Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Человек в информационном пространстве
Современный экологический кризис характеризуется опасным для биосферы истощением информационных ресурсов Природы (ее генофонда, биологического разнообразия). Одновременно происходит бурный рост и глобализация нового продукта развития человечества - социокультурной информации. Ее постоянно растущий объем достиг таких масштабов, что ее воздействие на людей можно рассматривать новым фактором окружающей среды, который требует биосоциальной адаптации современного человека. Процессы эти чрезвычайно сложны и неоднозначны по своим последствиям для людей, порождая новые проблемы экологии человека. Одной из центральных становится проблема информационной безопасности человека. В ней можно выделить два аспекта:
· С одной стороны, это проблема воспроизводства информационных ресурсов для последующих поколений, то есть проблема безопасности генетической и этнокультурной информации человека как биосоциального существа. Обострились вопросы роста генетического груза населения, выживания малых народов, сохранения культурного наследия человечества.
· С другой стороны, резко обозначились медицинские, нравственные, этические, правовые аспекты жизни человека в условиях его нового информационного окружения - то есть проблема безопасности человека в современной информационной среде. Информация стала эффективным средством мировой геополитики, "мирного" изменения социального устройства государства, вторжения в этнокультурные коды народов. Все чаще встают вопросы о безопасности продуктов наукоемких производств, Интернета и т.д. Увеличивается число преступлений, основанных на нетрадиционном использовании информации, зачастую не описанном даже в законодательстве. Остро обозначились вопросы о последствиях влияния все возрастающих потоков информации на психику человека и связанная с ними проблема информационно-психологической безопасности личности. В обществе растет число информационных болезней (информационных неврозов, нарушения деятельности внутренних органов - сердца, желудочно-кишечного тракта, половых органов). Все большее распространение получает синдром хронической усталости. Для больших масс населения становится характерным состояние психологического утомления.
Резко обозначились негативные последствия учебных информационных перегрузок, выразившиеся в резком омоложении вегетососудистой дистонии, аллергий, нарушениях репродуктивной сферы, повышению риска рождения у сегодняшних школьников в будущем детей с психоневрологическими расстройствами, отклонениями.
Серьезность проблемы привела к интенсивному изучению феномена информационно - психологической безопасности в разных областях науки. Описаны психогенное, психотропное, психоаналитическое (внушение), нейролингвистическое (манипулирование, зомбирование), психотропное (экстрасенсорное), идеологическое воздействия информации на человека. Попытки решить современные проблемы информационной безопасности человека только нормативными актами и запретительными мерами представляются недостаточными. Дело в том, что с каждым днем появляются все новые и новые риски для жизни человека, которые сегодня даже трудно себе представить. В этом нет ничего необычного. Окружающей среды без опасностей никогда не было и просто не может быть. Риски существовали всегда. Безопасность жизни человека обеспечивается не тепличностью окружающей его среды, а, прежде всего, его умением регулировать ее опасности и риски, управлять ими. Но такие умения надо формировать специально. Поэтому в обеспечении информационно-психологической безопасности человека сегодня на первый план выступают задачи обучения воспитания и просвещения граждан.
|