Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты



Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно выполнял все производственные и управленческие функции. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления, и собственники производства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций наемным работникам – профессиональным руководителям всех уровней, т.е. менеджерам.

В настоящее время менеджмент имеет ряд смысловых значений.

Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью нахождения путей и средств ее развития.

Менеджмент рассматривают и как управление некоторой самостоятельной сферой деятельности. Объектом такого управления может быть персонал организации, собственно производственная деятельность, техническое развитие, финансы, инновации и т.п.

Часто под менеджментом понимают совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, которое носит междисциплинарный характер, т.к. тесно взаимосвязано с такими науками, как экономика, психология, социология и др.

Рассматривая менеджмент, как управление организацией в целом, мы не можем не отметить главную его задачу - это способность любой организации решать проблемы своего развития. В процессе своей деятельности организации пытаются достичь заранее поставленных целей путем разработки и реализации соответствующих стратегий.

Под стратегией обычно понимают концепцию функционирования и развития организации, способы достижения целей и разрешения возникающих перед организацией проблем распределения соответствующих ресурсов.

Традиционная стратегия, характерная прежде всего для плановой экономики, акцентирует внимание на факторах внутренней среды организации, стремясь к рациональному использованию имеющихся в их распоряжении различных видов ресурсов. Примером такой стратегии может служить стратегия, направленная на снижение издержек производства. Такой подход имеет право на существование при определенных условиях внешней среды, например, при наличии высокого спроса на товар и его дефиците.

Различия в подходах к управлению, используемых методах, организационных навыках даже при использовании определенной стратегии часто приводят к различным результатам. Одни предприятия длительное время процветают, в то время как другие сдают свои позиции на рынке. Безусловно, организации существенно различаются по своим возможностям, но правильный выбор стратегии обеспечивает им конкурентные преимущества.

Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов – как внутреннего характера, так и внешнего окружения, а значит, современное управление требует не только эффективного использования ресурсов, но и учета рыночной конъюнктуры и сложившихся пропорций на рынке. Поэтому способность предприятий к совершенствованию приобретает в условиях конкурентной борьбы решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.

М. Портер, анализируя конкурентные преимущества предприятий в различных странах, пришел к выводу, что конкурентоспособность предприятий в конечном счете обуславливает приоритетное положение данного государства при производстве того или иного продукта, в то время как стратегии этих организаций существенно различаются.

 

1 Фазы деловой активности (жизненного цикла) организации: характерные черты и особенности, специфика развития кризисной ситуации на каждой из них.

1. Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз. Первая фаза – кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, затоваривание, падение цен, резко увеличивается количество банкротств, растет безработица. При этом в отраслях, производящих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах, в то же время потребители могут полностью отказаться от покупки оборудования, бытовой техники, предметов роскоши. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении и т. п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Также если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены удерживаются на прежнем уровне при значительном уменьшении предложения, то в отраслях с интенсивной конкуренцией отмечается резкое снижение цен при незначительном сжатии товарного предложения, т. е. монополии с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

2. Вторая – депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу продолжительностью от 6 месяцев до трех лет адаптации хозяйствующего субъекта к новым условиям, фазу движения системы к новому равновесию. Уверенность собственника медленно восстанавливается, он не рискует крупными суммами, цены и условия хозяйствования стабилизируются.

3. Третья – оживление, восстановление. Растут инвестиции, цены, объемы выпуска продукции, процентные ставки, снижается безработица. Оживление начинается с отраслей, выпускающих станки, оборудование. Создаются новые предприятия. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

4. Четвертая – подъем (бум). Это фаза, характеризующаяся активизацией инновационной деятельности, возникновением новых товаров и компаний, резким ростом инвестиций, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты, а также затовариванием складских помещений готовой продукцией. Подъем уже формирует базу для нового повторяющегося кризиса.

5. Первоначальным «толчком» (причиной) кризиса является сжатие совокупного потребления, а затем начинается стагнация, рост безработицы, снижение доходов, уменьшение расходов и спроса.

6. С учетом многообразия причин (возбудителей) возникновения циклов развития учеными-экономистами предлагаются следующие разновидности циклов: циклы Кондратьева, длинноволновые циклы, длительностью 40–60 лет: их основная предпосылка – научно-технический прогресс и инновационная деятельность. Циклы Кузнеца: их продолжительность ограничивается примерно 20 годами, а определяющими факторами являются изменения в отраслевой структуре и структуре воспроизводства. Циклы Джаглера периодичностью 7—11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежнокредитных факторов. Циклы Китчина продолжительностью 3–5 лет порождаются динамикой запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях. Частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

7. После Кейнса западная экономическая мысль согласилась с выводами о цикличности социально-экономического развития и продолжила исследование структур и причин циклов, усиленно ищет пути и способы нивелирования негативных последствий влияния фаз спада на развитие социально-экономической системы.

8. Итак, во-первых, цикличность – это многомерное явление, которое носит общемировой характер. Более того, в специфических проявлениях цикличность присутствовала и в условиях директивно-плановой экономики. Во-вторых, цикличность в целом может также рассматриваться как своеобразная форма обеспечения поступательного развития экономики в условиях рыночных отношений. В-третьих, развитие социально-экономической системы происходит не по кругу, а по спирали, цикличность признается формой прогрессивного развития общества. В-четвертых, необходимо углублять объективные знания о циклах, их причинах и находить эффективные средства для сглаживания их отрицательных последствий. Однако есть и другая точка зрения: циклы и кризисы – результат особенностей внутреннего развития каждой страны.

9. Циклы бывают регулярные, или периодические, повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не начинает новый цикл, а приостанавливает стадии оживления или роста. Он слабее периодического и, как правило, носит локальный характер.

10. Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какуюлибо сферу общественного воспроизводства. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития системы.

11. Он вызывается серьезными диспропорциями между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития – с другой.

12. существуют фазы экономического цикла; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

13. а) стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

14. б) падение производства и ухудшение экономических показателей — это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

15. в) депрессия — недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

16. г) оживление — начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

17. д) стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.011 с.)