Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Занятие № 3. Биохимия мышечной и нервной тканей.
Цель занятия. Усвоить особенности химического состава и метаболизма мышечной и нервной тканей, молекулярные механизмы мышечного сокращения и расслабления, закрепить знания по биохимическим основам функционирования нервной ткани; овладеть методами исследования химического состава и активности некоторых ферментов мышечной и нервной тканей.
Студент должен
| знать:
| уметь:
| 1) химический состав мышц;
2) биохимические механизм мышечного сокращения и расслабления;
3) особенностей энергетического обмена в мышцах;
4) биохимические изменения в мышцах при утомлении;
5) основные типы клеточных элементов нервной ткани;
6) особенности химического состава спинномозговой жидкости;
7) особенности химического состава нервной ткани;
8) особенность состава и структуры миелиновых мембран;
9) особенности обмена углеводов в нервной ткани, зависимость биоэнергетики головного мозга от притока глюкозы;
10) кислородозависимость нервной ткани;
11) особенности метаболизма аминокислот в нервной ткани;
12) пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания;
13) биологические механизмы возникновения и проведения нервного импульса;
14) молекулярные механизмы синаптической передачи;
15) физиологически активные пептиды мозга.
| 1) охарактеризовать роль ионов кальция в процессе сокращения и расслабления мышц;
2) выделить основные и дополнительные пути образования АТФ в мышечной ткани;
3) охарактеризовать и объяснить биохимические изменения в мышцах при патологии;
4) выделять из мышечной ткани гликоген и миоглобин, обнаруживать в ней белок;
5) количественно определять креатинин в сыворотке крови и моче и интерпретировать полученные результаты;
6) оценить химический состав ликвора;
7) объяснить особенность обмена аминокислот в ткани головного мозга, пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания;
8) использовать знания биохимии нервной ткани для понимания действия большой группы фармакологических средств;
9) проводить разделение липидов ткани мозга методом тонкослойной хроматографии;
10) проводить качественное определение активности холинэстеразы ткани мозга.
| Содержание занятия. На занятии студентам предстоит пройти проверку заданий по самоподготовке, дать ответы на тесты контроля исходного уровня знаний и вопросы преподавателя, решить ситуационные задачи, прослушать доклад по теме УИРС, выполнить работы по выделению гликогена и миоглобина из мышечной ткани, количественному определению креатинина в сыворотке крови и моче, по хроматографическому разделению липидов мозга и обнаружению активности холинэстеразы мозговой ткани.
Методические указания к самоподготовке
Материал, изучаемый на данном практическом занятии, чрезвычайно важен для как для исследователей, так и для практических врачей. Знание особенностей химического состава и метаболизма мышечной ткани, биохимических механизмов мышечного сокращения и расслабления, особенностей энергетического обмена в мышцах необходимо для понимания физиологического акта мышечного сокращения, нарушений обмена веществ при патологии и их фармакологической коррекции. Изучение химического состава нервной ткани, спинномозговой жидкости; особенностей метаболизма нервной ткани; природы возбуждения и его проведения по аксону, молекулярных механизмов синаптической передачи имеет большое значение при изучении нормальной физиологии, фармакологии, патологической физиологии и клинических дисциплин (для усвоения молекулярных основ психических и неврологических заболеваний, нарушений сна, памяти; для понимания механизма действия большой группы фармакологических средств).
Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие задания:
№ №
| Задание
| Указания к выполнению задания
|
| Изучите химический состав мышц.
| 1. Выпишите основные группы веществ, входящих в состав мышечной ткани: а), б), в), г).
2. Дайте классификацию и общую характеристику мышечных белков: а), б), в).
3. Охарактерезуйте белки миофибрилл: а) миозин, б) актин, в) актомиозин, г) тропомиозин, д) тропонин.
4. Охарактеризуйте саркоплазматические белки, мышечные глобулины. Напишите структуру простетической части миоглобина. Какое значение имеет более высокое средство миоглобина и кислороду чем у гемоглобина.
5. Выпишите основные небелковые (экстрактивные) вещества мышечной ткани.
|
| Изучите биохимический механизм мышечного сокращения и расслабления.
| 1. Охарактеризуйте роль ионов кальция в процессе сокращения и расслабления мышц. Каковы механизмы его аккумуляции в саркоплазматическом ретикулуме и роль в этом процессе Са2+- насоса.
2. Охарактеризуйте роль градиента одновалентных катионов в регуляции мышечного сокращения.
3. Схематически представьте этапы мышечного сокращения.
4. Расслабление мышц. Фактор расслабления.
5. Дайте понятие химических механизмов, лежащих в основе мышечного утомления.
|
| Изучите особенности энергетического обмена в мышцах..
| 1. Охарактеризуйте роль аэробного дихотомического окисления углеводов и окисления кетоновых тел в обеспечении метаболизма в покоящейся мышце.
2. Охарактеризуйте роль гликолиза в энергообеспечении интенсивно работающей мышцы.
3. Охарактеризуйте механизмы быстрой регенерации АТФ для работающей мышцы: а), б).
4. Напишите схему синтеза креатина, креатинфосфата, образования креатинина и выведения его из организма.
|
| Вспомните основные типы клеточных элементов нервной ткани.
| 1. Охарактеризуйте нейроны с аксонами и синапсами.
2. Подумайте об особенностях строения и функции нейронов.
3. Перечислите, какие клетки в нервной ткани являются мезенхимными.
4. Охарактеризуйте морфологическую структуру гематоэнцефалического барьера.
|
| Изучите особенности химического состава нервной ткани.
| 1. Выпишите процентное содержание основных групп белков головного мозга:
- нейроальбуминов-
- нейроглобулинов-
- катионных белков-
- нейросклеропротеидов-
2. Кратко охарактеризуйте особенности содержания и функции в нервной ткани:
- нуклеопротеинов-
- липопротеинов и протеолипидов-
- фосфопротеинов-
- гликопротеинов-
- специфических белков нервной ткани (нейрофезины, белок S-100 и др.)-
3. Подумайте об особенностях состава и структуры миелиновых мембран: Ответьте на вопросы:
а) каково соотношение в них липидов и белков;
б) каково соотношение различных классов сложных липидов в миелине мозга и периферических нервов;
в) чем представлены белки миелиновых оболочек: 1)…2)…3)…
г) как построены миелиновые оболочки.
4. Сравните содержание гликогена (в мг на 1 г ткани) в мозге с другими тканями (мышечной, печени, почек и др.).
5. Охарактеризуйте особенности липидного состава белого и серого вещества мозга.
6. Выпишите процентное соотношение отдельных липидов к общему их содержанию и занесите их в таблицу:
ЛипидыСерое в-во Белое в-во
Холестерин
Фосфолипиды
Плазмологены
Сфингомиелины
Цереброзиды
Ганглиозиды
7. Сопоставьте содержание (ммоль/кг или г/л) основных минеральных веществ в мозговой ткани, ликворе и плазме крови и занесите их в таблицу:
Вещество
| Мозговая ткань
| Ликвор
| Плазма крови
| Na+
K+
Ca2+
CI-
HCO3-
|
|
|
|
| 6.
| Изучите особенности химического состава спинномозговой жидкости.
| 1. Выпишите содержание в ликворе следующих компонентов:
- альбумины и глобулины –
- остаточный азот –
- глюкоза –
- молочная кислота –
- холестерин –
триацилглицерины –
- лецитин –
- Na+ -
- K+-
- Ca2+ -
- Cl- -
HCO3- -
2.Сравните концентрации перечисленных компонентов в ликворе и крови.
3. Охарактеризуйте изменения химического состава ликвора при:
- менингите;
- энцефалите;
- инсультах;
- опухолях мозга;
- черепно-мозговой травме;
- сахарном диабете.
|
| Изучите особенности метаболизма нервной ткани.
| 1. Выпишите факты, доказывающие, что нервная ткань характеризуется постоянно высоким уровнем потребления кислорода.
2.Поясните, почему при гипогликемии быстро развивается кома.
3. Чем объясняется чрезвычайная зависимость биоэнергетики головного мозга от притока глюкозы: а)…б)…
4. Напишите схему основных путей использования глюкозы в нейроне.
5. Подумайте, какое физиологическое значение для функционирования нервной ткани имеет тот факт, что в состоянии покоя используется лишь 1-10% активности ключевых ферментов углеводного и энергетического обмена.
6. Напишите структуру основных макроэргов нервной ткани.
7. Почему наиболее интенсивный обмен белка происходит в синаптических образованиях нейронов?
8. Охарактеризуйте особенности метаболизма аминокислот в ткани головного мозга: а), б), в).
9. Схематически представьте пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания.
|
| Изучите биологические механизмы возникновения и проведения нервного импульса.
| 1. Поясните, как возникает на мембране нервной клетки потенциал покоя. Объясните, какова в этом процессе роль Nа,К–АТФазы.
2. Представьте последовательность процессов, вызываемых в нерве раздражителем. Для этого объясните, как развивается:
а) поляризация мембраны (возникает потенциал покоя);
б) деполяризация мембраны и какова в этом роль Nа-каналов,
в) инверсия потенциала на мембране (возникает потенциал действия);
г) гиперполяризация мембраны.
|
| Изучите молекулярные механизмы синаптической передачи.
| 1. Выпишите все известные нейромедиаторы.
2. Напишите реакции биосинтеза и распада ацетилхолина с указанием ферментов.
3. Зарисуйте схему выхода квантов ацетилхолина из пресинаптических везикул и поступления их в синаптическую щель.
4. Напишите химизм синтеза норадреналина из тирозина с указанием соответствующих ферментов.
5. Каковы особенности действия ферментов, участвующих в деградации катехоламинов – моноаминооксидазы(МАО) и катехол-оксиметилтрансферазы (КОМТ).
6. Изучите нарушения обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Приведите примеры предшественников катехоламинов и ингибиторов МАО, используемых в лечении депрессивных состояний.
7. Продумайте вопросы биохимических механизмов кратковременной и долговременной нейрологической памяти.
8. Напишите, какие аминокислотные остатки из β-липотропина приходятся на:
α – эндорфин –
β – эндорфин –
γ – эндорфин –
9. Напишите порядок чередования аминокислот в метионинэнкефалине и лейцин-энкефалине.
10. В чем заключается биологическая роль пептидов мозга? Приведите примеры.
|
Примеры контроля исходного уровня знаний
Вид 1. Для каждого вопроса выберите правильный ответ
А) Интенсивно работающую мышцу обеспечивают энергией:
1) аэробное дихотомическое окисление глюкозы
2) анаэробное дихотомическое окисление глюкозы
3) окисление кетоновых тел
4) окисление жирных кислот
Б) Резкое повышение концентрации белка в ликворе характерно для:
1.Энцефалит
2. Острая черепно-мозговая травма
3. геморрагический инсульт
4. Острый гнойный менингит
5. Опухоль мозга
Вид 2. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом. Один и тот же ответ может быть использован несколько раз.
А) 1) миофибриллярные белки
| А. Миозин
| 2) саркоплазматические белки
| Б. Миоглобин
|
| В. Актин
|
| Г. Мышечные
глобулины
|
| Д. Тропомиозин
| Б) 1) соединения, временно связывающие аммиак в ткани мозга
|
А. Глицин
| 2) соединения – медиаторы ЦНС
| Б. Дофамин
| 3) соединение – предшественник тормозного медиатора ЦНС
| В. Глутамат
Г. α-кетоглутарат
| 4) соединение, метаболизм которого нарушается при болезни Паркинсона/паркинсонизме
| Д. Серотонин
Е. Норадреналин
Ж. ГАМК
| 5) соединение, метаболизм которго нарушается при маниакально-депрессивном психозе и некоторых формах шизофрении
| З. Ацетилхолин
| 6) основной медиатор лимбической системы и ретикулярной формации
|
| 7) соединения – медиаторы периферической нервной системы
|
|
Вид 3. Для каждого вопроса выберите сочетание правильных ответов.
А) Выберите и расставьте в соответствующем порядке ферменты, при участии которых происходит мобилизация гликогена в мышцах.
1. Фосфорилаза активная
2. Протеинкиназа активная (димер С2)
3. Глюкозо-6-фосфатаза
4. Аденилатциклаза активная
5. Аденилатциклаза неактивная
6. Фосфорилаза неактивная
7. Протеинкиназа неактивная (тетрамер R2 – С2)
Б) Установите правильную последовательность возникновения нервного импульса.
1. «Следовая» деполяризация мембраны
2. Поток К+ из нервной клетки
3. Деполяризация мембраны
4. Потенциал покоя на мембране
5. Реполяризация мембраны
6. «Следовая» гиперполяризация мембраны
7. Инверсия заряда на мембране (потенциал действия)
8. Поток Na+ внутрь клетки
Вид 4. Для каждого вопроса определите: 1) верно или неверно каждое из приведенных утверждений; 2) если верны оба утверждения, имеется ли между ними причинная связь.
А) Трупное окоченение обусловлено истощением запасов АТФ, потому что при трупном окоченении не происходит диссоциация комплекса актин – миозин.
Б) Систематический прием морфиноподобных наркотиков быстро приводит к развитию физической и психической зависимости, потому что такие наркотики являются экзогенными лигандами опиатных рецепторов мозга.
Примеры ситуационных задач
Задача 1. Токсическое действие аммиака на клетки мозга объясняется, в частности, нарушением образования нейромедиаторов. Синтез какого из известных Вам нейромедиаторов будет нарушен в первую очередь?
Задача 2. Если препарат скелетной мышцы обработан смесью йодацетата (ингибитор глицеральдегиддегидрогеназы) и ротенона (ингибитор цепи переноса протонов и электронов), то мышца теряет способность сокращаться в ответ на электростимуляцию. Если препарат скелетной мышцы обработан только ротеноном, то способность к сокращению сохраняется. Объясните результаты.
Подготовьте к предстоящему занятию протокол лабораторных работ: выпишите кратко принципы методов и техники их выполнения, показатели нормы, оставляя место для расчетов и выводов.
Самостоятельная работа студентов
|