Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анитринитарные ереси в послеапостольский период.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изначально нужно сказать, что Бог есть Дух, который не имеет ни очертания, ни формы и никакой материальности, которая Его могла бы как-то ограничивать. А потому все антропоморфические представления уже только в этом теряют всякую основу. Однако именно это очеловечивание Бога, попытка вместить Его в рамки ограниченной материальности и стала причиной возникновения разного рода ересей, которые и по сей день терзают Церковь своими вымыслами. И если вопрос о Божестве Отца никогда не подвергался никакому сомнению, то касательно Божества Сына уже с первых веков было множество споров. В частности, если согласиться с учением о равенстве и полной идентичности по природе или единосущии Сына Божия с Богом-Отцом, то вслед за ним сразу возникал ряд серьезных вопросов: а не приводят ли подобные взгляды к двубожию, а отсюда через обожение причастных Телу Христову, и языческому многобожию[42]? Если Сын Божий – есть Бог пришедший во плоти, то почему Он не второй Бог? Или может это один из модусов Отца, о котором говорил еретик Савелий? 4) А если Сын Божий не истинный Бог, то кто же тогда на самом деле Бог, и что собой представляет личность Иисуса Христа? Кто такой Сын Божий, и что значит наименование Иисусом Христом Себя «Сын Человеческий»? и почему Он о Себе говорит, что «Видевший Меня видел Отца» (Иоан.14:9) и «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30)? И, в конечном счете, что означают слова «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19), притом, что слово «имя» употреблено в единственном числе, а Тех, Кто стоит под этим именем – три: Отец, Сын и Святой Дух? Если Сын Божий не Бог, то почему Его имя уравнено с именем Отца и зачем тогда и во имя Сына нужно креститься верующему?
На протяжении всего, по крайней мере, доникейского периода, эти вопросы для очень многих стали «камнем преткновения» и «соблазном» (Иоан.6:61), что, в свою очередь, стало причиной возникновения ряда еретических направлений и сект. Следуя апостольскому учению[43], простое верующее сознание в первые времена христианства не затруднялось при решении этого вопроса и всегда именовало Христа истинным Сыном Божиим, и единородным от Отца[44], о чем свидетельствуют и древнейшие символы, которые произносили и при принятии Крещения и во время богослужения верующими[45]. Это, в свою очередь, помогло легко преодолеть евионитство иудействующих, указав на Божественное достоинство Сына Божия, и докетизм гностиков установив против них истинное человечество Иисуса Христа: «Они восприняли высший, апостольский, истинный гносис в силе веры, подкрепленной авторитетным свидетельством очевидцев и служителей Слова, утверждаемой на их глазах новым свидетельством исповедничества и мученичества»[46]. Но, так как эти символы, в силу своей краткости и элементарности не имели той определенности, которую мы имеем только в период Вселенских Соборов, да и в виду вот только зарождавшейся христианской экзегетики и научно обоснованных методов толкования Священного Писания, «каждый церковный писатель богословствовал на свой страх и риск»[47], а потому, как пишет проф. А. А. Спасский и «самые условия, при которых зарождалась богословская мысль христианства, открывали широкую дверь субъективизму в систематизации учения Церкви и делали неизбежным тот индивидуализм в понимании догмата о Троице, какой наблюдается у всех церковных писателей доникейского периода. Поэтому в доникейскую эпоху, строго говоря, мы имеем дело не с церковным учением о Троице, то есть не с таким учением, которое было бы принято и авторизовано самой Церковью, но с рядом мало зависимых друг от друга, своеобразных богословских построений, излагающих это учение с большей или меньшей чистотой и совершенством»[48]. Особенно же усложнилось состояние учения о Троице, когда под влиянием иудаизма или языческих систем в христианстве стали появляться ереси. «Чем больше людей, - пишет П. Л. Гаврилюк, - обращалось в новую религию, тем сложнее было сохранить единство того учения, которое апостолы проповедовали миру. Внутри быстро растущего движения стали появляться группы, в учении и практики которых было немало отклонений от апостольской вести о спасении. Передача неискаженной апостольской веры из поколения в поколение требовала как полемики с еретиками, так и кропотливой духовной работы с новообращенными»[49]. И если внешние враги христианства «иудеи и эллины просто отвергали Христа как Сына Божия, то в христианском обществе попытки рассудочно объяснить Триединство Бога нередко приводили к заблуждениям иудейского (монотеистического) и эллинистического (политеистического) толка. Одни еретики представляли Троицу как Единицу, растворяли Лица Троицы в единой Божественной Природе (монархиане). Другие, наоборот, разрушали природное единство Святой Троицы и сводили Ее к трем неравным существам (ариане)»[50]. И, в данном случае, «затруднения представила прежде всего не проблема соединения Божества и человечества во Христе, хотя и эта проблема потом должна была выступить, а вопрос о Божестве Христа. Для того чтобы удержать истину единства Божества, или, как тогда говорили, «единоначалия (μοναρχία)», которую тогда приходилось особенно отстаивать против языческого политеизма, и не признать двух богов, эти так называемые монархиане находили нужным или отвергнуть истинное Божество сына Давидова и признать Его простым человеком, отличающимся от Господа, или, признавая Его истинным Богом, не отличать Его от Сына Божия и Бога от Бога Отца. Так получилось, с одной стороны, монархианство динамическое, видевшее во Христе усыновленного лишь Богом человека, в котором обитала сила Божия (δ°ναμις), как может она обитать и в других людях; с другой — монархианство модалистическое, по которому во Христе воплотилось и спострадало плоти единое и не заключающее в себе никаких различий Божество, получающее лишь различные наименования по различию способов Своего проявления; называемый Отцом как Творец и Законодатель, единый Бог (по Савеллию) называется Сыном как Искупитель, в воплощении, и после этого действует как Дух Св. Те и другие монархиане разными путями шли к одной цели. Ясные свидетельства Писания, противоречившие их пониманию, им приходилось, конечно, или игнорировать, или перетолковывать» [51]. И если обозначить монархианство, как один из видов субординационизма[52], в его крайнем проявлении, по отношению к Богу-Сыну, то нужно сказать, что многие выражения и взгляды и церковных апологетов содержат в своих высказываниях субординастические тенденции. На что, собственно, и обращают внимание современные антитринатии, что, мол, такие доникейские учителя, как мч. Иустин Философ, свт. Ириней Лионский, свт. Ипполит Римский, Тертуллиан, Ориген и другие не верили в Троицу, а потому Она есть позднейшее нововведение, возникшее под влиянием языческой философии: «Библия и история ясно свидетельствуют, что учение о Троице было неизвестно в библейские времена и в несколько последующих веков»[53].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.007 с.) |