Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В данной теме мы рассмотрим более узкую систему «человек – социальная среда». Чтобы Обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы.

Поиск

Первый элемент – человек, который играет троякую роль:

1) является объектом защиты;

2) выступает средством обеспечения безопасности;

3) сам может быть источником опасности.

Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование деятельности органов управления обществом как социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий. Энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы иногда требуются очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором – может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления.

Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом.

Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах.

Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. д.

Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. д. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно – различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности.

Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни – экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.

Одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Если в конце XIX в. численность жителей Земли составляла примерно 1 млрд. человек, то только за один XX в. она возросла в 6 раз и к 2000 г. достигла около 6 млрд. человек, к 2050 г. это число может увеличиться до 12 млрд. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 1950-х годах – 50 млн., в 1980-х – 84 млн., а в 1990-х – 96 млн. человек.Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли. Если в доиндустриальную эпоху общая антропогенная доля потребления продукции биосферы не превышала 1 %, то сегодня она на порядок выше. Ускоренными темпами осуществляются вырубка леса, опустынивание земель, загрязнение почвы, воды, воздуха и т. д. Самыми страшными следствиями этого по сути необратимого процесса могут стать голод и экологические катастрофы.

Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потребности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным, а во-вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50–70 лет, а каменного угля – примерно на 300 лет.

Все указанные проблемы обостряют межгосударственные отношения и отношения между различными регионами мира, способствуют росту международного терроризма, возникновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-ядерной войны.

Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности в информационной сфере, которые проявляются в стремлении ряда стран доминировать в мировом информационном пространстве, а также в разработке концепции информационных войн. Так, США разрабатывают космическую систему TeLe-desik, состоящую из 840 спутников, которые, передавая на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную информацию и модулированные излучения, способны осуществлять информационную агрессию: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, компьютерных сетей и т. д., а также воздействовать на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этой же цели может использоваться мировая информационная система Интернет.

Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить отдельные страны и мировое сообщество в целом. Источниками этих опасностей являются несовершенство глобальной социальной структуры (различные цивилизации, социально-политические системы, социальное положение, темпы развития, географическое положение, уровни военной мощи, развития, жизни, расовый и национальный состав населения и т. д.), соответствующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных международных организаций.

Высшие интересы мирового сообщества, т. е. интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость исследования угроз регионального масштаба и противодействия им. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различных сферах, но главным образом политических, экономических и военных.

Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны и представляют серьезную опасность для человечества, поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего мирового сообщества.

Огромную роль в обеспечении безопасности человека играет государство,деятельность которого сопряжена с возникновением опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе РФ «0 безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступают его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане) обязаны защищать от внешних и внутренних угроз конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность страны, население, национальные интересы (политические, экономические, военные, культурные, информационные, экологические, геополитические и пр.).

Понятие социальной опасности, чрезвычайной ситуации социального характера, социальной катастрофы.

Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей.

Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей, отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. Например, к социальным относятся все противоправные (незаконные) формы насилия, употребление веществ нарушающих психическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь наркотики) курение, суициды, мошенничество, шарлатанство, массовые беспорядки и д.р., ситуации и опасности способные нанести ущерб здоровью людей.

Следовательно, чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате (по причине) опасного социального явления, которое повлекло или может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Самая крайняя форма ЧС социального характера – социальная катастрофа.

Катастрофа – скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий.

Социальная катастрофа – скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий с трагическими последствиями (жертвами) Например, революции, вооруженные (локальные, региональные) конфликты и т.д.

Под понятием «социальный кризис» подразумевают специфический способ разрешения противоречия в рамках данной социальной структуры, не влекущий за собой разрушения этой структуры, но подразумевающий ее усложнение. Понятие «социальный кризис» поэтому предполагает способность данной структуры к такому развитию.

Понятие же «социальной катастрофы» предполагает прежде всего именно разрушение данной социальной структуры и как правило в силу внешних, не обусловленных имманентными социальной структуре причин, хотя они вполне могут быть имманентными сверхсистеме мировой цивилизации.

Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие.

В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия.

Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие «одряхления» системы на клеточном уровне.

Важно учитывать, что глубинная причина социальных катастроф потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и «в тоске смертельной мечется толпа» (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К социальным катастрофам ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей созидательности тотального разрушения существующего общества.

Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур – традиционной и европейской, их несливаемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы социальных катастроф. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают социальные катастрофы, как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы – результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений.

Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что «пусковой крючок» разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.128 (0.01 с.)