Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисная стратегия: сущность и назначение. Типовые стратегии антикризисного управления.

Поиск

В жизненном цикле любого предприятия возможно наступление кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут быть различными, но если ситуация на предприятии в целом и без этого носит отрицательный характер, то даже краткосрочный и локальный кризис может привести к серьезным последствиям. Для того чтобы это предотвратить, необходимо разработать эффективную систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Многие исследователи в настоящее время считают, что любое управление должно быть антикризисным. Главное место в антикризисном управлении занимает стратегия развития предприятия.

 

Если рассматривать понятие стратегия в общем ракурсе, то это – ориентированное на долгосрочную перспективу определенное направление развития предприятия, охватывающее все аспекты его внутренней и внешней среды, которое служит для достижения поставленных целей.

 

Как правило, перед организацией на различных этапах ее существования стоят различные альтернативы, одни из которых обеспечивают достижение эффективных результатов, другие – приводят к кризисным ситуациям и негативным последствиям. Стратегия позволяет сосредоточить внимание на определенном круге возможностей и отбросить те, которые могут быть потенциально опасны для устойчивого развития и функционирования организации.

 

Как правило, стратегия формируется у крупномасштабных организаций и фирм, деятельность которых в принципе основана на стратегии. У небольших организаций, которые в большинстве своем предоставляют бытовые и хозяйственные услуги, основная цель – выживание в конкурентной борьбе. Но большие размеры организации определяют и большой комплекс рассматриваемых направлений при определении стратегии.

 

Состав стратегии в антикризисном управлении, как правило, включает в себя нижеследующие элементы.

 

1. Сфера деятельности организации и основные направления ее развития.

 

2. Цели деятельности организации.

 

3. Определение методов и форм достижения целей.

 

4. Кадровая политика.

 

5. Организация производственного процесса.

 

6. Оценка внутренней и внешней среды бизнеса.

 

7. Разработка маркетинговой программы. Стратегия в антикризисном управлении – это своего рода гарантия стабильного развития организации. Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций. Она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления – обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решения о методе выхода из кризиса, что является немаловажным фактором.

 

Разработка антикризисной стратегии в организации

 

Антикризисная стратегия направлена в первую очередь на выявление и устранение причин возникновения кризисных ситуаций. Главное место здесь занимает оценка внутренней и внешней среды бизнеса с целью определения наиболее опасных зон.

 

Оценка микросреды. К микросреде относятся субъекты экономики, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации:

 

Государство оказывает влияние на любую организацию в виде различных требований и законодательных актов (прямое воздействие) и налогообложения (косвенное воздействие).

 

Любая организация осуществляет свой производственный процесс на основе использования различных ресурсов. Они попадают в организацию через поставщиков.

 

Привлечение потребителя является основным средством достижения основной цели деятельности любой организации – получения прибыли. Рынок потребителей влияет на структуру организации, ее стратегию и установки.

 

Оценка конкурентного окруженияв настоящее время даже выделяется в самостоятельную область. Это особенно актуально в современных рыночных условиях. При разработке антикризисной стратегии очень важно произвести оценку всех возможных конкурентов.

 

Кроме того, антикризисная стратегия должна подразумевать не только защиту от конкурентов, но и собственные действия организации в конкурентной борьбе. Для этого необходимо исследовать сильные и слабые стороны конкурентных лиц и организаций.

 

Оценка макросреды.

 

Политический фактор оценивается с точки зрения стабильности и изменения в законопроектах.

 

Анализ экономической ситуации позволяет получить данные о распределении и наличии ресурсов на рынке. Здесь важен анализ не только отечественной экономики, но и всего мирового рынка в целом. Социальные факторы – это уровень доходов населения, уровень заработной платы, наличие в обществе тех или иных групп (бедный, средний, богатый слои населения) и т. д.

 

Оценка технологийнеобходима для создания соответствующего технологического уровня в производственных подразделениях организации.

 

Оценка и анализ внутренней среды. Внутренняя среда организации – это сложный комплекс, состоящий из множества элементов.

 

При разработке антикризисной стратегии необходимо тщательно исследовать каждый элемент для выявления задач и возможностей.

 

После диагностики среды бизнеса разрабатывается сама стратегия. Этот процесс сопровождается также пересмотром миссии и установок организации. Антикризисная стратегия должна содержать оптимальный комплекс мер по выводу организации из кризиса, учитывая все имеющиеся возможности.

Реализация выбранной антикризисной стратегии

 

Антикризисная стратегияможет включать в себя различные направления: уменьшение расходов, ликвидация некоторых отделов, сокращение объемов производства, привлечение дополнительных ресурсов и т. д. Но в любом случае это комплекс мероприятий, которые приводят к положительному результату только в случае грамотной реализации выбранной антикризисной стратегии.

 

Реализация стратегии включает в себя несколько этапов:

 

1) утверждение выбранной антикризисной стратегии, ее согласование с целями организации;

 

2) информирование сотрудников организации и проведение подготовительной работы с целью более быстрой и эффективной реализации антикризисной стратегии;

 

3) обеспечение необходимого для проведения изменений денежного уровня организации (заем средств, кредиты и т. д.);

 

4) приведение производственного и других процессов на уровень, соответствующий выбранной стратегии.

 

Многое зависит от управленческого аппарата организации. Речь идет не только о начальстве и руководстве, но и о менеджерах среднего и низшего звена, от которых зачастую зависит непосредственный результат.

 

Кроме того, для успешной реализации антикризисной стратегии важно тесное взаимодействие и сотрудничество различных отделов и уровней организации, так как на ближайшее время основная задача, которая должна быть решена – это преодоление кризисного состояния. В процессе реализации выбранной антикризисной стратегии зачастую многое решает своевременность и доступность информации. В современных условиях в организациях специально открываются информационные отделы, которые призваны обеспечивать всеми нужными данными остальные отделы и следить за отчетностью. Стратегия – это план, а спрогнозировать и спланировать ситуации и процессы с абсолютной точностью невозможно. Поэтому так важно следить за ходом реализации стратегии на всех ее этапах и в случае возникновения проблем применять альтернативные варианты. Это еще одна отличительная особенность антикризисной стратегии – она должна иметь так называемый запасной вариант. Дело в том, что в ходе реализации выбранной стратегии могут возникнуть различные сложности, которые выявят пробелы в планировании. Понятно, что надо не останавливаться на середине, а принимать решительные меры по решению этих задач. Это возможно при планировании и разработке стратегии, когда отмечаются наиболее слабые места.

 

Залогом эффективного осуществления антикризисной стратегии является постоянный контроль за ходом ее реализации. Вполне возможно, что потребуются дополнительные ресурсы или, наоборот, спланированные затраты окажутся выше реальных.

 

Последним этапом в реализации стратегии являются подведение и оценка итогов выполнения стратегии. Наибольший интерес представляет соответствие полученных результатов поставленным целям и задачам в антикризисной стратегии. Это и является оценкой эффективности выбранной антикризисной стратегии.

Организация осуществления антикризисной стратегии

 

Если организация следит за состоянием своей внутренней среды и за изменениями во внешней, то она способна вовремя обнаружить угрозы делу и принять меры по их предотвращению. Таким образом, степень возникновения кризиса в таких организациях существенно снижается. Но застраховаться полностью невозможно. В условиях кризиса основной сложностью является фактор времени, так как для восстановления стабильного положения часто предоставляется жестко ограниченный период времени. Поэтому при разработке антикризисной стратегии необходимо спланировать все процессы так, чтобы их осуществление могло вестись параллельно и заняло как можно меньший срок. Часто ситуация складывается таким образом, что времени на подготовку базы для нововведений просто нет и приходится принимать решительные меры, что оказывает негативное влияние в первую очередь на сотрудников организации.

 

Сопротивление персонала– это самый частый вопрос при осуществлении стратегических изменений в организации. Для его решения необходимо сочетание психологических мер со стимулированием и поощрением сотрудников. Психологический фактор заключается в том, что многие сотрудники беспокоятся за свое будущее положение в организации. Руководству необходимо позаботиться о предоставлении гарантий сотрудникам. В вопросе поощрения руководству нужно быть крайне осторожным, так как в кризисной ситуации денежных средств, как правило, всегда недостаточно. Обычно в средних и мелких организациях подобных трудностей с сотрудниками встречается меньше, чем в крупномасштабных. Поэтому в крупных организациях приходится использовать власть и полномочия для достижения результата.

 

Часто для осуществления антикризисной стратегии приглашаются специалисты извне, тем более что в современных условиях существуют специальные агентства и фирмы по оказанию подобных услуг; это различного рода консультанты и специалисты. Они также могут привлекаться к разработке самой антикризисной стратегии. Однако лучше всего будет, если приглашенные специалисты не будут непосредственно направлять весь процесс разработки и реализации, а станут оказывать только консультационные услуги.

 

Процесс осуществления антикризисной стратегии следует заранее подробно рассмотреть: необходимо составить график, назначить ответственных лиц, распределить обязанности и задачи между отделами и подразделениями. На практике всегда наблюдаются отклонения от графика – в большей или меньшей степени. Перед началом реализации необходимо провести подготовительную работу, в ходе которой нужно твердо распределить обязанности между подчиненными. Если планируются серьезные изменения в кадровом составе организации, то их лучше всего производить на начальных этапах реализации стратегии. Как правило, привлекаются новые сотрудники, которым необходимо обеспечить нужный уровень взаимодействия с остальным персоналом для более быстрого вхождения в курс дела.

 

Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

· Тема "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

· Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" определяют несомненную новизну данного исследования.

· Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

· Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

· Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· Теоретическое значение изучения проблемы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

· Объектом данного исследования является анализ условий "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

· Целью исследования является изучение темы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

· В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

· 1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур";

· 2. Сказать об актуальности проблемы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" в современных условиях;

· 3. Изложить возможности решения тематики "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур";

· 4. Обозначить тенденции развития тематики "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур";

· Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

· Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

· Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур".

· По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

· Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур", круг вопросов и логическую схему ее построения.

· Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

· Источниками информации для написания работы по теме "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.014 с.)