Становление и развитие экскурсионного обслуживания в рыночных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие экскурсионного обслуживания в рыночных условиях



Конец 80 — начало 90-х гг. - период великой ломки всей туристской отрасли страны. Туризм из государственного, общенародного дела стал во времена перестройки сферой коммерческой деятельности. Исчез Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а вместе с ним и Главное экскурсионное управление, руководившее и направлявшее всю экскурсионную работу в стране. Бюро путешествий и экскурсий, действовавшие на территории всего Советского Союза, были ликвидированы или превращены преимущественно в общества с ограниченной ответственностью «Туристские бюро», для которых основным видом деятельности стала организа­ция туров в места отдыха и реализация путевок на них. Прекратилась подготовка новых экскурсоводов и учеба работающих. Экскурсионное дело оказалось коммерчески невыгод­ным, а значит имеющим мало шансов на выживание. Организацию экскурсий как основного вида коммерческой деятельности могут себе позволить лишь некоторые экскурсион­ные учреждения тех городов, куда направляется большой поток туристов со всего Казахстана и из-за рубежа. Лишившись государственной как материальной, так и моральной поддержки, экскурсионное дело, особенно в периферийных городах, начало чахнуть, что несомненно представляет закономерное явление. Стране, лишившейся идеологической платформы, не нужны стали и идеологические механизмы, управляющие сознанием масс.

В настоящее время в Казахстане экскурсионное дело держится на энтузиастах, которыми движет интерес к экскурсиям, — учителях, преподавателях высших учебных заведений и просто широких массах граждан, видящих в них прекрасный способ культурного развития. И таких людей в нашей стране миллионы, почему экскурсионному делу и не дано быть похороненным.

Несмотря на массу негативных явлений, которые произошли в организации экскурсионного обслуживания граждан, экскурсионное дело продолжает развиваться. В 90-е гг. началось формирование новой экскурсионной тематики, связанной с религиозным содержанием. В атеистической стране, в условиях господства коммунистической идеологии, экскурсии на религиозную тематику не могли существовать. Объектов же показа для создания подобных экскурсий было предостаточно. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Они организуются туристскими и экскурсионными учреждениями, паломническими службами.

Несмотря на свою новизну и кажущуюся популярность, экскурсии на религиозную тематику не занимают большого места в современной экскурсионной практике в стране. Наиболее востребованными в настоящее время остаются автобусные городские обзорные экскурсии, которые позволяют за короткое время познакомиться со многими сторонами жизни городов. Но они существенно отличаются от тех обзорных экскурсий, которые проводились в советские времена, когда, подтемы историко-революционной и ленинской тематики занимали ведущее место во всех экскурсиях. Они стали более свободными по содержанию, в них рассказывается и о тех сторонах жизни нашей страны, о которых ранее умалчивалось.

Продолжают развиваться, правда, меньшими темпами, чем в 70 — 80-е гг., и тематические экскурсии, особенно связанные со школьной учебной программой. Востребованными у разных групп населения страны остаются экскурсии на историческую тематику, так как сегодня отмечается повсеместный интерес к истории Казахстана. Популярны природоведческие экскурсии, с которых и начиналось экскурсионное дело. Но они теперь насыщаются экологическим содержанием, что соответствует требованиям времени. Как и всегда граждане страны проявляют живой интерес к жизни и творчеству великих деятелей культуры, популярных писателей, а соответственно — к экскурсиям на искусствоведческую и литературную тематику.

 

Структура и управление туристско-экскур-ым учреждением

Немаловажную роль в эффективном функционировании предприятия играет персонал фирмы. Персонал представляет собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии. Деятельность любого предприятия зависит от квалификации сотрудников. Правильно подобранное руководство и рабочая группа являются основой плодотворной работы предприятия. Исходя из структуры дохода сотрудника предприятия, могут быть выбраны формы и системы заработной платы. Форма заработной платы характеризует соотношения между затратами рабочего времени, производительностью труда работников и величиной их заработка. Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Повременной называется форма оплаты труда, при которой величина заработка пропорциональна фактически отработанному времени. При сдельной оплате заработок работника пропорционален количеству изготовленной им продукции. Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий. Существуют десятки систем заработной платы. Общей тенденцией является расширение сферы применения систем, основанных на повременной оплате с нормированным заданием и достаточно большой долей премий за вклад сотрудника в увеличение дохода предприятия. В современных системах заработной платы особое внимание обращается на усиление заинтересованности каждого сотрудника в увеличении эффективности производственных ресурсов. Сдельную форму целесообразно применять в тех случаях, когда объём выпущенной продукции, может существенно измениться в зависимости от индивидуальных различий работающих. На предприятии используется повременная форма оплаты труда.

На предприятии используется линейная структура управления, которая отражает движение управленческих решений и информации, исходящих от директора, т е лица, полностью отвечающего за деятельность предприятия. Во главе предприятия находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке сверху вниз'', а руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, в данной фирме действует принцип единоначалия, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.

 

Структура экскурсии. Требования к вступлению экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ о выступлении В. И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается выводом о значении идейного разгрома народничества.

Заключение

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.006 с.)