божество 2-й ипостаси, и после непродолжительных дискуссий к нему присоединилось множество последователей, которые и образовали арианскую, а в последствии противоникейскую, партию. Хотя, конечно нужно согласиться с тем, что пожар возникает не на пустом месте, и как замечает проф. Гвоткин, арианство возникло именно в Александрии потому, что сама обстановка и сами «обстоятельства благоприятствовали там его процветанию больше, чем где-либо»[133]. Ведь к тому времени Александрия, стала, можно сказать, христианским научным богословским центром[134], она была средоточием и выдающихся философов и ораторов своего времени, «Ярким блеском горела слава Александрийской церкви, богатой, знаменитой своею христианской наукой, ознаменовавшей себя замечательными победами над языческой ученостью, обессмертившей себя именами глубоких христианских философов»[135]. Поэтому в арианстве справедливо видеть, «прямой результат раннейших» богословских «движений и неизбежную реакцию языческих форм мышления против окончательной установки христианского понятия о Боге»[136], ведь «Прямо или косвенно, путем непосредственного изучения философских сочинений или чрез посредство той суммы философских представлений, которая усвоена образованным обществом, христианские писатели становились в то или другое отношение к современной им философии и обыкновенно поддавались ее влиянию. Если учение церкви давало содержание их воззрениям, то философия была тою призмою, чрез которую оно проходило. Влияние философии не было только формальным: оно отражалось не только на языке, не только на форме изложения, но привносило нечто и в самое содержание учения церковных писателей. При этом нет необходимости предполагать, что эти привносные элементы заимствованы непосредственно из философии: ознакомившись с кругом вопросов, которые решала философия, церковные писатели с подобными же вопросами обращались и к церковному учению и в нем самом находили те пункты, в которых их воззрение соприкасается с философскими представлениями той эпохи, но находили эти пункты благодаря лишь тому, что усвоили от философии определенную форму воззрения»[137]. И с одной стороны, это благоприятно отразилось на развитии богословской мысли, с другой – мы видим огромную вереницу сект, которые, увлекаясь той же философией, впадали в крайности и порождали все новые и новые ереси, одной из которых было арианство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.007 с.) |