Занятие № 3. Зачетное занятие по модулю «структура и обмен углеводов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 3. Зачетное занятие по модулю «структура и обмен углеводов».



Цель занятия. Закрепить знания основных этапов метаболических превращений углеводов, регуляции их обмена. Выявить степень усвоения студентами данного раздела биохимии.

Содержание занятия. На занятии студентам предстоит тест-контроль усвоения учебного материала на компьютере. При написании контрольной работы и собеседовании студент должен показать знание парциальных реакций различных этапов обмена углеводов, клеточные и нейрогуморальные механизмы регуляции углеводного обмена и умение логически их интерпретировать.

Методические указания к самоподготовке

При подготовке к занятию еще раз проработайте материал, отвечая на поставленные ниже контрольные вопросы. Этот раздел биологической химии является одним из важнейших для вашего дальнейшего медицинского образования. Он совершенно необходим для усвоения большого круга вопросов по патологической физиологии, гигиены питания, терапии, хирургии, эндокринологии и др. При изучении материала обратите особое внимание на знание не только химизма тех или иных метаболических путей, но и на понимание их сущности, биологического значения, энергетическую ценность этих превращений. При повторении лабораторных работ акцентируйте внимание на знания принципа метода, этапов работы, количественную характеристику и диагностическую ценность определения тех или иных соединений в клинической практике.

Контрольные вопросы

1. Структура и свойства основных пищевых углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека.

2. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Ферменты, особенности их действия.

3. Особенности всасывания углеводов. Превращения глюкозы в процессе ее всасывания.

4. Качественное и количественное определение активности амилазы. Нормы активности и диагностическая ценность определения амилазы крови и мочи.

5. Основные пути тканевых превращений глюкозы.

6. Гликоген. Структура, содержание в отдельных тканях, биологическая роль.

7. Гликогенез. Основные этапы и ферменты гликогенеза.

8. Распад гликогена в тканях. Пути распада, ферменты распада гликогена.

9. Нейро-гуморальная регуляция обмена гликогена в печени: молекулярные механизмы действия глюкагона, адреналина и инсулина.

10. Гликогенозы. Общее понятие. Краткая характеристика болезни Гирке, лимитдекстриноза, болезни Мак-Ардля, генерализованного гликогеноза, агликогеноза.

11. Сахар крови. Методы его определения и нормы содержания в зависимости от метода определения. Понятие о сахарной кривой. Диагностическая ценность определения сахара крови и построения сахарной кривой.

12. Нейро-гуморальные механизмы поддержания уровня сахара крови. Гипергликемические и гипогликемические гормоны. Почечный порог для глюкозы.

13. Общая характеристика путей окисления глюкозы в клетке, их взаимосвязь и биологическое значение.

14. Анаэробный дихотомический путь распада глюкозы - гликолиз. Последовательность реакций, ферменты, химизм и обратимость отдельных этапов гликолиза.

15. Энергетическая ценность и биологическое значение гликолиза. Ключевые ферменты, регуляция их активности.

16. Гликогенолиз. Энергетическая ценность гликогенолиза.

17. Спиртовое брожение. Последовательность реакций, ферменты отдельных этапов и их химизм. Конечные продукты окисления и энергетическая ценность спиртового брожения.

18. Аэробный дихотомический путь распада глюкозы. Основные фазы этого пути. Представить схематически аэробное дихотомическое расщепление глюкозы.

19. Понятие о челночных механизмах переноса восстановительных эквивалентов через митохондриальные мембраны. Химизм и биологический смысл глицерофосфатного челночного механизма.

20. Энергетическая ценность аэробного дихотомического окисления глюкозы. Сходство и различия аэробного и анаэробного путей распада глюкозы. Соотношение этих путей в тканях. Эффект Пастера.

21. Судьба молочной кислоты. Пути ее использования. Цикл Кори.

22. Глюконеогенез. Ключевые ферменты глюконеогенеза. Химизм ключевых реакций глюконеогенеза.

23. Напишите схематически глюконеогенез из некоторых аминокислот, глицерина, молочной кислоты. Каково биологической значение глюконеогенеза?

24. Энергетические расходы при глюконеогенезе. В каких тканях протекает глюконеогенез?

25. Гормональная регуляция дихотомического окисления углеводов и гликогенеза. Действие инсулина, адреналина, глюкокортикоидов.

26. Апотомический путь окисления глюкозы. Основные этапы этого пути. Химизм и ферменты окислительного этапа.

27. Схема неокислительного этапа превращений пентоз в апотомическом окислении глюкозы.

28. Ключевые ферменты пентозофосфатного пути окисления глюкозы. Биологическая роль этого пути метаболизма. Основные механизмы регуляции этого пути метаболитами (глюкозо-6-фосфатом) и гормонами (инсулин, адреналин, норадреналин).

29. Особенности тканевых превращений фруктозы, галактозы. Основные причины развития фруктозурии и галактоземии.

30. Регуляция обмена углеводов и механизмы действия на обмен углеводов адреналина, глюкагона, глюкокортикоидов, соматотропина, инсулина.

 

Примеры тест-контроля

1. Галактоза образуется при переваривании:

1) мальтозы

2) лактозы

3) крахмала

4) сахарозы

5) изомальтозы

2. Пути использования глюкозы в клетке:

1) превращается в другие углеводы

2) депонируется в виде гликогена

3) используется как основной источник энергии

4) превращается в жиры при избыточном поступлении

5) используется для синтеза нуклеотидов

 

3. Транспорт глюкозы в клетки мозга происходит

1) независимо от инсулина

2) с участием ГЛЮТ-4

3) по градиенту концентраций

4) по механизму симпорта

5)с затратой энергии АТФ

 

4. Гликогенсинтетаза:

1) катализирует образование a-1,4-гликозидный связей между остатками глюкозы

2) катализирует необратимую реакцию

3) в качестве субстрата использует УДФ-глюкозу

4) катализирует образование связей в точках разветвления молекулы гликогена

5) активна в дефосфорилированной форме

 

5. Аллостерический активатор фосфорилазы в в клетках мышц

1) АМФ

2) АДФ

3) АТФ

4) НАД+

5) НАДН

 

6. Аллостерические ингибиторы глюконеогенеза:

1) АМФ

2) АДФ

3) АТФ

4) фруктозо-1,6-бифосфат

5) фруктозо-2,6-бифосфат

 

7. В ходе гликолиза в эритроцитах протекает реакция:

1) ГАФ→ДОАФ

2) пируват→ФЕП

3) глюкозо-6-фосфат→глюкозо-1-фосфат

4) глицероальдегид-3-фосфат→1,3-дифосфоглицерат

5) оксалоацетат→малат

 

8. Фермент лактатдегидрогеназа

1) катализирует восстановление пирувата в цитозоле

2) катализирует необратимую реакцию

3) имеет органоспецифические изоформы

4) катализирует регуляторную реакцию

5) используется в диагностике заболеваний

 

9. Отличительными особенностями глюкокиназы по сравнению с гексокиназой являются ….

1) высокое значение Км для глюкозы

2) низкое значение Км для глюкозы

3) высокая активность в печени

4) низкая активность в печени

5) ингибируется глюкозо-6-фосфатом

6) не ингибируется глюкозо-6-фосфатом

 

Эталоны ответов на тесты

1.- 2; 2.– 1, 2, 3, 4, 5; 3.- 1,3; 4.- 1, 2, 3, 5; 5.- 1; 6.- 1, 2, 5; 7- 4; 8.- 1, 3, 5; 9. - 1, 3, 6.

 

Модуль 4. «Структура и обмен липидов»

 

Модуль включает следующие темы занятий:

1. Строение, биологическая роль и обмен нейтрального жира (триглицеридов).

2. Обмен холестерина и сложных липидов. Регуляция обмена липидов.

3. Зачетное занятие по модулю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.013 с.)