Виды и формы экскурсионного обслуживания, резервы по его расширению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы экскурсионного обслуживания, резервы по его расширению



Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах).

Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:

-какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;

-к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);

-что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Цель связана с понятиями цель и идея и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких. идейных позиций. Идея — замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии).

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии — предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы, содержания экскурсии — это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется — как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтемы может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.

У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия «Москва — столица России» может иметь и другое название: «Москва вечерняя» и др.).

Выводы

Главная задача развития тематики экскурсий — наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

Постоянная разработка новых интересных тем, совершенствование действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.

 

Выбор методических приемов показа и рассказа при подготовке экскурсии.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов - показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения, Такие же изменения происходят с рассказом. Основные причины этих различий - меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.
Процесс становления экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих - показа (П) и рассказа (Р). Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала. Первый уровень - простейшая экскурсия, когда показа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные пособия из "портфеля экскурсовода". Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.При втором уровне преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы - репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т. п.Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рассказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа. Третий уровень - такое сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значение и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осуществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.На этой ступени становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные, обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Подбираются логические переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах. Четвертый уровень. Сочетание показа и рассказа приобретает более экскурсионный характер. Показ занимает ведущее место в экскурсии, рассказ - второстепенное. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Логические переходы превращаются в словесно-зрительные мостики между подтемами Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают памятники истории и культуры, достопримечательные места. Вступительное слово и заключение становятся самостоятельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют экспонаты "портфеля экскурсовода". Мероприятие становится экскурсией. Пятый уровень. Достигается оптимальное сочетание показа и рассказа. Показ, увеличившись в объеме, занимает главенстроена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомендуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экскурсии пешеходной.Важную роль в рассказе играет анализ зрительно воспринимаемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии достигают совершенства, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Наибольшей активности достигает методика показа объектов. Возрастает роль экскурсовода в руководстве процессом восприятия материала.Практически происходит превращение в единое целое показа и рассказа, когда они начинают активно взаимодействовать, определенным образом дозироваться, сливаться, когда один элемент уже не может заменить другой. Более того, один составной элемент (рассказ) не может существовать без другого (показа), оба они взаимообусловлены и, дополняя друг друга, создают нечто целостное - экскурсию. Кратко это можно сформулировать следующим образом: экскурсия - та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

Для методики является важным не только правильное сочетание показа и рассказа, но и последовательность в использовании их на экскурсии. Рассказ не может существовать без показа не в смысле их одновременного протекания, а в смысле их взаимодействия и взаимообусловленности в рамках одной экскурсии. Вот как это может выглядеть на практике: Рассказ => показ => показ => рассказ => показ => рассказ => показ:=> рассказ => показ => показ => рассказ => рассказ и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.006 с.)