Логичность вопросно-ответного мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логичность вопросно-ответного мышления



Вопрос как форма мышления

Наше мышление во многом состоит из постановки вопросов и поиска ответов на них в системе уже имеющихся знаний. Попытаемся уяснить, что представляет собой «вопрос», а также «ответ» на вопрос, какая между ними зависимость. Существуют ли какие-то общие правила постановки вопросов и формулировки ответов на них? Словом, займемся логикой вопросов и ответов. Тем более что юридическая деятельность просто немыслима без умения корректно спрашивать и правильно отвечать. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. «Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит решето» – писал классик немецкой философии Иммануил Кант (Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 159).

Вопросы обычно формулируются в связи с познавательной неопределенностью, отсутствием необходимой информации для решения какой-либо задачи. Вопрос и есть способ выделения неизвестного, подлежащего познанию, в рамках чего-то уже известного. Он может быть адресован как к другим людям, так и самому себе. У каждого вопроса есть предмет информационного интереса. К примеру, предметом вопроса «Есть ли жизнь на Марсе?» является жизнь как биологическое явление на известной планете Солнечной системы, а вопроса «Каков смысл термина «инвектива»?» – содержание понятия, традиционно связываемое с этим термином.

В формулировке вопроса (т.е. в вопросительном предложении) явно или неявно содержится некоторая информация о его предмете, и эта информация называется предпосылкой вопроса. Например, предпосылкой вопроса «Сколько разделов в первой части этого учебного пособия по логике?» являются следующие суждения: 1) «В нем есть более чем одна часть»; 2) «Первая часть имеет более чем один раздел».

Далее, в составе вопроса выделяют оператор вопроса – такие слова как «ли» («Был ли А.С.Пушкин камер-юнкером), «почему», «где», «когда», «сколько» и т.п. Оператор вопроса указывает на характер недостающей информации в ее связи с предпосылкой вопроса.

Виды вопросов

Рассмотрим основные разновидности вопросов.

Ли-вопросы: Так они называются из-за наличия в вопросительном предложении частицы «ли» (этой частицы может и не быть, но она предполагается). Пример: «Бывают ли подводные землетрясения?» Ответ на Ли-вопрос часто дается посредством выбора одной из двух попарно взятых альтернатив вида «да» или «нет», часто в сочетании с суждением, которое представляет знание того, что не было известно: «Да, такие землетрясения бывают». Ли-вопрос может иметь в своем содержании и большее количество альтернатив, как, например, в вопросе: «М.Ю.Лермонтов родился в 1813, в 1814 или 1815 году?». Поскольку в Ли-вопросе все альтернативы ответа предусмотрены, его называют также уточняющим (или закрытым).

Открытые вопросы: Вопрос такого типа не содержит (явно) в своей предпосылке множества возможных ответов на него. Пример: «Какой город является столицей Португалии?» Предпосылкой этого вопроса являются суждения: «Существует страна Португалия» и «В Португалии имеется довольно много городов».

Простые вопросы: Простым называется вопрос, не содержащий в качестве составных частей других вопросов. «Какой город является столицей Португалии?» – пример простого вопроса.

Сложные вопросы: Вопрос называется сложным, если он состоит из двух и более простых. Пример: «Где и когда был подписан акт о капитуляции фашистской Германии?» Этот вопрос можно разложить на два (простых): «Где был подписан данный акт?» и «Когда он был подписан?» В зависимости от логического союза, объединяющего простые вопросы, говорят о конъюнктивном или дизъюнктивном сложном вопросе. Приведенный выше вопрос – пример конъюнктивного вопроса.

Почему-вопросы: Ответ на такой вопрос должен содержать указание на причину явления, составляющего предмет этого вопроса, либо на цель некоторого действия. «Почему на одежде убитого имеются следы пороха?» – «Потому что выстрел был сделан с близкого расстояния». «Почему обвиняемый покушался на убийство пострадавшего?» – «Хотел завладеть его имуществом».

Сколько-вопросы: Ставятся, когда неизвестны количественные характеристики предмета вопроса. «Сколько было участников преступления?» «Какова была скорость движения автомобиля во время дорожного происшествия?» и т.п.

Где-вопросы и Когда-вопросы: Ответы на такие вопросы должны содержать указание на пространственные и временные координаты какого-либо события, например – местонахождение организации, на время или временной интервал некоторого события, произошедшего в нём.

Какой-вопросы и Кто-вопросы: В качестве ответа на подобные вопросы должны быть названы неизвестные, но интересующие нас люди, предметы или события. «Кто из подозреваемых знал код сейфа?» «Какие действия были предприняты охраной посольства во время совершения террористического акта?» и т.д.

С учетом различий оснований деления вопросов по группам и возможности их сочетания в одном сложном вопросе получаем комплексную характеристику вопроса. К примеру, вопрос «Почему была незакрыта дверь, и кто вышел из квартиры последним?» является: 1) открытым 2) сложным, а именно –конъюнктивным 3) Содержащим Почему-вопрос и Кто-вопрос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.005 с.)