Обеспечение палатами ФС РФ контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение палатами ФС РФ контроля.



· деятельности Правительства РФ

· исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

· государственных органов, не являющихся органами государственной власти

· органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

 

Принципы: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности, гласности.

 

Предмет парламентского расследования:

· факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина

· обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера

· обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

· факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.

 

Не может быть предметом парламентского расследования:

· деятельность Президента Российской Федерации

· деятельность суда по осуществлению правосудия

· деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством

· установление виновности конкретных лиц в совершении преступления

· когда обстоятельства изучаются и расследуются федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования (далее - комиссия), без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

 

 

Срок парламентского расследования – не более 1 года (должно быть завершено до окончания срока полномочий ГД)

 

Инициатива возбуждения парламентского расследования:

· Группа членов СФ или депутатов ГД численностью не менее 1/5 от общего числа членов СФ или депутатов ГД (!обеих палат) направляет Председателю СФ или Председателю ГД письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения

Профильный комитет СФ или ГД направляет Председателю СФ или Председателю ГД письменное обращение о возбуждении парламентского расследования

Порядок принятия решения о возбуждении парламентского расследования (ст.8 ФЗ).

 

1. Вопрос о поддержке инициативы рассматривается на заседании соответствующей палаты ФС РФ, а о поддержке предложения о создании комиссии - на заседании ГД не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

 

Парламентская комиссия для проведения расследованияобщая для палат и создается из депутатов ГД и членов СФ на паритетных началах. В состав комиссии от ГД должно входить равное число представителей всех депутатских объединений в ГД (если какая-либо депутатская группа отказывает посылать своих депутатов, тогда их места распределяются между пославшими группами). У комиссии есть свой регламент.

 

2. Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе комиссии, о возбуждении парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями палат Федерального Собрания Российской Федерации и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы (!!!) соответственно (!!! Т.е. нужно согласие большинства обеих палат, что не всегда удается!!!)

 

3. Парламентское расследование НЕ проводится, если одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации не приняла решение о возбуждении парламентского расследования (!!!), инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой Федерального Собрания Российской Федерации, а также, если Совет Федерации не принял решение о возбуждении парламентского расследования в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.

Заседания комиссии правомочны, если на них присутствуют 2/3 ее членов. Они также, как правило, открытые (исключение, связь с государственной тайной). Решения на заседаниях принимаются открытым голосованием, необходимо ½ голосов. Итоговый доклад комиссии рассматривается и утверждается обеими палатами (для получения юридической силы) в течение 1 месяца. Решение по итоговому докладу считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 членов комиссии. А итоговый доклад утвержденным – если ½ членов палаты ФС проголосовала «за».

 

Иные формы контроля:

 

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельност и, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

8) направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов (далее - депутатский запрос);

9) заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках "правительственного часа", а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

17) проведение парламентских слушаний; (они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.)

 

78 | Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

Совокупность стадий осуществления права законодательной инициативы, внесение законопроекта на рассмотрение парламента, рассмотрение и принятие закона в парламенте, подписание и обнародование закона компетентным органом

 

Стадии:

1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодатель­ной инициативы) в Государственную Думу (законопроекты, связанные с расходами федерального - только при наличии заключения Правительства РФ)

Право законодательной инициативы — это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта закона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение (закон может быть отклонен, но он обязательно будет рассмотрен)

· Президент РФ,

· Совет Федерации, члены СФ,

· депутаты Государственной Думы,

· Правительство РФ,

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ,

· КС, ВС РФ - по вопросам, отнесенным к их ведению

+ могло бы быть у Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека, граждан (народная инициатива).

 

ВАЖНО: Правительство РФ дает заключения на финансово-экономические законопроекты (субъекту законодательной инициативы и ГД в течение 1 месяца с поступления законопроекта в Правительство). Правительство может направлять поправки к проектам в ГД и отзывы проектов в СФ.

Законопроекты направляются на имя Председателя ГД и регистрируются Управлением документационного и информационного обеспечения Аппарата ГД. Ему присваивается регистрационный номер. В регистрационной системе создается регистрационная карта проекта.

2. Предварительное рассмотрение з аконопроекта в комитетах и ко­миссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

 

Чтение - специальный термин, обозначающий одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, его палате, охватывающий совокупность действий соответствующих участников законодательной процедуры на данной стадии.

 

ü Первое чтение законопроекта в Государственной Думе ( обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости; либо принимается, либо отклоняется)

+ Альтернативные проекты – посредством рейтингового голосования (если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов - принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов; если ни один не набрал - на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов)

Принят, если за него проголосовало более ½ от общего числа депутатов. Результат – постановление ГД.

Если принят – ГД устанавливает срок представления поправок к законопроекту (не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ — менее 30 дней).

+ В случае принятия законопроекта в первом чтении - председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата ГД

 

ü Второе чтение законопроекта в Государственной Думе ( поправки, экспертиза, изменения в названии, проект направляется в Совет ГД, где принимается решение о включении в календарь рассмотрения и назначается докладчик от комитета)

ВАЖНО: в случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении – он отклоняется окончательно.

ü Третье чтение законопроекта в Государственной Думе – 4. Принятие закона ГД ( принятие в качестве закона, не допускается внесение поправок, непринятый законопроект считается автоматически отклоненным )

Одобренные (большинством депутатов от их общего числа) проекты законов ГД с необходимыми материалами в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть данный закон в течение че­тырнадцати дней. Если закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и передается Президенту для подписания (согласно ст. 106 обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира)

СФ может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. Если разногласия между палатами:

 

ü создание согласительной комиссий из пред­ставителей обеих палат (вырабатывает приемлемый для обеих палат вариант текста)

ü ГД вновь принимает закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов à закон считается принятым и направляется на подпись Президен­ту РФ

 

ВАЖНО: если СФ не успел в срок досмотреть закон, тогда закон считается не одобренным, а рассмотрение продолжается на следующем заседании СФ.

 

6. Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обна­родовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими за­мечаниями, то есть отклонить, наложить вето; оно может быть преодолено путем повторного голосования по закону в его первоначаль­ной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Прези­дент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон, но для преодоления разногласий может быть образована согласитель­ная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.

7. Вступление закона в силу ( подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания).

 

Подписание акта: Президент должен поставить свою подпись под текстом – напротив своих инициалов и фамилии.

Официальное опубликование: официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС является первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства РФ, а также первое размещение на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

 

Обнародование: ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, либо доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

 

ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после подписания Президентом;

акты Парламента – в течение 10 дней после дня их принятия;

международные договоры РФ, ратифицированные ФС – публикуются одновременно с ФЗ об их ратификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.047 с.)