Рассуждение как метод мыслительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассуждение как метод мыслительной деятельности



 

Заключительную тему нашего курса мы неслучайно начали с раздела «Логичность вопросно-ответного мышления». Дело в том, что всякое познание направляется, как правило, каким-либо вопросом с выделением неизвестного в рамках того, что уже известно. На некоторые вопросы уже существуют готовые ответы, которые могут быть получены (найдены) без особой мыслительной активности: достаточно напрячь свою память или обратиться к другому человеку, заглянуть в книгу, «зайти» в Internet и т.п. Такие вопросы мы назовем тривиальными. Нас будут интересовать в дальнейшем нетривиальные вопросы, т.е. такие, для нахождения ответов на которые необходимо строить умозаключения. Нетривиальные вопросы не следует смешивать с вопросами, ответы на которые еще не получены наукой. Такие вопросы составляют ядро научных проблем, рассмотрение природы которых находится вне рамок учебного курса по логике. Искать ответ на нетривиальный вопрос, т.е. решать какую-либо задачу, извлекая из памяти необходимую информацию, строить выводы, принимать или отклонять какие-либо решения и т.п. – это и значит рассуждать.

Выдающийся польский логик и философ XX века Ян Лукасевич в этой связи отмечал: «Рассуждение же от того возникает, что жажда знаний редко когда находит успокоение в самом лишь наблюдении фактов. Ведь мы не только стремимся знать, как выглядит данный факт, но обычно хотим знать и его причину, предвидеть его последствия, вывести его из некоего принципа и всесторонне его понять. Во всех этих случаях мы должны обращаться к факторам, которые нам не даны непосредственно в чувственном или рассудочном опыте, или же в памяти. Чтобы выйти из тесного круга непосредственных данных, единственным путем является рассуждение» (Лукасевич Ян. О науке http://lib.rin.ru/doc/i/194599p3.html).

Рассуждение, как мы будем его понимать в дальнейшем, заключается в целенаправленном и поэтапном мыслительном процессе решения какой-либо задачи, поиска ответа на нетривиальный вопрос посредством построения одного или нескольких умозаключений

Рассмотрим пример. Человечество издавна интересовал вопрос, была ли жизнь на Марсе (хотя бы в элементарных ее формах). Побывать на этой загадочной планете и непосредственно убедиться в том, что там обитали живые существа, пока возможности не представлялось. Но если бы нам удалось получить достоверные сведения о том, что

– На Марсе когда-то, как сейчас на Земле, в атмосфере имелся

кислород

– На Марсе, как на Земле, имелась вода

– Температурный режим на Марсе был сопоставим с Земным,

то использование этих суждений в качестве посылок умозаключения по аналогии дало бы некоторое рациональное основание для более решительного признания гипотезы На Марсе могла быть жизнь:

На Марсе, как и на Земле, имелся кислород, вода, и на поверхности было не очень жарко и не слишком холодно. На Земле есть жизнь. Следовательно, и на Марсе могла быть жизнь.

Рассуждение является методом рационального (словесно-логического) мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не предпринимает практических действий, направленных на ее реальное преобразование. Он решает задачу «в уме», опираясь на уже имеющиеся («готовые») знания.

Рассуждение инициируется и направляется вопросом, готового ответа на который у рассуждающего нет, и, кроме того, он не может его получить обращением только к памяти либо посредством прямого наблюдения.

Поскольку невозможно рассуждать обо всем сразу, с рассуждением естественно связывать его предмет – вещь, ситуацию, процесс, рассматриваемые в контексте некоторой области – сравнительно неширокого круга явлений, имеющих прямое отношение к поиску ответа на поставленный вопрос.

Относительно предмета и области рассуждения обычно располагают базой знаний – некоторым количеством фактов – суждений о единичных ситуациях (событиях, положений вещей), а также формулировок законов. Поскольку рассуждение – это разновидность речемыслительной деятельности, у него, как и у всякой деятельности, должна быть цель. Этой целью является получение ответа на вопрос, которым данное рассуждение инициируется.

Полученный ответ составляет продукт, или результат, рассуждения. Успешное (корректное) рассуждение приводит к изменению знаний рассуждающего: например, к признанию высказывания, бывшего ранее проблематичным, в качестве достоверного, или к установлению причины исследуемого явления, правовой квалификации какого-либо деяния, и т.п.

Нам остается очертить общую структуру рассуждения, в которой взаимоувязаны основные звенья всей цепи этой поисковой мыслительной деятельности:

· Постановка вопроса: что требуется обосновать или объяснить, относительно чего построить прогноз и т.п.?

· Обращение к памяти: воспроизведение того, что уже известно о предмете рассуждения и его области (факты, нормы, законы)

· Подбор посылок умозаключения, т.е. таких истинных суждений, из которых может быть выведено заключение, содержащее ответ на поставленный вопрос

· Умозаключение, т.е. мысленный переход(по правилам логики) от признания посылок к признанию заключения

· Оценка полученного знания: можно ли признать его достоверным суждением, или же оно имеет статус правдоподобного?

 

Аргументирование

 

Теперь рассмотрим важнейшие типы рассуждений. В соответствии с принципом обоснованности (раздел 1.2), высказывая какое-либо положение (суждение), относительно истинности которого могут возникнуть сомнения, принято приводить в его защиту какие-либо доводы в форме ранее уже признанных (достоверных) суждений. Аргументирование – это приведение доводов (фактов, законов природы, социальных и нравственных норм, алгоритмов деятельности и т.п.) с целью полного либо частичного обоснования какой-либо точки зрения или позиции. Она представляет собой построение последовательности утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения чьей-либо точки зрения, и обращена к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отклонить это мнение. Она всегда выражена в языке, т.е. имеет форму последовательности предложений, выражающих суждения. Аргументирование – это социально ориентированная деятельность, поскольку обращена к другим людям и предполагает их активную и свободную реакцию на приводимые доводы.

Среди всего многообразия видов аргументативной деятельности мы остановимся на основных: доказывании, опровержении и подтверждении.

 

Доказывание

 

В доказывании как поисковой мыслительной деятельности реализуется потребность в получении достоверных суждений. Доказываниеэто мыслительный поисковый процесс, направляемый вопросом «Из каких истинных суждений А1, А2,…, Аn может быть дедуктивно выведено доказываемое положение Т?». Понятно, во-первых, что в исходный пункт данного вида рассуждения входит некоторое суждение Т (тезис), истинность которого в начале рассуждения предполагается, но не утверждается (едва ли сегодня могут стать тезисом суждения типа Земля вращается вокруг своей оси или дважды двачетыре). Во-вторых, рассуждающему предстоит построить дедуктивное умозаключение, подобрав такие его посылки (аргументы) А1, А2,…, Аn, из которых по дедуктивным правилам выводимо суждение Т (заключение). И если все аргументы окажутся истинными (достоверными) суждениями, то и тезис будет с необходимостью истинным.

Доказывание как метод полного обоснования тезиса имеет несколько разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.006 с.)