Модуль 5. «Обмен и функции нуклеиновых кислот, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5. «Обмен и функции нуклеиновых кислот,



Белков, аминокислот»

Модуль включает следующие темы:

1. Переваривание и всасывание белков. Протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта.

2. Обмен аминокислот. Обезвреживание аммиака.

3. Матричные синтезы ДНК, РНК, белка (семинар)

4. Обмен сложных белков – нуклепротеинов и хромопротеинов.

5. Зачетное занятие по модуль «Обмен и функции нуклеиновых кислот, белков, аминокислот».

 

Рекомендуемые темы реферативных сообщений:

1. Биосинтез и секреция протеолитических ферментов в желудке.

2. Механизмы активации и ингибирования протеолитических ферментов желудочно – кишечного тракта.

3. Регуляция секреции пищеварительных соков.

4. Молекулярные механизмы обезвреживания токсических продуктов гниения белков в желудочно-кишечном тракте.

5. Биосинтез рибонуклеиновых кислот и его регуляция.

6. Биосинтез белка и его регуляция.

7. Особенности синтеза белка в митохондриях.

8. Молекулярные механизмы действия антибиотиков-ингибиторов матричных синтезов.

9. Процессинг матричной РНК.

10. Генная инженерия. Примеры применения в медицине.

11. Проект «Геном человека». Достижения и проблемы.

12. Понятие о геномике, протеомике, метаболомике.

13. Пуриновый обмен в норме и патологии.

14. Пиримидиновый обмен в норме и патологии.

15. Пиримидиновые производные как лекарственные препараты.

16. Патогенез и принципы лечения подагры.

Занятие № 1. Переваривание и всасывание белков. Протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта.

Цель занятия. Углубить и закрепить знания о составе пищеварительных соков. Ознакомиться со свойствами протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта, процессами переваривания, всасывания и гниения белков, а также с методами определения активности некоторых протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта

Студент должен
знать: уметь:
1. Основные протеолитические ферменты желудочно - кишечного тракта, особенности их активации, оптимума pH и специфичности. 2. Особенности всасывания аминокислот и пути их использования; особенности пептидной связи и уровни структурной организации белковой молекулы; виды кислотности желудочного сока. 3. Основные токсические продукты гниения белков в толстой кишке и способы их обезвреживания. 1. Объяснить механизм переваривания белков в желудочно – кишечном тракте. 2. Определять протеолитическую активность желудочного сока и интерпретировать полученные результаты. 3. Трактовать последствия нарушений выработки протеолитических ферментов при болезнях желудка, панкреотической железы и тонкого кишечника. 4. Трактовать последствия изменений видов кислотности желудочного сока.

Содержание занятия.

Студентам предстоит пройти проверку выполнения заданий по самоподготовке, дать ответы на тесты контроля исходного уровня знаний и вопросы преподавателя, решить ситуационные задачи, прослушать и обсудить доклад по теме УИРС, овладеть методом количественного определения протеолитической активности желудочного сока.

 

Методические указания к самоподготовке

При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните следующие задания:

 

№№ Задание Указания к выполнению задания
     
1. Вспомните биологическую роль белков. Напишите, какие функции выполняют белки в организме: а), б), в) и.т.д.
2. Изучите роль пищевых белков. А. Выпишите, какие факторы должны учитываться при обосновании норм потребления белка Б. Напишите формулу незаменимых аминокислот. В. Дайте определение понятию «полноценные белки»
3. Дайте общую характеристику процессов переваривания белков в ж.к.т. А. Законспектируйте состав желудочного, панкреатического и кишечного соков. Б. Запишите сведения о субстратной специфичности протеиназ, оптимуме рН их действия
4. Изучите процессы переваривания белков в желудке А. Назовите условия, необходимые для переваривания белков в желудке Б. Представьте схему превращения пепсиногена в пепсин. В. Начертите в тетради и заполните таблицу
Фермент пепсиноген пепсин гастриксин
молекулярная масса      
протеолитическая активность      
оптимум рН      
субстрат      
активаторы      
атакуемые пептидные связи      
5. Изучите переваривание белков в кишечнике и всасывание продуктов гидролиза А. Приведите условия, обеспечивающие переваривание белков в тонком кишечнике Б. Перечислите протеолитические ферменты кишечника и опишите их роль в переваривании белков и пептидов В. Начертите в тетради и заполните таблицу
Фермент трипсин химотрипсин эластаза карбоксипептидазы А и В
профермент        
место синтеза профермента        
активаторы        
субстраты        
атакуемые связи        
оптимум рН        
6. Изучите механизмы регуляции секреции пищеварительных соков и протеолитических ферментов Перечислите основные гормоны ж.к.т. и назовите их физиологическую роль. Дайте характеристику их структуры.
7. Изучите гниение белков в кишечнике А. Сформулируйте понятие о гниении белков в кишечнике Б. Представьте примеры химических процессов превращения аминокислот в ядовитые продукты гниения В. Дайте примеры основных процессов детоксикации продуктов гниения Г. Напишите структурные формулы ФАФС и УДФ-глюкуроновой кислоты и примеры реакций обезвреживания с их участием
                       

 

Примеры тестов для контроля исходного уровня знаний

Вид 1. Для каждого вопроса выберите наиболее правильный ответ (ответы).

1.1. При гниении белков из триптофана образуются

а) крезол б) индол в) фенол г) сероводород

д) метилмеркаптан е) скатол ж) путресцин

 

1.2. Полноценными считаются белки, содержащие:

а) все заменимые аминокислоты.

б) все незаменимые аминокислоты.

в) 20 основных аминокислот.

г) условно заменимые аминокислоты.

д) частично заменимые аминокислоты.

Вид 2. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите ответ, обозначенный буквенным индексом. Один и тот же ответ может быть использован несколько раз.

2.1. Ферменты пищеварительных соков ….

1. желудочного сока а) карбоксипептидаза
2. поджелудочной железы б) пепсин
3. кишечного сока в) гастриксин
  г) реннин
  д) химотрипсин
  е) аминопетидаза
  ж) эластаза

 

2.2. Характер действия ферментов ….

1. экзопептидаза а) коллагеназа
2. эндопептидаза б) пепсин
  в) карбоксипептидаза
  г) аминопетидаза
  д) химотрипсин  

Вид 3. Выполните последовательное задание

3.1. а) в результате гниения белков из амнокислот образуется

1. скатол

2. УДФ – глюкуронат

3. гидрокситриптофан

4. глутатион

5. S – аденозилметитион

б) данное вещество образуется из ….

1. тирозина

2. триптофана

3. фениаланина

4. метионина

5. треонина

3.2. а) под действием ферментов микрофлоры толстого кишечника из аминокислот образуется:

1. креатинин

2. оксипролин

3. оксилизин

4. фенол

5. прямой билирубин

б) это вещество образуется из ….

1. тирозина

2. фенилаланина

3. триптофана

4. треонина

5. метионина

в) Продуктом реакции обезвреживания является:

1. УДФ – глюкуроновая кислота

2. фенолсерная кислота

3. фенолглюкуроновая кислота

4. крезол

5. крезолглюкуроновая кислота

 

Вид 4. Определите истинность первой и второй части утверждений и установите наличие или отсутствие между ними логической связи.

4.1. Недостаточное употребление белковой пищи вредно для здоровья, потому что при этом активируются гнилостные процессы в кишечнике.

 

4.2. Белок молока казеиноген не переваривается в ЖКТ у взрослых, потому что у них не образуется фермент ренин.

 

Примеры ситуационных задач

Задача 1. «Скорая помощь» доставила в приемное отделение мужчину 35 лет с острыми болями в животе, появившимися после обильной еды. По­степенно боль приобрела опоясывающий характер и локализовалась на границе брюшной полости и грудной клетки. Температура нормальная, давление 130/70 мм. рт. ст. Морфологический состав крови без существенных изменений. Анализ мочи: плотность 1,020, кетоновые тела и сахар в моче отсутствуют. Активность амилазы мочи по Вольгемуту равна 364 ед., содержание мочевины – 1,7%, хлоридов – 0,95%. Дайте заключение.

 

Задача 2. Реакционная смесь содержит два фермента – пепсин и химотрипсин. Какая реакция пойдет при 1) рН 1,5; 2) 7,5; 3) 5?

Задача 3. Ребенок получает с пищей 60 г белка в сутки. С мочой за это время выделяется 14 г азота. Рассчитайте азотистый баланс.

 

Подготовьте протокол лабораторных работ. Кратко напишите принцип метода и технику выполнения лабораторной работы, оставив место для расчетов и выводов.

 

Самостоятельная работа студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.191.214 (0.024 с.)