Многообразие религиозных организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие религиозных организаций.



Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь — это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное, постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Харизматический культ можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

Религиозная секта - это самостоятельный тип религиозной организации, группа или объединение лиц, открыто или тайно противопоставляющих себя какой-либо конфессии или социуму, претендующих на исключительность и истинность в религиозных и (или) светских вопросах, часто извращающих постулаты, принятые официально признанными религиозными организациями, и предъявляющих жёсткие требования к адептам, которые включают в себя самоограничение и аскетизм. Руководство в сектах осуществляется харизматическими лидерами или группой посвящённых, осуществляющих частичный или тотальный контроль над личностью, стремящихся довести личность до физического и психического истощения. Религиозный культ, обряды в сектах очень спонтанны и эмоциональны, могут быть как мало, так и сложно формализованы. Анонимное членство не допускается.

Интересны и во многом верны понятия - «секта» и «сектантство», а также классификация сект, предложенные А.И. Хвылей-Олинтером, который в своих работах стремится рассматривать не только религиозную форму сектантства:

1. Секта определена им как организация и группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, не совпадающих с интересами общества (необходимо отметить – демократического общества, в котором не подавляется личность, а динамично творчески развивается).

2. Сектантство является социальным течением в форме культов и сект, оппозиционное созидательным традициям и нормам, социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.

Во многом справедлива следующая предложенная им классификация сект:

1. секты восточной ориентации (следует развить эту мысль – религиозные и псевдорелигиозные: индуистские, псевдоиндуистские, буддийские, псевдобуддийские);

2. секты западной ориентации (псевдохристианские);

3. секты экологической ориентации;

4. секты коммерческие или псевдонаучные;

5. сатанинские или примыкающие к ним (то есть религиозные секты антисоциальных религий).

Можно обобщить 3 и 4 типы, и сделать вывод, что существуют – светские (коммерческие, научные и псевдонаучные) секты.

Рассматривая существенные признаки, характеризующие секты, отличающие их от иных типов религиозных и светских организаций, необходимо выделить только те признаки, которые не могут быть применимы к конструктивным организациям.

Признаками сект, отличающими их от иных организаций, являются следующие:

1. официальные учения многих сект являются искажённой интерпретацией уже известных религиозных и светских учений;

2. в большинстве случаев сектанты в крайних формах выражают свою озабоченность поиском смысла жизни в единении со всей Вселенной;

3. во многих сектах пропагандируется апокалипсический взгляд на мир, этим оправдывается необходимость отказа от имущества (как, например, в секте «Богородичный центр», самоназвание – «Церковь Божьей Матери Преображающейся»);

4. деятельность сект носит, как правило, латентный характер, в каждой секте существует тайное учение, известное руководителям и так называемым «посвящённым»;

5. в сектах развит внутригрупповой фаворитизм как механизм межгрупповой формы социальной перцепции; существуют чётко определённые степени посвящения;

6. секты нетерпимо относятся к иным идеологиям и людям, имеющим иные взгляды, при этом скрывая свои истинные цели от потенциальных или новообращённых адептов, используя обманные методы вербовки для привлечения новых членов;

7. в большинстве сект адептов обязывают пропагандировать официальное учение секты, ибо для увеличения числа адептов нужна проповедь (у сектантов она носит назойливый характер);

8. руководители сект осуществляют контроль за адептами (контролируют их поведение, мысли и эмоции); руководители сект манипулируют сознанием адептов, применяя методы контроля и деформации сознания, эксплуатируя их, и при этом причиняя им физический, психологический и материальный вред;

9. психическое состояние сектантов сходно с неврозом навязчивых состояний (следует ещё раз отметить, что З. Фрейд ошибочно уравнивал любую религию и навязчивый невроз);

10. при противодействии деятельности сект происходит экстремизация их учений, повышается агрессивность.

Феномен сектантства проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности в социуме; секта – это не только специфическая религиозная форма организации, но и любая псевдорелигиозная и светская организация, характеризующаяся рядом определённых признаков, основными из которых являются следующие:

1. двойственность учения (в сектах существует учение официально пропагандируемое, предназначенное для представления обществу, потенциальным и рядовым адептам и учение тайное – тайная доктрина, известная только лидеру, руководству секты и так называемым «посвящённым»);

2. в секте существует строгая иерархия (как минимум три степени посвящения: руководство секты (лидер, узкий круг избранных); рядовые адепты (в том числе, «вербовщики»); неофиты и потенциальные адепты);

3. руководством сект в отношении рядовых адептов, неофитов применяются методы агрессивного манипулирования личностью и подавления личности (контроля и деформации сознания).

4. секты причиняют физический, моральный и материальный вред как не членам секты и всему, что не связано с сектой, так и самим адептам.

Основные признаки сект

Следует особо отметить, что большинство современных исследователей сектантства справедливо считают, что основным отличительным признаком сект (в их понимании – только религиозных сект) является – манипулирование сознанием адептов.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия секта:

- религиозные, псевдорелигиозные, светские объединения и группы лиц, следующих учению (официальному, открыто пропагандируемому, и тайному, известному только руководителям секты и посвящённым), основанному на особом негативно-деструктивном типе светской или религиозной идеи, открыто или тайно противопоставляющих себя отдельным социальным группам, обществу, государству и мировому социуму в целом;

- религиозные, псевдорелигиозные, светские объединения и группы лиц, создающих в своей среде особую систему ценностей, подавляя при этом одних членов и наделяя особыми правами других, используя духовные и материальные результаты деятельности личности в узкогрупповых интересах, осуществляя контроль за всеми сферами жизни адептов (тотальный – полный и жёсткий в тоталитарных сектах; или локальный - выборочно-приоритетный в сектах со слабой организационной структурой), применяя любые (в том числе преступные) средства и методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания) для привлечения неофитов и удержания адептов в секте.

Тоталитарные секты - это секты, характерными чертами которых являются:

1. обожествление личности лидера (лидеров) секты;

2. тотальный контроль над адептами, принуждение к полному отречению от мира (в том числе к разрыву отношений с семьёй, близкими, друзьями);

3. часто отказ от медицинской (даже в случае угрозы для жизни) и иной помощи общественных и государственных институтов;

4. пропаганда идеи уничтожения мира и смерти как средства спасения;

5. применение техник контроля сознания для создания у адептов культового менталитета.

Новым в современных тоталитарных сектах, как справедливо отмечают некоторые исследователи, является

1. более сложная иерархическая система (организационная структура);

2. усовершенствованные методы пропаганды (с использованием средств массовой культуры и информации) и контролирования сознания адептов;

3. активное сотрудничество сект с организованными преступными группировками, специальными службами, представителями международного бизнеса в своих интересах;

4. повышенная степень конспирации деятельности в целях осуществления тайной доктрины.

В отличие от тоталитарных, в псевдодемократических сектах сохраняется внешняя свобода выбора и действий адептов, не существует жёстких запретов и ограничений, подчёркивается равенство членов секты, поддерживается тесное общение, единение руководства с рядовыми членами секты, которым разрешается сохранять основные социальные связи, в официальном учении главное место занимают идеи спасения мира от гибели через личное самосовершенствование.

Локальные секты экстерриториальны, отличаются небольшим количеством адептов – десятки, сотни последователей.

Универсальные секты отличаются тем, что, действуют по всему миру, имеют широкую сеть, количество адептов – тысячи, десятки и сотни тысяч.

В зависимости от территории появления секты можно также классифицировать как восточные и западные. Восточные секты – буддийские, исламские и т.д. Западные секты – большинство христианских сект, многие сатанинские секты и другие.

Еретические секты – это секты, учения которых являются извращёнными модификациями уже известных религиозных и секулярных идеологий.

Эксклюзивные секты развивают собственные антисоциальные идеи, не исключающие заимствований из иных учений.

Синкретические секты – это секты, в которых исповедуют учения, совмещающие разнородные, противоречивые, несовместимые воззрения (термин «секты синкретические» использовал в своих работах ещё в начале XX века профессор церковной истории Петербургского университета Б. Мелиоранский).

I. Религиозные секты.

Как уже отмечалось самым известным и распространённым из видов сектантства является - религиозное сектантство, а самыми распространёнными и известными из видов сект являются религиозные секты. Именно этим и объясняется тот факт, что, исследование сектантства начато с данной разновидности этого феномена. Чтобы понять сущность религиозного сектантства целесообразно провести следующую классификацию религиозных сект, ибо они не однородны, и не верно исследовать их как антипод одной конфессии или религиозного учения. Рассматривая религиозные секты, возникшие как противопоставление религиозным группам и объединениям социальных религий можно разделить их на следующие виды:

1. Христианские, исламские, буддийские, индуистские, секты и т.д. (учение основано на расхождении с учением традиционных, мировых религий, признанных религиозных организаций, культ менее формализован и менее сложен, организационно-иерархическая система менее бюрократична, пропагандируется единство выборного клира и мирян). Секты данного вида - это в основном отделившиеся от религиозных организаций традиционных, мировых религий группы и объединения.

2. Псевдохристианские, псевдоисламские, псевдоиндуистские секты и т.д. (учение основано на синкретических заимствованиях из учений и культа традиционных, мировых религий, но, по сути, развивается своё учение).

Рассматривая религиозные секты, являющиеся организационной формой антисоциальных (асоциальных) религий, можно выделить:

- сатанинские секты (учение основано на вере в сверхъестественную силу зла или объекты со злом отождествляемые; деструктивный культ часто основан на кровавой жертве, в том числе человеческой, составной частью обрядов часто являются извращённые сексуальные игры);

- языческие секты (учение основано на вере во множество богов, выполняющих определённые функции; деструктивный культ часто основан на кровавых жертвоприношениях, в том числе человеческих);

- неоязыческие секты (модернизированные языческие секты, учение основано на вере в единство человека и природы, человека и Космоса и т.д.; деструктивный культ формально менее агрессивен, жертвоприношения часто заменяются аскезой, истощающей адептов духовно и физически, практикуются групповые извращённые сексуальные игры).

II. Псевдорелигиозные секты.

Псевдорелигиозное сектантство обладает рядом отличительных признаков: вера в нечто сверхъестественное, силы которого можно использовать в своих целях, в культе применяются атрибуты религиозного культа в менее формализованном виде, высокая степень секуляризации учения. Некоторые исследователи справедливо считают, что «к … искусственным псевдорелигиям относятся все течения так называемого «Нового века», созданные воображением… Е. Блаватской, А. Безант и Е. Рерих, а также многочисленные саентологи, спиритуалисты и т.д.». Организационная форма псевдорелигиозного сектантства - псевдорелигиозные секты, их можно разделить на следующие виды:

1. теософские секты (учение синкретично и основано на вере в возможность познания скрытой от непосвящённых таинственной реальности с помощью мистического опыта);

2. спиритические секты (учение основано на вере в возможность проникновения душ умерших, продолживших своё существование в потустороннем мире, в мир живых людей в качестве фантомов и приведений, а также в возможность контакта с ними с помощью медиумов);

3. масонские секты (учение основано на вере в возможность достижения всем человечеством «царства истины», земного Рая, независимо от расовой, национальной, религиозной, культурной принадлежности - путём нравственного, физического, умственного развития каждого человека и уничтожения традиционных, мировых религий и национальных государств, их замены на религию «гуманитаризма», а религиозной морали на мораль «солидаризма»; деятельность масонских сект отличается высокой степенью конспиративности).

III. Светские (секулярные) секты.

Секулярное (светское) сектантство происходит из иных, нежели религия сфер духовной жизни общества и в то же время можно выделить как особый вид религии - секулярную религию, которую по форме можно отнести к элементарной, примитивной религии, объектом поклонения и обожествления в которой выступают реальные лица - вожди национальных или классовых движений. Светское сектантство активно участвует в социальной жизни и часто является одной из реальных сил в различных движениях, пытаясь направить их в выгодное для себя русло. Светское сектантство отличается от религиозного и псевдорелигиозного тем, что отказывается от обожествления кого-либо, кроме самого человека, а также не использует в своём учении заимствованные из различных религиозных и псевдорелигиозных учений идеи. Светское сектантство ставит перед собой цель занять такое место в социуме, которое позволило бы сектантам получать максимальную материальную выгоду независимо от социально-политической и экономической обстановки. Стремление адептов светских сект к самосохранению и материальному благополучию может быть направлено как на достижение этих целей на Земле, так и в других «космических» цивилизациях, когда речь идёт, например, о научных, псевдонаучных (оккультных) сектах.

Первым исследователем, рассмотревшим секулярный аспект сектантства, видимо, был Ф. Энгельс, который, как и другие исследователи, считал секту – одной из первых организационных структур любой религии, в частности, христианства. В своих работах Ф. Энгельс справедливо сделал вывод о сходстве черт религиозного и светского сектантства, к которым относил следующие:

1. основную роль играют так называемые «пророки»;

2. мышление масс в сектах сумбурно, противоречиво и бессвязно с точки зрения здравого смысла;

3. сектанты преследуют свои узкогрупповые интересы, даже призывая к всеобщему объединению (при этом пропагандируется «единство там, где никакого единства не могло быть»);

4. секты противостоят окружающему миру, вступая в открытую или тайную конфронтацию;

5. различные секты с таким же ожесточением, как и с внешним врагом (не сектантским социумом) соперничают друг с другом.

К светским (секулярным) сектам следует относить:

1. политические секты (учение основано на идеях исключительности значения политики и людей, ею занимающихся, в развитии мировой цивилизации);

2. псевдополитические секты (учение основано на противопоставлении политике и развитии идеи создания тайной политической доктрины, скрытой от непосвящённых, то есть от большинства членов общества);

3. эстетические секты (учение основано на идеях исключительности значения искусства как одной из форм идеологии и людей, искусством занимающихся, в развитии общества);

4. псевдоэстетические секты (учение основано на идеях, утверждающих единственной ценностью искусства - "красоту", абстрагированную от социального и нравственного содержания);

5. коммерческие секты (официальное учение провозглашает главной задачей – рекламу и продажу товаров и услуг, однако учение может содержать элементы различных религиозных, псевдорелигиозных или светских идеологий; существует тайная доктрина, которая содержит догматы об избранности членов коммерческих сект и утверждает необходимость завоевания власти во всём мире их представителями);

6. научные секты (учение основано на идеях исключительности значения науки и людей, ею занимающихся, в освоении и познании объективного мира);

7. псевдонаучные секты (учение основывается на противопоставлении науке других форм познания окружающего мира, идеях восприятия особых чувств и развитии способностей, позволяющих исследовать недоступные пяти обычным человеческим чувствам стороны существования);

к псевдонаучным сектам относятся:

- магические секты (учение основано на вере в возможность воздействия на предметы и явления объективного мира, в том числе на людей и животных, особыми - противоположными обычной практической деятельности способами);

- оккультные секты, имеющие следующую классификацию:

секты теоретических наук - теогонические, теургические (в основе учение об абсолютных принципах - священная математика); космогонические - астрологические секты (в основе учение об осуществлении вечных принципов в пространстве и времени - инволюция духа в материю); психологические - психургические секты (в основе учение о человеке, об эволюции души в цепи существований); физические - медицинские, алхимические секты (пропагандирующие учения о связи земной природы и человека).

Социальная роль сектантства в обществе. История эволюции сектантства – это, по сути, история социально опасной деятельности сект. Именно противостояние с окружающим миром, выражающееся в тайном или явном неприятии общества и государства, не разделяющих воззрения сектантов, антигуманное отношение руководителей сект к рядовым адептам, применение к ним методик агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания) при вербовке в секту и для удержания в ней, отличают секты от иных экстремистских, криминальных организаций.

Недостаток исторических документов не позволяет провести исследование феномена сектантства раньше десятого века до нашей эры. Следует ещё раз особо отметить, что ошибочно мнение о возникновении сектантства в противовес христианству. Сектантство - явление всеобъемлющее, не ограниченное временными рамками, особенностями какой-либо религиозной или светской идеи, территорией какого-либо государства и формой общественного строя.

К первым известным проявлениям сектантства можно отнести - языческие секты. Не все языческие религиозные организации были сектами, большая часть из них были религиозными группами, выполняющими в обществе интегрирующую функцию на уровне семьи, рода, общины, княжества. В дохристианский период языческие секты характеризовались стремлением создать крайние формы язычества - с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения. После I в.н.э. языческие секты разделись на два вида: первый вид - это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жесткое учение, эти секты можно назвать тоталитарными; второй вид - это секты, которые являлись языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальных функций.

Рассматривая развитие сектантства в мировом социуме, можно выделить - пять периодов:

1. до I века нашей эры существовали языческие, сатанинские, секты древних религий;

2. с I века нашей эры по VI век появились христианские еретические секты;

3. с VII века по XV век появились исламские секты;

4. с XVI века по XVIII век появились секты, возникшие после Реформации;

5. с XIX века по начало XXI века появилось большое количество секулярных сект; активно стало развиваться синкретическое и тоталитарное сектантство.

Необходимо отметить, что все без исключения секты выполняют в социуме определённые функции, такие как:

1. Мировоззренческо-идеологическая - снабжает человека набором идей, взглядов, которые подменяют научное мировоззрение. Сектанты дают человеку то, что он хочет получить, при этом незаметно для потенциального адепта навязывая ему свои взгляды и идеи, скрывая от человека истинные идеи и цели секты.

2. Познавательно-развлекательная - в основе новое знание (учение), которое может заинтересовать человека, ищущего различные способы личного самосовершенствования и преобразования окружающего мира.

3. Дезинтегрирующая – деятельность сект способствует делению общества на отдельные группы, провоцирует противостояние между группами и социумом.

4. Субкультурологическая – в сектах опираются на интересы узкого круга (группы) людей и создают для них специфические культурные ценности.

5. Ценностно-ориентирующая – в сектах задаются определённые ценностные установки, формируется соответствующая система ценностей, определяются антисоциальные цели. Специальные нормы (обязательные для исполнения адептами) являются важнейшим регулятором общественных отношений и проявляются во взаимодействии и взаимопонимании людей.

Любая секта выполняет в социуме несколько вышеуказанных функций, при этом одну из функций для каждой отдельно исследуемой секты можно выделить как приоритетную.

I. Мировоззренческо-идеологическая функция является приоритетной для секты – Теософов.

В 1875 году в Нью-Йорке Е.П. Блаватской была основана синкретическая псевдонаучная псевдорелигиозная секта, получившая название - Теософское общество. Идейную основу секты составило мистическое учение, обосновывавшее возможность постижения посвящёнными таинственной реальности, божественных тайн с помощью мистического опыта. Теософское учение вобрало в себя «всю теорию и практику оккультных, мистических ритуалов, иудейской каббалы, восточных культов и тайных учений – от «астрального путешествия» до дзен-буддизма, включая астрологию, реинкарнацию, карму, гуру, свами, трансцендентальную медитацию, мистическое вегетарианство».

Русский философ Н.А. Бердяев справедливо отмечал, что в духовной настроенности теософов «есть ложная возвышенность и ходульность», Блаватская в своей «чудовищной по стилю книге «Тайная доктрина» вульгаризирует древние индусские учения в духе современного натурализма». В целях популяризации теософии и привлечения неофитов Е.П. Блаватская практиковала "чудесные деяния", изобличённые впоследствии как ловкие фокусы.

II. Познавательно-развлекательная функция является приоритетной для секты – Саентологов.

В 1950 году Рон Хаббард издал книгу "Дианетика: современная наука душевного здоровья". В 1954 году им была создана секта, которую он назвал - Церковь Саентологии. Религия сектантов основана на вере в некое Высшее Существо и представляет собой смешение идей буддизма, христианства, ислама, брахманизма и каббалы. Рон Хаббард, восприняв идеи Алистера Кроули (одного из самых известных пропагандистов сатанизма в XX веке), предложил "гуманные" методы духовного и физического уничтожения личности путём дианетической терапии, которая заключается в том, что некий "одитор" выслушивает откровения пациента, используя специальный прибор "Е-метр" и рекомендует ему, в сущности, опасные для здоровья процедуры, приводящие часто к травмированию психики и летальному исходу.

Следует отметить, что, как и во многих других сектах, адептам-саентологам запрещено использовать многие медикаменты даже в случае угрозы жизни. Все члены секты обязаны проходить обучение, обучаться и обучать "великой науке", изобретённой Хаббардом. Стоимость обучения столь высока, что многие адепты оказываются в долгах и вынуждены распродавать своё имущество. В странах западной Европы секту обвиняют в практике "промывания мозгов", а также в насильственных методах принуждения к членству в секте. Всех не сектантов саентологи не считают людьми, Хаббард открыто заявлял: «… человек, который не разделяет веры в Верховное Существо, не является человеком в полном смысле этого слова». В секте сохраняется строгая иерархия членов. Высшая степень посвящения – «члены Морской организации – братского религиозного ордена, насчитывающего более чем 5000 членов во многих странах мира». Секта осуществляет активный сбор средств, пытается прикрыть свою антисоциальную деятельность работой организаций, использующих псевдонаучные методики для лечения наркоманов (организация «Нарконон») и реабилитации заключённых (организация «Криминон»).

Практически во всех странах, где существуют подразделения секты, государственные органы занимаются расследованием её преступной деятельности. В Австралии специальная комиссия штата Виктория сделала категоричный вывод о том, что применяемые в секте техники и приёмы представляют серьёзную «опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения».

III. Дезинтегрирующая функция является приоритетной для такой секты, как – Фа-лун-гун.

В 1992 году в Китае (КНР) Ли Хун Чжи была создана секта - Фа-лун-гун или Фалунь Дафа. Учение секты представляет собой попытку соединения идей буддизма и даосизма, а также традиционные для Китая философские учения. Адепты применяют особую дыхательную гимнастику. В 1999 году зафиксированы свыше 500 случаев душевного помешательства, самоубийств, необъяснимых преступлений на бытовой почве с участием адептов секты. Всего после воздействия на психику погибло около 1500 адептов. 22 июля 1999 года секта была запрещена, Госсовет КНР потребовал от чиновников (в том числе высокопоставленных партийных функционеров) покинуть ряды секты, представляющей "угрозу общественной безопасности".

На XII-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей было принято постановление по предупреждению и борьбе с религиозными сектами, угрожающими имуществу и жизни граждан, наносящими ущерб экономическому развитию страны. Секте предъявлены обвинения в попытке совершить государственный переворот, "использовании суеверий для обмана людей, совершении развратных действий в отношении женщин и вымогательстве ценностей". Глава секты проживает в США, которые отказываются выдать его китайской стороне. В 1999 году Китай обратился в Интерпол за содействием в его задержании. К 2000 году по официальным данным в секте насчитывалось около 2 миллионов членов, по непроверенным данным в мире насчитывается около 10 миллионов адептов Фа-лун-гун.

IV. Субкультурологическая функция является приоритетной для сект, пропагандирующих Тантризм.

В VII в.н.э. как духовный вызов буддизму и индуизму сформировалось учение - Тантризм, корни которого в доарийских культах жителей Индии. Наибольшего развития тантризм получил в восточной Индии и между 700 и 1200 г.г. укоренился в пограничных районах с Афганистаном и Кашмиром. В XII - XVII в.в. учение через адептов секты стало проникать в другие страны, а в XVIII-XX в.в. распространилось по всему миру. Тантризм, в сущности, является прототипом йоги и других магических действий, тесно связан с оккультизмом, включая дьяволизм и чёрную магию. Из принятого в тантризме культа современными сатанистами используются - сексуальные извращённые игрища, магические слова и буквы, магические диаграммы, некрофилические ритуалы и церемониальные проклятия. Основным элементом психологии тантристов является - страх. В секте поклоняются богине зла Кали и богу Шиве, якобы открывшему для неё особые тексты - тантры, рассматриваемые сектантами как источник истинного знания (в отличие от Вед), скрытого от непосвящённых. С VII в.н.э. тантры постоянно обновляются, но наиболее почитаемые были написаны между XII и XVII в.в. Тантризм справедливо называют паниндийским феноменом, учение которого оказало влияние на все универсальные секты.

V. Ценностно-ориентирующая функция является приоритетной для секты – Народный Храм.

Одним из ярких примеров следования тайной доктрине, манипулирования общественным мнением, политическими деятелями и СМИ является псевдохристианская секта - Народный храм. Основал секту в 1957 году в Индианаполисе (США) Джим Джонс, практиковавший ритуалы «массовых исцелений» на собраниях секты, которые были ловким мошенничеством (исцеленными оказывались нанимаемые сектантами здоровые люди). К началу семидесятых секта приобрела множество последователей, на деньги которых лидер секты устраивал бесплатные обеды, открывал приюты для бездомных. Политики и журналисты хвалили Джонса за активное участие его «церкви» в христианско-просветительской деятельности и в программах социальной помощи. В 1976 году во время предвыборной президентской кампании видные политические деятели США общались с главой секты в целях улучшения своего рейтинга, а жена кандидата от демократической партии Розалин Картер встречалась с Джонсом на неофициальном обеде. Всё это происходило, несмотря на то, что уже в 1975 году бывшие адепты секты – супружеская пара Миртл, которые были членами «Народного храма» вместе со своими детьми с 1969 года, дали показания под присягой, утверждая, что глава секты призывает своих последователей к массовому самоубийству и осуществляет тотальный контроль над адептами. В 1977 году после разоблачительного материала в журнале «Нью Уэст», глава секты объявил о необходимости переселения в Гайану.

За сотни километров от столицы Гайаны было основано поселение «Джонстаун», порядки в котором напоминали концентрационный лагерь со множеством охранников-надсмотрщиков и заключённых, чей рабочий день начинался в семь утра и заканчивался после двенадцати ночи. Адептов секты наказывали за малейшее непослушание, в избиении и изнасиловании детей участвовал и сам основатель секты. В поселении постоянно проводились репетиции массового самоубийства (так называемые – «Белые ночи»).

Информация о зверствах секты, обосновавшейся в Гайане, встревожили общественное мнение США и член Конгресса от округа Сан-Матео, демократ Лео Райан предпринял инспекторскую поездку в «Джонстаун», где был убит охраной главы секты вместе с другими членами комиссии, в число которой входил представитель правительства Гайаны, которое поддерживало морально и материально деятельность секты. После совершения этого преступления Джим Джонс приказал адептам секты совершить акт массового самоубийства. Всего в «Джонстауне» погибло 914 человек, из них 276 детей. Основатель и руководитель секты и его жена тоже покончили с собой (застрелились).

Общество США довольно быстро забыло об этой трагедии и до сих пор сатанизм признан там официальной религией, а государственная политика в отношении сект весьма лояльна. Однако, угроза, исходящая от сект, уже давно всерьёз воспринимается в странах Западной Европы, там созданы серьёзные общественные и государственные организации, занимающиеся противодействием социально опасной деятельности сект, реабилитацией пострадавших от сект, в том числе и бывших адептов.

Сектантство как социальное явление никогда не прерывало своего существования, более того, - учения большинства древних сект, были восприняты следующими поколениями сектантов, и в несколько иной форме их идеи находят продолжение и в современном сектантстве.

Историю развития сектантства в период до XX века можно проследить в основном только на примере универсальных сект, так как сведения о локальных сектах практически не сохранились. Историю развития современного сектантства (период с начала XX века по начало XXI века) тоже следует рассматривать на примере универсальных сект, но не потому, что сведений о локальных сектах не достаточно, а по причине большого количества универсальных и локальных сект, количество которых исчисляется тысячами. Особый интерес представляют псевдонаучные секты, деятельность которых направлена на физическое уничтожение, как всего несектантского мира, так и самих адептов.

Сектантство всегда было духовной болезнью человеческого общества, но в XX веке и в начале XXI века сектантство превратилось в эпидемию. По данным некоторых исследователей в мире насчитывается около 22 000 различных только протестантских движений, организаций и сект.

В XX веке были созданы наряду с многочисленными локальными сектами и наиболее опасные универсальные секты такие как: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Церковь Объединения» (Муна), «Международное общество сознания Кришны» и многие другие.

Особо следует отметить, что в XX веке активно, и открыто (в сравнении с другими периодами развития сектантства) стали действовать многие сатанинские секты. Развитие современного сатанизма характеризуется наивысшей степенью синкретичности учения новых сект и стремлением локальных сект к объединению и созданию универсальных сект.

Развитие сектантства в разных общественных системах имеет свою специфику, которой не лишён, в частности, процесс эволюции сектантства в России.

Тоталитарная секта – это возглавляемая харизматическим лидером или группой лидеров организация, применяющая осуждаемые в обществе методы по вовлечению, контролю и удержанию своих членов внутри манипулирующей среды, что наносит ущерб отдельным личностям и всему обществу в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.066 с.)