Психологический аспект чрезвычайных ситуаций социального характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический аспект чрезвычайных ситуаций социального характера



Концептуальная модель безопасности личности

Одним из важнейших аспектов социальной безопасности является обеспечение защиты человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), а также других форм негативного воздействия на человека: информационно-психологического (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологического (гипноз, психотропные и психотронные средства).

В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности, предложенная В. И. Ярочкиным (рис.)
Она помогает разобраться в совокупности опасностей, которые противостоят личности в системе «человек – социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданию неблагоприятных факторов для своего и без того непростого существования. Эти факторы носят, прежде всего психологический характер и проявляются в поведении человека. Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несообразностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и пр. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и пр. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники и т. д.

 

Рисунок Развернутая концептуальная модель безопасности личности

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин:

• из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;

• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;

• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).

Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.

Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается, прежде всего, в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Понятие личности, классификация типов личности.

Личность – конкретный человек, представитель определенного общества, группы (коллектива), осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся определенным видом деятельности и обладающий индивидуальными особенностями, присущей ему системой психологических свойств и качеств.

По отношению к окружающей среде можно выделить два типа личности:

 Потребительский тип личности, деятельности которого присуще бесконтрольное и нерациональное потребление ресурсов, безразличие к сокращению видового многообразия животного мира, безответственное отношение к окружающей среде («Здесь и сейчас», «После меня – хоть трава не расти»).

 Безопасный тип личности (с точки отношения к окружающей среде), деятельности которого присущи рационализм потребления ресурсов, ответственность, сохранение видового многообразия, забота об окружающей среде. «Не навреди!»

Личность безопасного типа (поведения) – это идеализированное понятие. Личность, которая ориентированна на рациональные отношения с окружающей средой (со всеми ее компонентами), сохранение природной составляющей окружающей среды, со знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, жизнедеятельность которого безопасны как для себя, так и для других. Личность безопасного типа – это не только набор поведенческих клише, это мировоззрение будущего, это своеобразная идеология гармоничного сосуществования человека и природы, по большому счету это первый шаг в сторону «некатастрофического» развития всего человечества. Содержание понятия личности безопасного типа может изменяться в зависимости от контекста, в котором это понятие используется.

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и са­мооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой–то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведе­нии человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиоло­гическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выс­тупает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и био­логического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напря­жения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным дейст­виям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизнен­ных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно–коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осо­знанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранитель­ными органами и др.

Классификация типов личности с позиции деятельности, поведения в экстремальных условиях и отношения, к себе и другим представлена в таблице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.008 с.)