Эргономические и физиологические основы безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эргономические и физиологические основы безопасности жизнедеятельности



Суть функциональных взаимоотношений системы Из двух предыдущих лекций Вы узнали о предмете изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - системе «Человек - среда обитания», в которой сохраняются и поддерживаются безопасные взаимоотношения между ее отдельными компонентами. Тогда же состоялось знакомство с основными структурными элементами данной системы. Знакомство заключалось в определении компонентов и общей их характеристики.

Сегодня же Вам предстоит изучить взаимоотношения, которые складываются между человеком и средой обитания. Те отношения, что обеспечивают безопасность жизнедеятельности индивидуума и человеческого общества в целом.

Взаимоотношения составных компонентов системы «Человек – окружающая среда» являются функциональными: очень тесными, подвижными, постоянно меняющимися и целесообразными. А поскольку: и организма человека, и многие элементы окружающей среды представляют собой область жизни (то есть являются живыми), то функциональные контакты между ними, по сути, являются физиологическими. Ведь физиология - наука, изучающая функции, процессы и явления, протекающие в живом организме и обеспечивающие целостность организма, его нормальное взаимодействие с окружающей средой. Применительно к организму человека это – ни что иное, как основы безопасности жизнедеятельности. Физиологические основы.

Основной вопрос физиологии – «Почему?». Почему течет кровь? Почему вдыхается и выдыхается воздух из окружающей среды? Почему человек умеет чувствовать, мыслить, думать? Вот и наша с Вами задача – научиться думать и осмысленно найти ответ вопрос: «Почему человек до сих пор еще находиться на той стадии развития, при которой безопасность его жизнедеятельности (заложенная в нем самой природой!) так часто нарушается, дает брешь, а иногда приводит к бедам, несчастьям, катастрофам и даже - к гибели?».

Потому что человек, к сожалению, не всегда пользуется разумом, либо переоценивает его значение. Рассудочная деятельность, интеллект, отличающий нас от братьев наших меньших, дан для того, чтобы им пользоваться и одновременно его развивать. Ибо в развитии мы приобретает и безопасность.

Труд и физиология труда. Вся история происхождения человечества шла по пути нормы, целесообразности, максимальной адаптации – приспособлению организма к условиям окружающей среды. Кто лучше был приспособлен, тот и выживал. Соответственно, благодаря довольно высокому развитию функций головного мозга человек приобрел способность осмысливать происходящее. Особенно успешно проходило развитие мозга и остальных процессов жизнедеятельности - в труде. Все знают сакраментальное выражение о том, что труд сделал из обезьяны человека. Но почему-то многие забыли о том, что на этом переходе (от примата – в Homo Sapiens) развитие отнюдь не остановилось! Теперь, когда мы стали людьми, от каждого в отдельности зависит общий прогресс и общая безопасность.

Судите сами. В процессе различного рода деятельности, то есть в труде, люди разработали элементарные основы организации и физиологии труда. Следовательно, нарушение этих основ – небезопасно. Физиология труда – это наука, изучающая функциональное состояние организма человека в его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации труда, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работающих. Для сохранения трудоспособности, здоровья и жизни необходимо: 1) соблюдение условий комфортности жизнедеятельности, а также 2) их обеспечение. Оба пункта подробно и очень неплохо раскрыты практически в любом учебнике по Безопасности жизнедеятельности для студентов вузов. Этот материал является программным, и Вы с успехом изучите его самостоятельно. А сейчас, для того, чтобы квалифицированно подойти к данной проблеме и быть готовым к ее восприятию, изучим ряд вопросов из физиологии труда. А именно: какие физиологические функции и механизмы вовлечены в трудовой процесс? Ведь эти механизмы и функции представляют собой наши внутренние (эндогенные) резервы, запас прочности, сохраняющий безопасность и комфортность. Поэтому их необходимо знать, тем более что в учебной литературе по безопасности жизнедеятельности, имеющейся на сегодняшний день, основные положения современной(и классической) физиологии труда изложены крайне неудовлетворительно. Тем не менее, грамотный специалист любой области знаний должен иметь хотя бы начальные представления о последних достижениях в изучаемом предмете. Ибо, став дипломированным специалистом, а затем, приобретя солидный опыт в работе, Вам и самим захочется донести плоды своего труда до Ваших учеников. Иначе остановится развитие!

Классификация основных форм трудовой деятельности человека. Как известно, труд подразделяется на физический и умственный. Не для кого не секрет, что физическими усилия считаются в том случае, когда преобладает напряжение скелетной мускулатуры (основных наших мышц), а умственными – когда доминирует интеллектуальное напряжение. Работа шахтера по этой паре параметров, безусловно, отличается от писательского труда.

Но, тем не менее, данная классификация (впрочем, как и любая другая) весьма условна. Существует принципиальная общность между умственным и физическим трудом, понимание которой необходимо для глубокого изучения эндогенных механизмов безопасности жизнедеятельности. Дело в том, что в любом виде деятельности (будь то сокращение и расслабление мышц либо движение нервного импульса в клетках мозга) непосредственно участвуют и мышцы, и центральная нервная система (ЦНС). Последняя представляет собой деятельность головного и спинного мозга.

Параметры физиологической оценки труда. Вопросы эргономики. Когда мы пишем (умственный труд), то, кроме мышления, «диктующего» нам текст, работают пальцы рук, напряжены мышцы спины и шеи для поддержания позы. И те, и другие управляются ЦНС. В данном случае, мышечное напряжение обеспечивается статическим усилием. От корня «стат» (постоянный, неподвижный).

А когда мы копаем землю (физический труд), то, кроме динамических (подвижных) усилий мышц туловища, активируется мышление, «диктующее» нам последовательность действий: сорняк выкопать, а будущий урожай – оставить. Снова те, и другие физиологические процессы при трудовых усилиях управляются ЦНС. Значит, компонентом объединяющим (интегрирующим) физический и умственный труд является ЦНС. Под ее чутким руководством выполняется работа – результат труда. Чем значительнее управляющая роль ЦНС, тем выше качество работы. В наших примерах, работой являются написанный тест и площадь вскопанной грядки.

Кроме работы и усилия, существуют понятия: тяжесть труда, напряженность труда. Тяжесть труда – категория объективная. Труд шахтера тяжелее труда полотера. Здесь все дело – в энергозатратах организма. В первом случае они велики, а во втором – гораздо ниже. И такая градация существует независимо от профессионализма. Самый классный шахтер все равно потратит больше усилий, чем самый «низко квалифицированный» полотер. Обратите внимание на таблицу 1.

Таблица 1.

Характер работы (тяжесть труда) Потребность в кислороде, л/мин Энергозатраты, ккал/мин
Легкий труд до 0,5 до 2,5
Средняя тяжесть труда от 0,5 до 1,0 от 2,5 до 5,0
Тяжелый труд 1,0 и выше выше 5,0

 

Хотя любой профессионал работает более экономично в энергетическом отношении. Для того он и приобретает профессионализм, чтобы свою работу выполнять легко и непринужденно, а значит, с меньшими энергозатратами. (Последние являются предметом изучения области знаний - эргономики).

Пример: знаменитый пианист виртуозно и в быстром темпе исполняет сложнейшее музыкальное произведение, готовясь к концерту, а ученик 2-го класса музыкальной школы с трудом разбирает нотный текст для того, чтобы медленно воспроизвести его на клавиатуре. Мастер работает менее напряженно, чем непрофессионал в этом же виде деятельности. Это и есть напряженность труда – те усилия, выражающиеся в энергии, которые человек затрачивает на выполнение работы. Существует также понятие «мощность работы» - работа, выполняемая в единицу времени. Естественно, мощность выше у субъекта, натренированного в определенном виде деятельности. У него же выше безопасность труда и жизнедеятельности в целом. Особенно это заметно на примере представителей относительно тяжелого физического труда: строителей, шахтеров, водителей ночного транспорта и т.д.

Формирование трудового навыка. «Секрет» безопасности трудовой деятельности профессионала состоит в том, что у него развит и отточен до совершенства трудовой навык. А сформированный трудовой навык обеспечивает: и мощность выполняемых действий, и качество, и экономичность, и снижение напряженности труда, и базу для дальнейшего профессионального совершенствования, которому в принципе нет предела. Все перечисленные качества являются основой безопасности трудовой деятельности как совокупности профессиональных навыков.

Трудовой навык представляет собой стереотипный поведенческий акт, развивающийся в процессе многократного повторения умственных либо моторных операций, и реализуемый в ходе профессиональной деятельности. Примерами трудовых навыков могут служить: работа за компьютером, вождение автомобиля, ведение судебного процесса или организация судебного разбирательства, выступление с речью адвоката (прокурора) в суде, внедрение в житейскую практику уголовно-процессуального и гражданского кодекса (знание таких документов – это одно, а применение их по мере накопления юридического опыта Вам будет удаваться све больше и больше).

Физиологической основой трудового навыка является динамический стереотип – система условных рефлексов, вырабатываемая подобно цепной реакции в ответ на комплекс раздражителей, предъявляемых каждый раз в одной и той же последовательности.

Вспомните, как Вы учились писать. Вначале отрабатывалась поза и способ удержания авторучки. И это было нелегко! Затем – Вы старались ровно, но с наклоном выводить палочки, после чего они загибались в крючочки. Написание букв – было отдельной сложной трудовой операцией, выведение слов – еще более сложной, и только после закрепления всех перечисленных умений именно в перечисленной последовательности мы приступали к письменной формулировке словосочетаний, затем – предложений, затем – мыслей, сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций и т.д. Сейчас, когда мы пишем, то уже не задумываемся о том, как бы поровнее вывести крючок, линию, взять наклон. Это происходит потому, что все предыдущие действия в процессе обучения были прочно закреплены в двигательной, мыслительной и эмоциональной памяти и теперь реализуются автоматически – стереотипно. По такому же принципу формируется речевой навык, работа за станком, водительские стереотипы и т.п.

Динамическим стереотип называется потому, что он чрезвычайно подвижен, подвержен переделке, изменению и оттачиванию в зависимости от жизненных обстоятельств. Кроме того, навык постепенно утрачивается без подкрепления (положительного либо отрицательного стимула), а также, если он не воспроизводится (не повторяется) долгое время. Вот почему профессионал должен постоянно совершенствоваться, закреплять свой динамический стереотип. Природа создала предпосылки к его выработке для экономизации сил, для сохранения энергии, которая пойдет на дальнейшее развитие в любой области, в том числе на поддержание безопасности трудового процесса.

Существует несколько правил формирования трудового навыка. Правила позволяет достичь более высокой приспособляемости организма и психики человека к условиям окружающей среды. К ним относятся:

1) многократное повторение действия раздражителя и ответной реакции на него. Это иллюстрирует известную поговорку «Повторенье – мать ученья».

2) Действие раздражителя (например, красный сигнал светофора) должно предшествовать ответной реакции на него (остановке), а не наоборот.

3) Действие раздражителя должно быть отставлено во времени от ответной реакции на него, но не более чем на 5 минут.

4) Действие раздражителя по силе не должно превышать ответную реакцию на него, но и не быть существенно слабее.

5) В действии раздражителя должна быть доминирующая потребность (или то, что мы называем заинтересованностью).

6) Кора больших полушарий (высший отдел головного мозга и всей ЦНС) должен быть свободен от других видов деятельности. Иными словами, при формировании профессиональных навыков нельзя отвлекаться на другие внешние и внутренние раздражители, а наоборот, необходимо быть предельно сосредоточенным на достижении поставленной цели, и внимательным.

7) Кора больших полушарий должна находиться в активном (как минимум, в бодрствующем) состоянии. И, наконец,

8) Из множества потенциальных навыков быстрее и успешнее будет выработан тот, который формируется в ответ на наиболее информативный и наиболее значимый раздражитель (сигнал). Особенно важно, чтобы значимость носила социальную окраску.

Соблюдение этих правил позволит не только более эффективно выработать трудовой навык, обучиться или обучить чему-либо, но и адаптировать работающего к условиям производственных помещений, помочь ему эндогенно справиться с условиями перегревания или переохлаждения, пониженного или повышенного атмосферного давления и даже послужить поведенческой профилактикой производственного травматизма. Конкретные правила безопасности производства в перечисленных условиях отчасти Вы изучали в средней школе, отчасти – изучите, обратившись к учебнику по безопасности жизнедеятельности.

В рамках же сегодняшней лекции (а лекции призваны освещать директивные, обобщающие и наиболее сложные моменты) Вам необходимо знать, что у всего перечисленного имеется общий знаменатель – свойство адаптации человека. И чем выше развита адаптивная способность, тем меньше шансов пострадать на профессиональном поприще. В большей мере способствует собственной защите и безопасности умение пользоваться нашей основной чисто человеческой адаптивной способностью – разумом - и развивать его при помощи приобретаемых знаний и умений, ибо человек не обладает слоем жира морского котика, защищающего от переохлаждения, гибкостью змеи, предотвращающей опасность перелома.

Режим труда и отдыха

Утомление и переутомление. К сумме знаний, приобретенных на предыдущей лекции, прибавляется еще и раздел с, казалось бы, скучным названием «О режиме труда и отдыха». На самом же деле, соблюдение пресловутого режима – элементарное и крайне необходимое требование безопасности нашей с Вами жизнедеятельности. Основным положением данного вопроса и целью сегодняшней лекции является различение двух понятий: 1) утомление и 2) переутомление, а также способность грамотно применять знания о них в реальной действительности. Оба процесса сопровождают наш труд. За схожестью терминов кроется колоссальная разница, знания которой помогут серьезно обезопасить любой труд и сделают термин «режим» осмысленным, наполненным содержанием и, действительно, необходимым для соблюдения. Особенно завершенными сведения на эту тему будут в том случае, если Вы ознакомитесь с «Основами хронофизиологии», разработанными нами и опубликованными в фундаментальной учебной литературе (1). Там специально для Вас и для студентов других вузов подробно представлен материал о биоритмах труда и отдыха, лежащих в основе необходимости для человека соблюдения режима. Изучите его самостоятельно. Сегодня же мы изучим материал, который вряд ли может быть обнаружен в учебной литературе, но крайне необходим любому здравомыслящему человеку, а тем более тому, что приобретает высшее образование и программно изучает дисциплину «Безопасность жизнедеятельности». Мы продолжаем постигать ее физиологические основы.

Работоспособность человека. Процессы утомления и переутомления тесно связаны с понятием работоспособности – потенциальной способности человека стабильно выполнять определенный вид деятельности заданного объема и качества с достаточной эффективностью без субъективного ощущения усталости.

Работоспособность изменяется под влиянием множества факторов и условно подразделяется на три фазы:

1) врабатывание (активируются нервные центры, возрастает уровень обмена веществ, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы);

2) оптимальный уровень функционирования (большинство процессов, участвующих в работе, достигают синхронизации, эффективной содружественности);

3) снижение работоспособности или утомление.

Роль нервных центров в формировании режима труда и отдыха. Разумеется, в основе работоспособности лежит, прежде всего, работа ЦНС. По сути, ЦНС есть совокупность нервных центров – динамического объединения нейронов (нервных клеток) на разных этажах мозга, отвечающих за одну и ту же функцию или лежащих в центре одного и того же рефлекса. Например, к «нервному центру работы за компьютером» относятся: тела мотонейронов передних рогов серого вещества спинного мозга, восходящие и нисходящие пути, мозжечок, клетки среднего мозга, некоторые ядра таламуса, подкорковые структуры, а также компоненты коры головного мозга. Эта весьма схематичная иллюстрация тем не менее сложна, но принцип ее работы (как и работы любого нервного центра) довольно прост. Он заключается в особенности контакта одного нейрона с другим. Если контакт есть – трудовой навык реализуется, работоспособность сохраниться, работы будет выполнена. Этот контакт (он называется «синапс») имеет химическую, жидкостную природу. Иными словами, сигнал от нейрона к нейрону о необходимости выполнять определенное трудовое действие передается при помощи биологически активной жидкости под названием «медиатор». Медиаторы в ЦНС подобны конвертируемой валюте – необходимые, стоящие, но чрезвычайно быстро кончаются. Без медиатора не будет никакого движения, никакого действия, никакого поведенческого акта. Периферия (руки, ноги, внутренние органы) без медиатора откажется выполнять команды центра (головного и спинного мозга).

Так вот, пока медиатор есть, пока при помощи него сигнал передается от нейрона к нейрону – работоспособность сохраняется. Но это не вечное наше состояние. Мы устаем. А главная причина субъективной усталости – истощение медиатора. Это и есть утомление – временная потеря работоспособности, выражающаяся в регрессивном понижении качества выполняемых действий. Магистраль, передающая команда из центра временно перекрыта. Необходим «ремонт», то есть отдых. За время отдыха медиатор попросту восстановится, образуется заново из питательных веществ и кислорода, который кровь доставит к головному мозгу (кровь-то не отдыхает!) Значит, утомление – это положительное, защитное свойство организма, обеспечивающее эндогенную безопасность человека. Поэтому, при первых признаках усталости отдых обязателен.

От чего нас защищает процесс утомления? Ответ прост: от переутомления. Представьте себе ситуацию, когда работа продлилась до усталости (медиаторы истощились, их стало не хватать), мы делаем ошибку за ошибкой, потеряна легкость действий, утрачена ясность мысли и скорость. Но работу надо закончить к определенному сроку и мы, не смотря на явное утомление, фанатично продолжаем ее. Увы, это непременно приведет к переутомлению!

А переутомление отнюдь не такое положительное явление, как утомление. Переутомление - это уже патология. Болезнь. Переутомление – процесс полной утраты работоспособности, сопровождающийся срывом процессов высшей нервной деятельности, напряжением психо-соматической сферы. Переутомление связано с биохимическими нарушениями в медиаторах. В этом случае, как правило, необходима квалифицированная медикаментозная помощь, так как переутомление сопровождается потерей аппетита, бессонницей, бредом, галлюцинациями, поведенческими девиациями и другими крайне неприятными явлениями. Причиной переутомления является полная растрата необходимого медиатора, вследствие чего на его место в мозге заступает другой медиатор, биохимический предшественник первого. И вот этот «заместитель» может наделать бед. Это он создает всю симптоматику переутомления (бред, галлюцинации, потерю аппетита, бессонницу, обострение хронических заболеваний, особенно нервных, повреждение органов и тканей, появление новых недомоганий, поведенческих срывов и т.д.). Медиатор-предшественник в норме не должен работать там, где он появляется в результате переутомления, поэтому его последствия столь плачевны. Но мозгу ничего не остается, как выделять его из своих нервных клеток – ведь запрос на какой-то вид деятельности поступает: мы продолжаем-таки работать, несмотря на сильную усталость. И этим колоссально повреждаем свое нервно-психическое и соматическое здоровье, нарушаем безопасность жизнедеятельности, которая в данном случае красноречиво выражалась в утомлении, серьезно предупреждая человека о грозящей опасности. Представьте себя водителя ночного транспорта (например, рейсового автобуса, переполненного пассажирами), находящегося в состоянии переутомления. Он едет без напарника (случается и такое – ведь правила и законы нарушаются сплошь и рядом) и …засыпает. Засыпает вовсе не оттого, что он – плохой водитель, а оттого, что держатель контрольного пакета акций организации, на которую он работает, «принял решение» о внеплановых рейсах, приносящих прибыль (разумеется, в карман хозяина предприятия) и поэтому пренебрег необходимостью ночного отдыха водителя, у которого и так уже жестко сформировавшийся десинхроноз. В данном случае не произошло нападение террористов, пассажиров не захватили в заложники. Но несчастный случай – произошел.

Отдых, его значение и виды. Рассмотрим другой пример. Спортсмен, упорно тренирующийся для достижения высокого результата, должен внимательно прислушиваться к сигналам изнутри: ощущается существенная тяжесть при выполнении привычных движений, появилась разбитость, неточность действий, значит, наступило утомление – пора прекращать тренировку, дать себе отдых, восстановиться. Что при этом восстанавливается? Прежде всего, медиатор в ЦНС! А потом уже - все остальные процессы, функции и системы. Потому что именно медиатору принадлежит управляющая роль над всем остальным при выполнении любого вида деятельности. Именно медиатор обеспечивает безопасность психических процессов, делая их адекватными, нормальными, здоровыми. Когда же в медиаторном звене наступают сбои (не только вследствие переутомления), такой человек потенциально угрожает окружающим. Он может внезапно стать агрессивным вплоть до совершения убийства, взрыва, поджога и других действий, нарушающих жизнедеятельность людей. Вот почему при малейшем истощении медиатора отдых крайне необходим. Проблема отдыха – это ключевой вопрос безопасности жизнедеятельности физического и особенно умственного труда, а также темы «Режим труда и отдыха».

Естественно возникает вопрос: как в процессе отдыха быстрее и эффективнее восстановить медиатор в мозге, столь необходимый для нашей внутренней и внешней безопасности?

Во-первых, нужно знать, что это биологически активное вещество обладает природной (почти автоматической) способностью восстанавливаться или ресинтезироваться из кислорода, своих биохимических предшественников и питательных веществ, приносимых в мозг кровью. Этот процесс обязательно будет происходить, если запрос в данном медиаторе в уставшем участке мозга прекращен, т.е. прекращен вид деятельности, от которого мы устали.

Во-вторых, быстрее и эффективнее медиатор восстановится, если отдых буде не активным, а пассивным. Каков механизм этого довольно известного положения? Причина – снова медиаторная.

Дело в том, что нервные центры утомляются не все сразу. Чаще, устает один из них. Например, в нервном центре (в широком смысле слова), отвечающим за вождение автомобиля, наступило утомление. Это означает, что в группе участков мозга, управляющих умственными и физическими действиями водителя, истощились медиаторы. Пока еще не полностью (ведь до переутомления дело не дошло). Но ощущение усталости из соображений безопасности требует остановки и отдыха. При этом, если водитель откинется на сидении, закроет глаза и некоторое время вздремнет, то медиаторы, конечно восстановятся. Можно будет ехать дальше.

Но если этот же уставший водитель вместо пассивного лежания или сна, выйдя из автомобиля, выполнит несколько физических упражнений или просто – погуляет, а еще лучше – хотя бы не надолго займется чем-нибудь интересным, явно отвлекающим его от дороги и руля, то истраченные медиаторы восполнятся в несколько раз быстрее, по количеству их будет больше. Поэтому, отдохнув активно, продолжить свой путь он может с гораздо большим успехом по сравнению с ситуацией, после пассивного отдыха. (Разумеется, здесь необходимо тонко учитывать общий уровень усталости, самочувствие, состояние, возраст человека и многие другие переменные факторы).

Физиологические основы профессионального совершенствования. Кроме того, есть еще одно чрезвычайно интересное обстоятельство. Полноценный (лучше, активный) отдых после утомления не только возвращает исходный уровень работоспособности, но и значительно повышает его. Все фазы работоспособности позже сменяют друг друга, а вторая стадия (оптимальное функционирование) длится значительно дольше. Это означает, что при возврате к тому виду деятельности, от выполнения которого мы устали, наш труд будет более успешным, с более высоким результатами, более экономным в энергетическом отношении, то есть, более профессиональным! После упорной теперь уже профессиональной деятельности усталость, непременно, снова накопиться, но, во-первых, значительно позже, чем в начале, а во-вторых, после нового отдыха, новой усталости и следующего отдыха, уровень работоспособности каждый раз буде все выше и выше, стремясь в бесконечность!

Теперь, коль скоро в процессе совершения того же объема работы мы тратим меньше энергии, чем в начале (после нескольких утомлений и нескольких отдыхов), наш труд постепенно приобретает шарм легкости и непринужденности. Так мы постепенно обзаводимся истинной (не только не бумажно-дипломной) трудовой квалификацией, становимся профессионалами своего дела, выполняем работу лучше других, тех, кто не умеет или еще не научился. И уж конечно, безопасность труда теперь в наших руках. Она обеспечивается почти автоматически, на уровне трудового навыка, на уровне динамического стереотипа.

Так мы подошли к обобщенному для нашего раздела («Физиологические основы безопасности жизнедеятельности») понятию «Развитие». Профессиональное совершенствование развивает человека как ни что другое. Этот вид развития практически неограничен, что придает оптимизма. Развитие в труде делает человека практически неуязвимым для всякого рода пагубных воздействий со стороны. Ведь став профессионалами, мы, во-первых, максимально и эффективно пользуемся свои высшим адаптивным приобретением – разумом, рассудочной деятельностью. Интеллект позволяет нам избежать многих бед, несчастий и катастроф, заставляя нас применять превентивные меры безопасности. Во-вторых, наша двигательная сфера отточена почти до совершенства, поэтому каждое движение, каждая трудовая операция становится точной, энергоэкономной и поэтому – безопасной. Так мы квалифицированно оберегаем себя и окружающих.

Нелишне все же напомнить, что если после утомления отдыха не последует, то переутомление не заставит себя ждать. И тогда, вместо безграничного совершенствования в профессии и в жизни мы рискуем угодить в беду, подвергаем опасности и риску окружающих нас людей.

Отсутствие же профессионализма губит общество и человека в отдельности. Чего греха таить: если бы наша страна располагала высоко профессиональными спасателями-подводниками, обладающими знаниями и умениями, твердо рассчитанными на любую катастрофическую ситуации в подводном флоте, разве бы сложилась чудовищная ситуация, когда на ничтожной стометровой глубине в субмарине «Курск» погибли почти две сотни моряков? Страна, не выдавая секретов и «военных тайн» классным британским спасателям (на это хватило «профессионализма»!), истерически наблюдала в течение многих дней за тем, как задыхаются ребята, гордившиеся, что служат на такой престижной российской подлодке!

Настало время повернуться лицом к проблемам отдельного человека, и таким образом обрести свое человеческое лицо.

Практические рекомендации. В заключение осталось выяснить три по логике вытекающих из сегодняшней лекции вопроса: 1) надо ли в процессе напряженной работы доводить себя до утомления? 2) Надо ли в процессе упорной работы доводить себя до переутомления? И, наконец, 3) как отличить утомление от переутомления, чтобы обезопасить свой труд?

К ответам приступим по порядку. Итак,

1) до утомления доводить себя обязательно надо, ибо без этого защитного свойства мы не достигнем в труде и в жизни никаких успехов, не сможем совершенствовать свои адаптивные способности, не будем изо дня в день оттачивать внутренние силы, направленные, прежде всего, на безопасность жизнедеятельности.

2) До переутомления доводить себя ни в коем случае нельзя, так как это – ни что иное, как тяжкий недуг, болезнь, требующая профессиональной (опять же!) медицинской помощи и уж конечно на долго выводящая нас из трудовой и жизненной колеи. Переутомленный человек представляет угрозу для безопасности окружающих.

3) Если мы в процессе трудовой деятельности вдруг начинаем совершать первые ошибки, ощущаем усталость и общее легкое недомогание, а во время последующего отдыха с аппетитом едим и крепко спим, то это – утомление. После отдыха (лучше – активного) приступайте к работе с новой силой. Если же после полной невозможности работать дальше мы вынуждены прекратить деятельность, но, несмотря на желание отдохнуть, не можем ни есть, ни уснуть, да при этом еще что-то мерещиться и в голову лезут отчаянные мысли, то – это, увы, переутомление! Обратитесь к врачу. И помните, что безопасность нашей жизнедеятельности в наших руках, конечно, если знать ее физиологические основы.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятиям жизнедеятельности и среды обитания.

2.Какие задачи решает человек, действуя в системе «Человек – среда обитания»?

3.Объясните строение биосферы и ее роль в круговороте веществ и энергии.

4.Охарактеризуйте техносферу и техногенный круговорот веществ.

5.Какое воздействие на человека оказывают потоки вещества и энергии из окружающей среды?

6.Классификация опасностей по происхождению.

7.Какую роль человек выполняет в системе безопасности?

8.Какие параметры характеризуют совместимость элементов системы «человек – среда обитания»?

9.Охарактеризуйте принципы гигиенического нормирования качества окружающей среды.

10.Какие приемы, методы существуют для обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания в производственной среде?

11.Какую цель ставит и какие задачи решает дисциплина «БЖД»?

12.Назовите разделы которые изучает дисциплина БЖ.

13.Что является объектом и предметом изучения БЖ как науки?

14.Дайте определение понятию «опасность».

15.Что такое индивидуальный и социальный риск?

16.Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.

17.Дайте определение понятию «безопасность».

18.Охарактеризуйте перспективные научно-технические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

19.Суть функциональных взаимоотношений системы.

20.Определение физиологии труда, основные понятия этой дисциплины.

21.Классификация основных форм трудовой деятельности человека.

22.В чем заключается принципиальная общность между умственным и физическим трудом?

23.Перечислите и дайте определения параметров физиологической оценки труда.

24.Тяжесть и напряженность труда.

25.Статические и динамические усилия.

26.Методы оценки тяжести труда.

27.Что такое эргономика?

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Общие вопросы БЖД. БЖД в условиях производства и природные аспекты БЖД: Курс лекций/ В.И. Дьяков; Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2007. - 88 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/под ред. Проф. Е.А. Арустамова.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006. – 678с.

3. Пилипенко В.Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История Концепция. Документы: Методологическое пособие/ В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков; под ред. Л.Я. Олиференко. – Айрис-пресс, 2009. – 128 с.

4. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 176 с.

5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.

6. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк.,2009. – 448 с.

7. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.

8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – СПб.: Изд. «Лань», 2005. – 448 с.

9. Тверская С.С. Безопасность жизнедеятельности: Словарь – справочник: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 192 с.

10. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

11. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 416 с.

12. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. 2-е изд., перераб. и доп., М. – ЮНИТИ, 2008. – 431 с.

13. Гражданская оборона: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности 03.04 «Допризывная и физическая подготовка» Ю. В. Боровский, Г. Н. Жаворонков, Н. Д. Сердюков, Е. П. Шубин; Под редакцией Е. П. Шубина. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с

14. Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности / Уч. пос., М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

15. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Г.Ф., Авдеев С.Н., Водолажская М.Г. и др. Физиология человека / Под ред..М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2009. – 656 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.092 с.)