Основные элементы института несостоятельности за рубежом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы института несостоятельности за рубежом.



В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой институт несостоятельности состоит из следующих ключевых элементов:

1. законодательство;

2. судебная система;

3. система принудительного исполнения судебных актов (исполнительное производство);

4. государственные органы по несостоятельности;

5. профессиональные специалисты по несостоятельности;

6. общественное мнение о несостоятельности.

К функциям государства в области несостоятельности относится:

· установление правил несостоятельности нормативными актами;

· образование судебной системы, позволяющей осуществлять процедуры банкротства;

· формирование системы принудительного исполнения судебных актов;

· кадровое обеспечение института несостоятельности;

· создание государственных органов в области несостоятельности;

· проведение процедур банкротства судами и судебными актами.

Как показывает исследование зарубежного законодательства о несостоятельности и направлений его трансформации, требования, предъявляемые к данному институту в разных странах, трансформировались под влиянием внутренних и внешних факторов.

Представление зарубежных специалистов меняется о сущности и целях института несостоятельности по мере развития рыночной экономики. Так, например, в 90-ые годы прошлого века одни специалисты утверждали, что институт несостоятельности в странах с рыночной экономикой необходим для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Несостоятельность способствует поддержанию устойчивых экономических связей, финансовой дисциплины, а также реорганизации неэффективных организаций или их цивилизованному уходу с рынка. Таким образом, институт несостоятельности является важной составляющей рыночной экономики и обеспечивает гарантии как отечественным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны.

Другие ведущие зарубежные специалисты в середине 90- гг. к основным целям института несостоятельности относили следующие:

1. Защита активов организации – должника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов.

2. Возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованной действующей организации, либо использование отсрочки или сокращения долга организации в случае наличия возможности восстановления ее платежеспособности.

3. Максимальное использование существующих возможностей "спасения" организации или ее частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены и вносит свой вклад в экономическое развитие общества.

4. Обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися организациями и аннулирования неправомерных сделок»[6].

Несколько иные подходы к оценке целей института несостоятельности появились в конце 90-х года под воздействием определенных экономических факторов. Прежде всего, двух мировых экономических кризисах конца 1990-х – начала 2000-х годов. Одним был финансовый кризис, поразивший в 1997-98 гг. страны Юго-Восточной Азии (Японию, Южную Корею, Таиланд, Малайзию, Сингапур), а также Россию. Второй – кризис резкого спада в отраслях, связанных с информационными технологиями.

Оба эти кризиса проявились в неплатежеспособности крупнейших компаний и банков, в резком увеличении числа банкротств, причем не только в финансовом и информационном секторах, но и в других отраслях экономики (банкротство таких компаний, как «Энрон» и «Пармалат»). И именно эти процессы выявили неприспособленность института несостоятельности большинства зарубежных стран к переживаемым этими странами экономическим трудностям и заставили западных специалистов серьезно заняться проблемами предназначения, целей и задач систем несостоятельности на глобальном уровне.

В 1999 г. Международный Валютный Фонд (МВФ) опубликовал фундаментальную работу «Правильные и эффективные процедуры несостоятельности» (“Orderly & Effective Insolvency Procedures”). В этом исследовании впервые в истории была предпринята попытка выработать и предложить всем странам, – независимо от уровня их развития, экономического положения и исторических традиций, – некие всеобщие основополагающие требования, которым должны удовлетворять системы и процедуры несостоятельности.

В указанной работе отмечается, что хотя законы о несостоятельности разных стран весьма отличаются друг от друга, можно предложить два главных требования, которым должны удовлетворять большинство систем несостоятельности.

1. Первое главное требованиесостоит в следующем: системы несостоятельности должны обеспечивать:

· предсказуемость;

· справедливость;

· прозрачность распределения рисков среди всех участников процедур несостоятельности.

Предсказуемость процедур является важнейшим фактором эффективности любой системы несостоятельности. Важно, чтобы соответствующие риски были четко обозначены в законодательстве о несостоятельности и чтобы соответствующие положения законов последовательно применялись теми физическими лицами и институтами, которые осуществляют правоприменительную практику при банкротстве.

Другой характерной чертой системы несостоятельности является справедливость. Законодательство о несостоятельности должно обеспечить механизм справедливого удовлетворения требований всех кредиторов. Справедливое не означает равное. Напротив, различные классы кредиторов могут (и должны) получать удовлетворение своих требований по-разному.

В ходе осуществления процедур несостоятельности необходима определенная прозрачность. В частности, заинтересованные участники процедур должны располагать достаточной информацией, позволяющей им воспользоваться всеми правами, предусмотренными для них законом.

2. Второе главное требованиек системам несостоятельности сводится к защите и максимизации стоимости активов должника в интересах всех заинтересованных сторон и экономики в целом.Выполнение этого требования особенно важно при осуществлении реабилитационных процедур, поскольку максимизация стоимости активов как раз и достигается сохранением должника как действующей организации.

В апреле 2001 г. вышла в свет еще одна основополагающая работа: «Принципы и рекомендации для обеспечения эффективности работы с неплатежеспособными организациями и реализации прав кредиторов», разработанная Международным Банком Реконструкции и Развития (Всемирным Банком – МБРР)[7].

В разработке Всемирного Банка подробно рассматривается взаимозависимость между стоимостью и оформлением кредитов (включая обеспеченные кредиты), - с одной стороны, - и законами и организациями, которые обеспечивают учет и реализацию кредитных соглашений, – с другой. Кроме этого, в них приводится описание основных характеристик и программных установок, связанных с нормативно-правовой системой работы с неплатежеспособными организациями, а также неофициальными процедурами реструктуризации задолженности на основе мирового соглашения, которые должны осуществляться в рамках эффективных институциональных и контрольно-нормативных систем.

В указанной работе Всемирного Банка формулируется 9 приоритетных задач, которые должны решать эффективно функционирующие системы несостоятельности:

1. Интеграцию с общими системами нормативно-правового регулирования и коммерческой деятельности, существующими в отдельно взятой стране.

2. Максимальное увеличение стоимости активов компании посредством ее возможной реорганизации.

3. Обеспечение сбалансированного применения процедур ликвидации и реорганизации.

4. Обеспечение равного подхода к кредиторам, находящимся в одинаковой ситуации, включая иностранных.

5. Обеспечение оперативного, эффективного и объективного урегулирования проблем неплатежеспособных организаций.

6. Предотвращение преждевременного "растаскивания" активов должника индивидуальными кредиторами.

7. Внедрение гласных процедур, обеспечивающих стимулы для сбора и распространения информации.

8. Учет существующих прав кредиторов и соблюдение очередности удовлетворения требований в рамках предсказуемого и установленного процесса.

9. Внедрение схемы работы с неплатежеспособными организациями, имеющими подразделения за рубежом, с учетом зарубежной практики.

Таким образом, МВФ, МБРР, международное сообщество специалистов по несостоятельности полагают важнейшей задачей любой системы несостоятельности обеспечение финансового оздоровления должника, сохранения его как действующей организации. На решение именно этой задачи государства должны нацеливать свои системы обеспечения и осуществления процедур банкротства: законодательную, судебную, систему исполнительного производства, государственных органов по несостоятельности и пр.

 

 

Стратегическое и оперативное антикризисное управление.

Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.

Первая задача

обосновать правильность выбора цели, связанной с производством и реализацией продукции, или тех изменений в этом производстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризисной ситуации, но и достичь стабильного места на рынках сбыта и рентабельной работы предприятия.

Вторая задача, решаемая с помощью бизнес-плана, — убедить инвестора принять участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации. Именно для внешнего инвестора, а им может быть коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо.

Основное назначение бизнес-плана состоит в:

-обосновании стратегии вывода предприятия из кризисной ситуации или состояния несостоятельности;

-определении рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоевание определенных сегментов рынков и категорий потребителей, и, следовательно, — ожидаемых финансовых результатов);

-определении источников и объемов финансирования намечаемых мероприятий, а также времени и порядка расчетов с инвесторами.

Одна из важных задач по выводу предприятия из кризисной ситуации — выбор такой оптимальной организационной структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия.

Эффективным рычагом управления будущим предприятием является двойной бюджет, т.е. разделение бюджета на два: текущий и стратегический, особенно если стратегический бюджет составляет значительную часть общего бюджета.

Двойной бюджет позволяет выделить средства целевым порядком для стратегической деятельности, защищая ее от посягательств со стороны текущей производственно-хозяйственной деятельности, а также баланс капиталовложений и доходов на короткие и длительные сроки.

Рассмотренные меры, а также двойная структура (разделение фирмы на производственную группу, занятую оптимизацией прибыли, и группу стратегического развития, занятую разработкой новых видов бизнеса), концентрация усилий высшего руководства на стратегическом развитии фирмы, вовлечение в стратегическую деятельность всех управляющих, которые будут нести ответственность за внедрение изменений, представляют комплекс взаимосвязанных мер, которые все вместе защищают стратегическую деятельность от отвлечения на текущие производственные задачи.

Внедрение службы стратегического развития и маркетинга и рыночного мониторинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.014 с.)