Система несостоятельности Канады 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система несостоятельности Канады



Конституция Канады от 1867 г. отнесла к исключительному ведению Федерального Парламента Канады принятие законодательных актов, устанавливающих единообразные правила и процедуры банкротства и несостоятельности на всей территории страны. Первый канадский Закон о банкротстве был принят в 1869 г., т.е. через два года после образования страны. Ныне действующий Закон о банкротстве является вариацией второго Закона, принятого в 1919 г., который дополнялся и изменялся в 1949, 1992 и 1997 гг. В настоящее время этот документ называется «Законом о банкротстве и несостоятельности» (далее – Закон). Закон о банкротстве и несостоятельности Канады ориентирован на достижение следующих целей:

1. позволить честному, но неудачливому должнику при определенных разумных обстоятельствах получить освобождение от своих обязательств;

2. создать условия для восстановления кредитоспособности должника и возобновления его деловой активности;

3. обеспечить упорядоченное и справедливое распределение собственности банкрота среди кредиторов путем исключения возможности незаконных преференций, сговоров и других мошеннических действий со стороны должника и некоторых кредиторов;

4. обеспечить получение кредиторами возмещения своих требований в равных долях со стороны лица, распоряжающегося имуществом банкрота;

5. обеспечить возможность исследования дел банкрота на предмет выявления причин и обстоятельств наступления его несостоятельности.

Закон различает понятия «несостоятельность» и « банкротство»:

Несостоятельным признается лицо, которое не является банкротом и обладая обязательствами в сумме не меньше тысячи канадских долларов:

а) не может выполнять свои обязательства по мере их наступления при любых обстоятельствах;

б) прекратило своевременную выплату по своим обязательствам;

в) не имеет суммарных активов, реализация которых позволит своевременно и полно покрыть все его обязательства.

Банкротом признается лицо, которое:

а) в должном порядке подало заявление о признании его банкротом;

б) в отношении которого обеспеченным кредитором было дано распоряжение (“receiving order”) об изъятии имущества, являющегося залогом кредита1;

в) имеет правовой статус такого лица.

Закон Канады предусматривает несколько процедур несостоятельности

При потребительском банкротстве источником возникновения обязательств является потребительский кредит. В этом случае банкротом может быть физическое лицо или группа физических лиц (семья). потребительское банкротство бывает двух видов:

1. упрощенное банкротство (summary bankruptcy) – суммарная потребительская задолженность банкрота не превышает 75 тысяч канадских долларов и лицо становится банкротом в первый раз;

2. обычное банкротство (ordinary bankruptcy) – суммарная потребительская задолженность банкрота превышает 75 тысяч канадских долларов или имеет место повторное (третье и т.д.)

банкротство.

При коммерческом банкротстве источником возникновения обязательств является коммерческая деятельность должника. В этом случае банкротом может быть как физическое лицо (единоличный предприниматель), так и юридическое лицо (корпорация). Выделяют два вида коммерческого банкротства:

1. Упрощенное банкротство (summary bankruptcy), когда суммарная задолженность банкрота не превышает 75 тысяч канадских долларов.

2. Обычное банкротство (ordinary bankruptcy) – суммарная задолженность банкрота превышает 75 тысяч канадских долларов.

Финансовое оздоровление должника как процедура несостоятельности (в дословном переводе с английского – предложение (“proposal”)), имеющее черты российского «мирового соглашения» и, одновременно, «внешнего управления». Различают два вида финансового оздоровления:

1. потребительское финансовое оздоровление, состоящее в достижении соглашения с кредиторами об изменении условий выплат долгов (продление сроков, частичная выплата, реструктуризация долгов и пр.) в совокупности с модифицированным «потребительским» поведением должника, осуществляющимся под руководством и наблюдением администратора финансового оздоровления; должником может быть физическое лицо или группа физических лиц (семья);

2. коммерческое финансовое оздоровление, предусматривающее как изменение условий выплат долгов (продление сроков, частичная выплата, реструктуризация долгов и пр.), так и различные меры по реорганизации и реструктуризации должника. В этом случае должником может быть как физическое лицо (единоличный предприниматель), так и юридическое лицо.

В обоих случаях осуществление финансового оздоровления может занять любое, сколь угодно долгое (но заранее согласованное с кредиторами) время. В случае подачи заявления о банкротстве самим должником и при отсутствии противопоказаний (например, возражений со стороны кредиторов или Государственного органа по банкротству), признание должника банкротом осуществляется во внесудебном порядке лицом, на то уполномоченным, каковым является Официальный Ресивер. Именно в таком порядке осуществляется более 80% всех банкротств в Канаде. Заложенное имущество несостоятельного должника не входит в общую конкурсную массу. При этом обеспеченные кредиторы несостоятельного должника в любой момент могут

изъять это имущество и назначить своего ресивера для его реализации. Процедуры реализации заложенного имущества с целью удовлетворения требований обеспеченных кредиторов (как правило, таковыми являются банки) и реализации незаложенного имущества для компенсации требований необеспеченных кредиторов могут проходить параллельно. В отдельных случаях реализацией обоих типов имущества занимается одно и то же лицо.

Суперинтендант по банкротству назначается Правительством страны и осуществляет управление и контроль ведения всех дел, на которые распространяется действие Закона, в том числе контроль деятельности трасти.

Официальный Ресивер является должностным лицом суда и – одновременно – Службы Суперинтенданта по банкротству. Официальный Ресивер является представителем Суперинтенданта, которому последним делегированы права по управлению и контролю всех дел, на которые распространяется действие Закона о банкротстве. На Официального Ресивера возложены следующие функции:

 получение заявления на банкротство, финансовое оздоровление должника или на изъятие имущества, являющегося залогом обеспеченного кредита (ресивершип) для окончательного оформления;

 исследование банкрота;

 председательство на первом собрании кредиторов;

 контроль за управлением всем имуществом в рамках процедур Закона;

 регистрация и изучение жалоб;

 инициатива на выдачу ордера на проведение расследования Королевской Канадской Конной Полицией в случаях, когда имеются признаки криминального нарушения закона.

Трасти – лицо, лицензированное Суперинтендантом по банкротству для исполнения обязанностей практика по несостоятельности. Таким образом, трасти – доверительный собственник имущества банкрота; фактически – аналог российского арбитражного управляющего. Для получения лицензии трасти должен соответствовать следующим требованиям:

 иметь университетское образование;

 являться сертифицированным финансовым экспертом (“chartered accountant”);

 пройти трехлетний курс обучения трасти, организованный Канадской Ассоциации Практиков по Несостоятельности(КАПН);

посетить недельный семинар для кандидатов в трасти, организуемый Службы Суперинтенданта,

 сдать двухдневный (по 6 часов каждый) национальный письменный экзамен трасти;

 успешно пройти устное собеседование с экзаменационной комиссией;

 удовлетворить требованиям Суперинтенданта в отношении своей финансовой стабильности и профессиональных качеств.

В Канаде функции трасти могут исполнять как физические, так и юридические лица; однако во главе последних должны стоять физические лица, индивидуально лицензированные как трасти. Трасти является центральной фигурой при осуществлении Закона о банкротстве и несостоятельности и обладает установленным Законом правом обращаться в суд. При этом трасти не обязан принимать назначение на исполнение обязанностей трасти в конкретном деле. Вместе с

тем, приняв такое назначение, он уже не может по собственному желанию отказаться от исполнения своих обязанностей. Трасти принимает в свое распоряжение все дела, документы и бухгалтерские книги несостоятельного должника, все активы банкрота, обеспечивает их сохранность, организует продажу активов, распределяет средства от продажи в установленном Законом порядке, добивается освобождения банкрота от его обязательств, а также освобождения себя от обязательств, возникших при осуществлении функций трасти. Трасти обязан докладывать обо всех нарушениях Закона о банкротстве в суд. В делах о банкротстве он обязан представлять интересы кредиторов, не отдавая предпочтения ни одному из них; в делах о финансовом оздоровлении должника действует в соответствии с Законом и нормативными документами Суперинтенданта по банкротству и не отдает предпочтения интересам должника или кредиторов.

Трасти имеет право (и обязанность) осуществлять действия по выявлению собственности должника где угодно, в том числе и в зарубежных странах.

Регистратор – должностное лицо суда, низшее по статусу по сравнению с судьями, но принимающее от имени суда практически все решения по делам о банкротстве. Законом о банкротстве и несостоятельности не предусмотрено особого суда, но предоставлена юрисдикция над делами о несостоятельности существующему суду. При этом Верховный Судья имеет право назначать отдельных судей для исключительного ведения дел о несостоятельности.

Регистрар суда имеет право и правомочия:

 заслушивать заявления по делам о несостоятельности и в случае отсутствия возражений, издавать распоряжения об изъятии заложенного имущества;

 заслушивать показания банкротов и иных лиц; давать распоряжения об освобождении от обязательств банкротов и трасти;

 утверждать предложения о финансовом оздоровлении должника в случае отсутствия возражений;

 издавать распоряжения о назначении временного ресивера (функции которого – обеспечить сохранность имущества должника) в срочных и чрезвычайных обстоятельствах.

Однако права и правомочия регистрара, указанные выше, могут в любой момент быть исполнены судьей.

Кредиторы могут подать заявление о признании должника банкротом, если сумма требования превышает 1000 канадских долларов и должник оказался несостоятельным. Они могут присутствовать на собраниях кредиторов и заменять на собрании трасти. Кредиторы имеют право действовать как инспекторы по отношению к имуществу должника. Кредиторы получают причитающуюся им долю от реализации имущества. Обеспеченные кредиторы могут реализовать заложенное имущество или присоединить свои требования к требованиям необеспеченных кредиторов и в таком случае участвовать во всех процедурах наравне с последними.

Инспекторы:

 обладают контрольными и управленческими полномочиями, установленными Законом о банкротстве;

 назначаются кредиторами из своего числа или из числа практикующих специалистов и являются представителями кредиторов;

 контролируют действия трасти на предмет соответствия этих действий действующему Закону;

 проверяют банковский счет трасти, открытый им для ведения конкретного дела;

 изучают доходы и расходы трасти по каждому делу;

 утверждают окончательный отчет трасти о поступлениях и расходах по каждому делу.

Банкрот обязан предоставить всю свою собственность, не подпадающую под исключения согласно законодательству провинций, в распоряжение трасти; отдать все свои кредитные карточки для их последующего закрытия; передать трасти все свои бухгалтерские книги, записи и документы, относящиеся к собственности, включая документы на право собственности на все имущество, налоговые декларации и документы, страховые полисы.

Также банкроту необходимо предстать пред Официальным Ресивером для исследования: своих экономических и финансовых действий, причин банкротства, наличия и мест размещения собственности; в период времени, не превышающий 7 дней после подачи заявления о признании банкротом, подготовить и представить под присягой отчет о финансовом состоянии своих дел; оказывать содействие трасти в выявлении своей ликвидной собственности; дать сведения за последний год до банкротства или за более длительный срок по решению суда в отношении всех действий со своей собственностью (передавалась ли она, кому, по каким соображениям, как были использованы доходы от передачи собственности (на личные нужды или по иному назначению), оформлялась ли передача собственности обычным торговым контрактом или как-то иначе); представить трасти сведения за 5 лет, предшествовавшие банкротству, о любой передаче собственности в виде подарков или иным подобным образом без соответствующего ценового возмещения; Банкрот обязан присутствовать на первом собрании кредиторов и ответить на заданные ему вопросы. Кроме того по просьбе трасти присутствовать на других собраниях кредиторов или инспекторов или на иных расследованиях своего дела. Банкрот должен оказывать содействие в реализации своего имущества и в распределении вырученных средств, в том числе путем предоставления всех требуемых для реализации документов; участвовать в проверке обоснованности требований кредиторов для обеспечения правильности расчетов; извещать трасти обо всех переменах своего местожительства, давать трасти сведения обо всех своих возможных адресах до завершения процедур банкротства; удовлетворять все разумные требования трасти.

Администратор – это трасти или иное лицо, назначенное Суперинтендантом для администрирования (управления) процедурой финансового оздоровления должника. Админи-стратором может быть назначен не лицензированный трасти, а иное лицо – Провинциальный Советник, обладающий правом управлять имуществом должника согласно Главе Х Закона

о банкротстве и несостоятельности.

Особенностью законодательства о банкротстве и несостоятельности Канады является то, что компания-банкрот не получает освобождения от своих обязательств до тех пор, пока всем кредиторам не будет выплачено 100 центов на каждый доллар долгов (чего на практике почти никогда не бывает, да это и не важно, поскольку компания-банкрот прекращает свое существование в качестве юридического лица).

Коммерческое финансовое оздоровление как процедура несостоятельности может быть начато двумя путями:

1. представление заявления о намерении сделать предложение;

2. представление самого предложения.

При представлении заявления о намерении сделать предложение:

 несостоятельный должник представляет Официальному Ресиверу заявление о намерении сделать своим кредиторам предложение о собственном финансовом оздоровлении;

 после представления заявления о намерении у должника есть 30 дней, до истечения которых он должен представить само предложение;

 после подачи заявления о намерении сделать предложение или представления самого предложения суд может назначить временного ресивера (“interum receiver”) для сохранения

активов должника и с целью защиты интересов кредиторов;

 после подачи заявления о намерении сделать предложение или представления самого предложения кредиторы теряют возможность предъявлять индивидуальные иски о взыскании долгов с должника или об обращении исков на имущество должника. Равным образом, с этого момента никто не может начать или продолжать любые действия, направленные на взыскание с должника долгов;

 в течение 10 дней после подачи заявления о намерении сделать предложение должник представляет Официальному Ресиверу:

а) составленную должником информацию о денежных потоках своего предприятия в прошлом и на весь будущий период действия предложения (“Cash-Flow Statement”); информация проверяется трасти на предмет ее адекватности и выполнимости и подписывается должником и трасти;

б) заключение трасти относительно адекватности и выполнимости информации о денежных потоках, подписанное трасти;

в) отчет __________о положении дел должника, подписанный должником.

Затем трасти осуществляет мониторинг бизнеса и финансовых дел должника, для чего должник должен обеспечить трасти возможность свободного доступа и контроля своих финансовых документов и собственности. О каждом ухудшении положения бизнеса и финансовых дел должника трасти немедленно составляет и направляет Официальному Ресиве-

ру специальных доклад, а также извещает кредиторов.

Согласно законодательству должник обязан обратиться к Официальному Ресиверу с заявлением о признании его банкротом в случае, если:

 в течение 10 дней после подачи заявления о намерении сделать предложение он не представил информацию о денежных потоках;

 в течение 30 дней после подачи заявления о намерении сделать предложение он не представил самого предложения, если суд не продлил этот срок;

 если должник не выполняет указанных выше обязательств, трасти подает об этом доклад Официальному Ресиверу, который регистрирует этот доклад и выдает сертификат о

признании должника банкротом; тем самым процедура коммерческого финансового оздоровления переходит в процедуру банкротства;

 в течение 5 дней после выдачи Официальным Ресивером сертификата о банкротстве трасти рассылает кредиторам уведомление о созыве их на собрание;

 если должник не в состоянии в течение 30 дней после подачи заявления о намерении сделать предложение представить само предложение, он может обратиться в суд с просьбой о продлении этого срока; суд может несколько раз продлить срок представления предложения (каждый раз на 45 дней), при этом общий срок представления предложения не может превысить 6 месяцев.

Предложение о коммерческом финансовом оздоровлении может быть сделано:

1. несостоятельным лицом;

2. ресивером, но только по отношению к несостоятельному лицу;

3. ликвидатором имущества несостоятельного лица;

4. банкротом;

5. трасти при банкротстве;

Процедура финансового оздоровления несостоятельного должника начинается с обращения либо к лицензированному трасти (если этому не предшествовала процедура банкротства), либо к трасти при банкротстве (если процедура банкротства была уже начата). Во втором случае на переход от

процедуры банкротства к процедуре финансового оздоровления требуется согласие инспекторов в виде их подписи на копии предложения. Направляя Официальному Ресиверу предложение, трасти прилагает к нему информацию о денежных потоках должника (“Cash-Flow Statement”) и свое заключение относительно адекватности и выполнимости прогноза денежных потоков, подписанное трасти. После представления и регистрации предложения Официальным Ресивером кредиторы теряют возможность предъявлять иски о взыскании долгов с должника или об обращении иска на имущество должника, а государство и налоговые органы провинций теряют возможность взыскивать в бесспорном порядке задолженность по налогам.

В течение всего времени осуществления финансового оздоровления трасти производит мониторинг бизнеса и финансовых дел должника, который прекращается либо после того, как суд удостоверяет факт выполнения предложения, либо после неудачи процедуры финансового оздоровления и перехода ее в процедуру банкротства. Обеспеченный кредитор, не включенный в процедуру финансового оздоровления, не может потребовать возмещения своего долга в рамках предложения, но может реализовать заложенное имущество.

Законом предусмотрено, что не позже чем через 21 день после регистрации предложения Официальным Ресивером трасти созывает собрание кредиторов на котором кредиторы принимают или отклоняют предложение, а также любые дополнения к предложению. Обеспеченные кредиторы, включенные должником в предложение, голосуют на собрании наряду с необеспечен-

ными кредиторами. Однако обеспеченные кредиторы не могут голосовать против предложения;

Если кредиторы отклоняют предложение, должник должен подать заявление о признании его банкротом. При этом трасти немедленно подает доклад Официальному Ресиверу, который выдает сертификат о признании должника банкротом. Если на первом собрании кредиторов нет кворума (трасти рассылает извещение кредиторам о первом собрании сначала обычной почтой), то трасти должен сделать публичное извещение о собрании.

Как только собрание кредиторов согласилось с предложением, трасти обращается в суд с просьбой об утверждении этого решения.

В случае отказа суда в утверждении предложения (как правило, этого в 99% случаев не бывает), процедура финансового оздоровления переходит в банкротство: трасти подает доклад Официальному Ресиверу и т.д. Если предложение утверждено судом, оно становится обязательным для всех необеспеченных кредиторов и для тех из обеспеченных кредиторов, которые за предложение голосовали. В случае если должник не в состоянии выполнить условия предложения, трасти немедленно оповещает об этом кредиторов, которые могут обратиться в суд с просьбой об аннулировании предложения. При аннулировании судом предложения и прекращении процедуры финансового оздоровления трасти должен послать извещение кредиторам о созыве собрания кредиторов для начала осуществления процедуры банкротства1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.035 с.)