Методические приемы показа на экскурсии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы показа на экскурсии.



Приемы показа можно классифицировать

Предварительный осмотр как прием дает возможность экс­курсантам сориентироваться в пространстве, воспринять экс­курсионный объект в его историческом и ландшафтном окруже­нии. Предшествующий осмотру рассказ экскурсовода продолжа­ется 1-2 мин, а далее группа может знакомиться с объектом как под сопровождающие комментарии экскурсовода, так и самосто­ятельно. Пауза в рассказе позволяет экскурсантам остаться на­едине с природой или памятником искусства, чтобы оценить их неповторимость.

Экскурсионный (зрительный) анализ предполагает деталь­ное изучение экскурсионного объекта или осмотр его отдельных частей с целью более глубокого изучения их свойств. Разновид­ности экскурсионного (зрительного) анализа следующие:

- искусствоведческий анализ — прием показа произведений искусства, архитектуры с целью выявления их идеи, средств и приемов создания художественного образа. Особенности искус­ствоведческого анализа находятся в прямой зависимости от вида искусств;

- исторический анализ — способ выявить в экскурсионном объекте черты, характерные для определенной эпохи, освещая при этом связь объекта с историческими событиями. Он основан на хронологическом принципе;

- естественнонаучный анализ — выявление существенных свойств экскурсионного объекта путем использования методов различных наук.

Следует упомянуть, что при проведении производственных экс­курсий целесообразно предложить участникам производственно-экономический анализ.

Экскурсионный (зрительный) анализ объекта может осущест­вляться ступенчато: а) выделение объекта из окружающей сре­ды; б) установление связи объекта с содержанием экскурсии. При таком подходе экскурсанты учатся более внимательно вос­принимать окружающую действительность.

Зрительная реконструкция — это образное "восстановление" первоначального облика частично сохранившегося или не сохра­нившегося объекта при показе памятника или связанного с ним со­бытия, памятных мест (по уцелевшим частям, деталям, фрагментам или с использованием наглядных пособий). Прием зритель­ной реконструкции также применяют при раскрытии подтемы, связанной с будущим обликом памятника, улицы, города и др. Зрительный монтаж как вариант методического приема зритель­ной реконструкции позволяет экскурсантам представить объект, "монтируя" из отдельных частей (элементов) его внешний облик.

Зрительное сравнение — это прием, с помощью которого осу­ществляется сопоставление (сравнение) объекта или группы объектов, подтверждающее их сходство или различие. Разновид­ность последнего — сравнение по контрасту. Экскурсанты мыс­ленно восстанавливают предметы, явления, события, недоступ­ные непосредственному восприятию.

Локализация событий — это способ показа исторического места, события, явления в соответствии с локальной (местной) об­становкой, в которой они происходили. Обстановка описывается словами: "Здесь, на этом месте...". Прием локализации обеспе­чивает точность воспроизведения в сочетании с приемом рекон­струкции. При умелом использовании данного метода экскур­санты испытывают эмоциональное воздействие и переживают чувство сопричастности показываемому объекту.

Показ мемориальной доски производится после анализа объекта и событий, связанных с ним. Если объект не сохранился, а мемориальная доска установлена на сооружениях, возведенных на историческом месте позже, следует начать с непосредственно­го показа мемориальной доски. Читать надпись на мемориаль­ной доске не рекомендуется, экскурсовод должен помнить ее наи­зусть.

Показ наглядных пособий применяется с целью дополнения зрительного ряда или обогащения восприятия объекта и связан­ных с ним событий. Наглядные пособия не подменяют зритель­ный материал, а являются вспомогательным источником зна­ний, помогающим воссоздать эпоху, историческую обстановку, конкретные события. Применение их большого количества в од­ной экскурсии не рекомендуется. Например, для трехчасовой экскурсии (как уже указывалось) — не более 15.

Панорамный показ — демонстрация с заранее выбранной точки панорамы города, его района, исторического места; общее знакомство с некоторым количеством экскурсионных объектов.

Показ по ходу движения — целенаправленный последова­тельный осмотр объекта с предварительным выделением его ха­рактерных, специфических опознавательных черт. Поскольку показ в движении исключает знакомство с объектом, общие сведения о нем предоставляются до его появления в поле зрения экскурсантов. При этом немаловажную роль играют оптимальная скорость движения транспортного средства и выразительность жестов экскурсовода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.004 с.)