Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методические приемы рассказа на экскурсиях.
Содержание книги
- Бюро экскурсий и путешествий в составе гостиничного комплекса.
- Виды и формы экскурсионного обслуживания, резервы по его расширению
- Выявление, изучение и расширение использования экскурсионных возможностей
- Дифференцированный подход к организации экскурсионного обслуживания
- Знаменитые люди Республики Казахстан, как субъекты экскурсий.
- Использование экскурсионных возможностей края для расширения экскурсионной тематики.
- Использование экскурсионных возможностей республики – основа дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма.
- Культурно-историческое наследие как объекты экскурсий
- Исторические памятные места Казахстана
- Качество экскурсионного обслуживания
- Контрольный и индивидуальный текст экскурсии, их особенности.
- Маршрут экскурсии. Принципры составления маршрута
- Методические приемы показа на экскурсии.
- Методические приемы рассказа на экскурсиях.
- Методические приемы экскурсионного показа.
- Научно-педагогические основы экскурсионной работы.
- Объекты экскурсионного показа, их классификация.
- Организационное формы деятельности государственных и частных туристско-экскурсионных структур.
- Основные этапы истории развития экскурсионной деятельности в 20 веке.
- Особенности отбора объектов экскурсионного показа.
- Особенности показа на экскурсии.
- Особенности проведения этнографических экскурсий.
- Особенности развития экскурсионной деятельности
- Памятники истории и культуры Казахстана.
- Паспорт Экскурсионного объекта.
- Профессиональное мастерство экскурсовода.
- Психологические основы экскурсионной деятельности.
- Работа с краеведческим материалом по подбору логических переходов «оживления» содержания экскурсии (поэзия, проза, фольклор).
- Роль краеведческих и других организаций в развитии и становлении экскурсионного дела.
- Роль краеведческих организаций в развитии экскурсионной деятельности.
- Современное состояние и особенности развития экскурсионного туризма в Республике Казахстан.
- Средства показа, виды жестов на экскурсиях.
- Становление и развитие экскурсионного обслуживания в рыночных условиях
- Сущность понятия «экскурсия», ее признаки.
- Техника проведения экскурсии.
- Технологические документы экскурсии.
- Туристско-экскурсионные предприятия, их деятельность по экскурсионному обслуживанию.
- Функции экскурсионной работы.
- Экскурсанты, их познавательная деятельность
- Экскурсия, ее сущность. Признаки экскурсии.
- Экскурсия, классификация экскурсий по содержанию.
Похожие статьи вашей тематики
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Приемы рассказа на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом.Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким образом, прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции. В автобусной экскурсии прием описания используется при всех видах показа, как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода (наблюдение объектов из окна и во время движения автобуса на маршруте). Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц. прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность, и др ".Прием объяснения - форма изложения материала, об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. В архитектурной экскурсии с помощью этого приема выявляются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характерПрием комментирования..В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений и т. п. Прием комментирования широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве пояснений к экспонатам.Прием репортажа.В экскурсии - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей). Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое.Сложность использования такого приема состоит в том, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, Прием цитирования. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.Прием вопросов-ответов. в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. В экскурсии на тему "Валаам - жемчужина Ладоги" экскурсовод рассказывает о том, что "видели" на этом месте растущие валаамские сосны, которым более чем по двести лет.Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так назван?. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание,, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема - заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение..Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным. Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий. Прием соучастия. помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, обращения к группе: "Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск". Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина того боя.Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника.Прием проблемной ситуации в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы.Прием отступления в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы,Его задача снять усталость.лекционно-иллюстративный. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций. Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному.Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем - более значительные и, наконец, самые интересные. Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом. В экскурсиях климактерический и антиклимактерический приемы следует рассматривать как формы изложения материала, как структурные особенности построения рассказа. К показу предлагаемые приемы не имеют отношения, так как последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, которое каждому из них выделяется с целью полного и логического освещения темы.В методических пособиях по экскурсионному делу называются и другие приемы: использования цифр и фактов; логического доказательства; взаимодействия интересов; ретроспективы; использования пословиц и поговорок, художественной литературы. Все они не могут быть названы методическими приемами ведения экскурсии из-за отсутствия необходимых для этого признаков.
|