Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До 1986 года вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и землетрясения в Армении в 1988 году возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС мирного времени. Такой механизм был создан в 1990 году в виде Российского корпуса спасателей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданная в 1992 и реформированная в 1995 году. Рассмотрим задачи и структуру каждой из общегосударственных систем. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера. На РСЧС возложены следующие основные задачи: - разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - подготовка населения к действиям при ЧС; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Полностью задачи РСЧС определены в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. и «Положении о РСЧС», утвержденном Постановлением Правительства № 1113 от 5 ноября 1995 г. РСЧС является организационной системой, объединяющей и координирующей действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (отраслей и объектов экономики), а также различных взаимодействующих структур и общественных организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС мирного времени. Система управления РСЧС состоит из трех подсистем: системы органов управления РСЧС; системы пунктов управления РСЧС; системы средств управления (связи и оповещения) и АИУС РСЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на ЧС: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации. Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах РФ. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), местных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством России. Всего в 39 министерствах и ведомствах РФ, на которые возложены функции по защите населения и территорий от ЧС, создано 36 функциональных подсистем РСЧС и 3 ведомственные службы, привлекаемые для решения задач РСЧС (согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г.). Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующими органами управления РСЧС являются: · на федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, – Межведомственная комиссия (МВК) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при Правительстве России и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации); · на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам ГОЧС; · на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), – КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ; · на местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населенных пунктов, – КЧС органов местного самоуправления; · на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, – объектовые КЧС (создаются при необходимости). Органами повседневного управления РСЧС являются: · оперативно-дежурные службы (ОДС, ДС) органов управления ГОЧС всех уровней, размещенные на пунктах управления (ПУ, ЦУКС, КП); · дежурно-диспетчерские службы (ДДС, ЕДДС, ДС) и специализированные подразделения министерств, ведомств, территорий и организаций. Они являются органами оперативного управления, осуществляют круглосуточное дежурство и размещаются в специально оборудованных пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами управления: оповещения, сбора, обработки и передачи информации и др. В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, как правило, запасные, подвижные и вспомогательные ПУ ГО, если руководство АСДНР не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС. Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях (вплоть до категорированных городов) и размещаются на пунктах управления ОУ ГОЧС. К силам и средствам РСЧС относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. Силы и средства РСЧС включают силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС (Постановление Правительства РФ от 3.08. 1996 г. № 924 с дополнениями и изменениями от 5.04.1999 г.): · формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля за состоянием природной среды, сырья, продуктов питания, воды, ПОО и прилегающих к ним территорий, подчиненные МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации; · силы и средства МЧС России – федеральные, региональные, территориальные поисково-спасательных формирования (ЦАМО, СЦ, ПСС, ПСО), организации МЧС России (ЦКП, ЦУКС, ЦСООР, ЦСИ, ГУАП и др.), подразделения, части и соединения Войск ГО центрального и регионального подчинения; · силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций – специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава, Минатома, Минтранса, МПС, Морфлота, Речфлота, ФАС и других ведомств РФ, а также республик, краев, областей, районов, городов и организаций (объектов). · нештатные формирования ГО – общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности. Указанные силы находятся в оперативном подчинении МЧС России и могут привлекаться органами управления по делам ГОЧС по согласованию соответственно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС. Специально подготовленные силы Вооруженных Сил РФ, органов внутренних дел, других войск и воинских формирований могут привлекаться к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС при наличии у специалистов от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей КЧС и активном участии ОУ ГОЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, КЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления. В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий ее распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из трех режимов функционирования РСЧС: 1) Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке; при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; 2) Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке; при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации; 3) Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации. Мероприятия, соответствующие каждому режиму, определены в «Положении о РСЧС». Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимается тем органом государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органами управления, уполномоченными на принятие такого решения, являются соответственно Федеральное Правительство, администрации республик, краев, областей, автономий, районов и городов Российской Федерации. При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС соответствующего уровня: Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание мероприятий, указанных в планах, определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств в целях защиты населения и территории. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. МЧС России МЧС России – федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящий единую государственную политику и осуществляющий государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 2.08.99 г. № 953). МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр имеет 9 заместителей (в т.ч. одного первого) и главного военного эксперта. Руководство МЧС России назначается на должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В МЧС образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), первый заместитель и заместители Министра, а также руководители ряда подразделений МЧС России. Общая численность коллегии устанавливается Президентом РФ. Члены коллегии МЧС, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ. В состав МЧС входят 9 департаментов, 8 управлений и 7 основных отделов. Департаменты и управления, в свою очередь, также состоят из отделов. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС создается научно-технический совет, в состав которого могут входить представители министерств, ведомств, научных организаций и общественных объединений России. Свою деятельность МЧС России осуществляет во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления и организациями, руководствуясь при этом требованиями действующего законодательства и других нормативно-правовых актов Российской Федерации. Важнейшим направлением работы МЧС России в обеспечении национальной безопасности страны является организация защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. Для решения этой задачи на МЧС России возложены функции основного государственного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование и дальнейшее развитие двух основных общегосударственных систем защиты населения и территорий от ЧС, каковыми являются РСЧС в мирное и ГО в военное время. Кроме рассмотренных выше задач по планированию, организации работы и непосредственному руководству РСЧС и ГО, на МЧС России в интересах обеспечения безопасности государства возложен ряд других важнейших задач в области защиты населения и территорий от различных ЧС. Основными задачами МЧС России являются: - участие в реализации единой государственной политики в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление по решению Президента и Правительства РФ мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС; - осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление государственного управления и координация деятельности органов государственной власти всех уровней в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также обмена ею. Как видим, задачи Министерства непосредственно связаны с вопросами обеспечения национальной безопасности России. В рамках общей концепции национальной безопасности РФ созданы вполне реальные основы для функционирования подсистемы гражданской безопасности (защиты) государства, объектом которой выступает жизнедеятельность человека, общества и государства в условиях ЧС мирного и военного времени. Именно за эту сферу безопасности и несут ответственность федеральные системы РСЧС и ГО, а также их рабочий орган – МЧС России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.91 (0.008 с.) |