Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)



До 1986 года вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и землетрясения в Армении в 1988 году возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС мирного времени. Такой механизм был создан в 1990 году в виде Российского корпуса спасателей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданная в 1992 и реформированная в 1995 году.

Рассмотрим задачи и структуру каждой из общегосударственных систем.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

На РСЧС возложены следующие основные задачи:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям при ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Полностью задачи РСЧС определены в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. и «Положении о РСЧС», утвержденном Постановлением Правительства № 1113 от 5 ноября 1995 г.

РСЧС является организационной системой, объединяющей и координирующей действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (отраслей и объектов экономики), а также различных взаимодействующих структур и общественных организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС мирного времени.

Система управления РСЧС состоит из трех подсистем: системы органов управления РСЧС; системы пунктов управления РСЧС; системы средств управления (связи и оповещения) и АИУС РСЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на ЧС: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации. Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), местных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством России. Всего в 39 министерствах и ведомствах РФ, на которые возложены функции по защите населения и территорий от ЧС, создано 36 функциональных подсистем РСЧС и 3 ведомственные службы, привлекаемые для решения задач РСЧС (согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г.).

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующими органами управления РСЧС являются:

· на федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, – Межведомственная комиссия (МВК) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при Правительстве России и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

· на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам ГОЧС;

· на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), – КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

· на местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населенных пунктов, – КЧС органов местного самоуправления;

· на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, – объектовые КЧС (создаются при необходимости).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

· оперативно-дежурные службы (ОДС, ДС) органов управления ГОЧС всех уровней, размещенные на пунктах управления (ПУ, ЦУКС, КП);

· дежурно-диспетчерские службы (ДДС, ЕДДС, ДС) и специализированные подразделения министерств, ведомств, территорий и организаций.

Они являются органами оперативного управления, осуществляют круглосуточное дежурство и размещаются в специально оборудованных пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами управления: оповещения, сбора, обработки и передачи информации и др.

В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, как правило, запасные, подвижные и вспомогательные ПУ ГО, если руководство АСДНР не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС.

Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях (вплоть до категорированных городов) и размещаются на пунктах управления ОУ ГОЧС.

К силам и средствам РСЧС относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.

Силы и средства РСЧС включают силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС (Постановление Правительства РФ от 3.08. 1996 г. № 924 с дополнениями и изменениями от 5.04.1999 г.):

· формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля за состоянием природной среды, сырья, продуктов питания, воды, ПОО и прилегающих к ним территорий, подчиненные МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации;

· силы и средства МЧС России – федеральные, региональные, территориальные поисково-спасательных формирования (ЦАМО, СЦ, ПСС, ПСО), организации МЧС России (ЦКП, ЦУКС, ЦСООР, ЦСИ, ГУАП и др.), подразделения, части и соединения Войск ГО центрального и регионального подчинения;

· силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций – специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава, Минатома, Минтранса, МПС, Морфлота, Речфлота, ФАС и других ведомств РФ, а также республик, краев, областей, районов, городов и организаций (объектов).

· нештатные формирования ГО – общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности.

Указанные силы находятся в оперативном подчинении МЧС России и могут привлекаться органами управления по делам ГОЧС по согласованию соответственно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы Вооруженных Сил РФ, органов внутренних дел, других войск и воинских формирований могут привлекаться к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями.

Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС при наличии у специалистов от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей КЧС и активном участии ОУ ГОЧС.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, КЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления.

В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий ее распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из трех режимов функционирования РСЧС:

1) Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке; при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

2) Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке; при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

3) Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

Мероприятия, соответствующие каждому режиму, определены в «Положении о РСЧС».

Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимается тем органом государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органами управления, уполномоченными на принятие такого решения, являются соответственно Федеральное Правительство, администрации республик, краев, областей, автономий, районов и городов Российской Федерации.

При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС соответствующего уровня: Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание мероприятий, указанных в планах, определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств в целях защиты населения и территории.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

МЧС России

МЧС Россиифедеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящий единую государственную политику и осуществляющий государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 2.08.99 г. № 953).

МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр имеет 9 заместителей (в т.ч. одного первого) и главного военного эксперта. Руководство МЧС России назначается на должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В МЧС образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), первый заместитель и заместители Министра, а также руководители ряда подразделений МЧС России. Общая численность коллегии устанавливается Президентом РФ. Члены коллегии МЧС, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ.

В состав МЧС входят 9 департаментов, 8 управлений и 7 основных отделов. Департаменты и управления, в свою очередь, также состоят из отделов. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС создается научно-технический совет, в состав которого могут входить представители министерств, ведомств, научных организаций и общественных объединений России. Свою деятельность МЧС России осуществляет во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления и организациями, руководствуясь при этом требованиями действующего законодательства и других нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Важнейшим направлением работы МЧС России в обеспечении национальной безопасности страны является организация защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Для решения этой задачи на МЧС России возложены функции основного государственного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование и дальнейшее развитие двух основных общегосударственных систем защиты населения и территорий от ЧС, каковыми являются РСЧС в мирное и ГО в военное время. Кроме рассмотренных выше задач по планированию, организации работы и непосредственному руководству РСЧС и ГО, на МЧС России в интересах обеспечения безопасности государства возложен ряд других важнейших задач в области защиты населения и территорий от различных ЧС.

Основными задачами МЧС России являются:

- участие в реализации единой государственной политики в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление по решению Президента и Правительства РФ мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС;

- осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление государственного управления и координация деятельности органов государственной власти всех уровней в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также обмена ею.

Как видим, задачи Министерства непосредственно связаны с вопросами обеспечения национальной безопасности России.

В рамках общей концепции национальной безопасности РФ созданы вполне реальные основы для функционирования подсистемы гражданской безопасности (защиты) государства, объектом которой выступает жизнедеятельность человека, общества и государства в условиях ЧС мирного и военного времени. Именно за эту сферу безопасности и несут ответственность федеральные системы РСЧС и ГО, а также их рабочий орган – МЧС России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.026 с.)