Характеристика стандартов ИСО серии 9000 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика стандартов ИСО серии 9000



Международные стандарты на систему качества ISO серии 9000 разрабатываются, выпускаются и постоянно обновляются в рамках Технического комитета 176 – «Управление качеством и обеспечение качества». Стандарты ISO серии 9000 впервые были разработаны и опубликованы в 1987 году (пять стандартов). Постоянное развитие СМК сопровождается постоянным пересмотром этих стандартов. Вторая версия с незначительными доработками была утверждена ИСО в 1994 году, а третья версия, в которой радикально изменены требования к СМК, была опубликована в конце 2000 года. Стандарты ISO 9000 версии 2000 года отражали фундаментальные изменения подходов к менеджменту качества: повышена роль высшего руководства и значения требований клиента, усилены требования к внедрению процессного подхода к управлению, представлена иная структура модели системы качества (всего четыре основных блока), что обеспечивает более тесную взаимосвязь с производством. Переходный период внедрения этой версии стандартов составлял три года, т.е. до 16 декабря 2003 года. В течение этого времени организации, применявшие отмененные стандарты, должны были внести изменения в основные документы СМК. Кроме того, до 16 декабря 2003 года продолжали действовать сертификаты на СМК по предыдущей версии стандартов.

Стандарты версии 2008 года характеризуются незначительными терминологическими изменениями.

С сентября 2015года введены в действие Приказом № 1391-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии стандарты ISO 9000 и ISO 9001 версии 2015года. Основные особенности этих стандартов будут изложены после третьего раздела.

В стандартах ИСО серии 9000 обобщен мировой опыт организации работ и управления предприятием с целью обеспечения качества путем создания систем менеджмента качества.

Действующие на сегодняшний день международные стандарты в соответствии с Приложением В стандарта ISO 9001 -2015 представлены в табл.

 

Таблица 4.1

Семейство международных стандартов ИСО серии 9000

Обозначение международного стандарта Название Национальный стандарт ГОСТ Р Аутентичный перевод  
ISO 9000:2015 Системы менеджмента качества Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9000-2015
ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015
ISO 9004:2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9004-2010
ISO 10001:2007 Менеджмент Удовлетворенность потребителя Руководящие указания по правилам поведения для организаций ГОСТ Р ИСО 10002-2009
ISO 10002:2004 Менеджмент качества Удовлетворенность потребителя Руководящие указания по разрешению жалоб в организациях Соответствующий нац. стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.
ISO 10003:2007 Менеджмент качества Удовлетворенность потребителя Руководящие указания при оспаривании решений внутри организаций ГОСТ Р ИСО 10003-2009

Продолжение табл.4.1

 

Обозначение международного стандарта Название Национальный стандарт ГОСТ Р
ISO 10004:2012 Менеджмент качества Удовлетворенность потребителя Руководящие указания по мониторингу и измерению Соответствующий нац. стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.
ISO 10005:2007 Системы менеджмента качества Руководящие указания по планам обеспечения качества ГОСТ Р ИСО 10005-2007
ISO 10006:2003 Системы менеджмента качества Руководящие указания по менеджменту качеству в проектах ГОСТ Р ИСО 10006-2005
ISO 10007:2003 Системы менеджмента качества Руководящие указания по менеджменту конфигурации ГОСТ Р ИСО 10007-2007
ISO 10008:2013 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по электронным торговым сделкам между юридическими и физическими лицами ГОСТ Р ИСО 10008-2014
ISO 10012:2003 Системы менеджмента измерений Требования для измерительных процессов и измерительного оборудования ГОСТ Р ИСО 10012-2008
ISO /TR 10013:2001 Руководство по документированию системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007
ISO 10014:2006 Системы менеджмента качества - Руководящие указания по получению финансовых и экономических выгод ГОСТ Р ИСО 10014-2008
ISO 10015:1999 Менеджмент качества Руководящие указания по обучению ГОСТ Р ИСО 10015-2007
ISO /TR 10017:2003 Руководство по статистическим методам для ИСО 9001:2000 ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005
ISO 10018:2012 Менеджмент качества Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности ГОСТ Р ИСО 10018-2014

Окончание табл.4.1

 

Обозначение международного стандарта Название Национальный стандарт ГОСТ Р
ISO 10019:2005 Руководящие указания для выбора консультантов систем менеджмента качества и использования их услуг ГОСТ Р ИСО 10019-2007
ISO 19011:2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента ГОСТ Р ИСО 19011-2012

 

Международные стандарты ISO серии 9000 затрагивают различные аспекты управления качеством. Их основное содержание представлено в Приложении В стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, а в таблице В1 этого приложения показана взаимосвязь положений вспомогательных стандартов с соответствующими разделами стандарта требований на СМК.

ISO9000:2015 описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию.

ISO9001:2015 определяет требования к СМК, внедрение которой позволяет организации демонстрировать свою способность выпускать продукцию высокого качества, отвечающую требованиям потребителя, путем обеспечения гарантированного устранения негативного влияния различных факторов на качество продукции. Сертифицировать СМК можно только на соответствие требованиям этого стандарта.

Основой стандарта являются принципы менеджмента качества. Большое внимание уделено потребителю, мотивации и вовлеченности высшего руководства, процессному подходу, документированию и проверке работоспособности системы путем организации и проведения внутренних аудитов с целью постоянного совершенствования.

СтандартISO9004:2000 содержит рекомендации по результативности и эффективности СМК. Цель стандарта – улучшение деятельности организации и повышение удовлетворенности потребителей.

Стандарты серии 10000 включают в себе различные вспомогательные технологии, применение которых целесообразно при внедрении и функционировании СМК.

В системе международных стандартов по системе менеджмента качества существует большое количество стандартов, развивающих положение стандарта требований ГОСТ Р ИСО 9001:2015 применительно к специфике различных отраслей: для пищевой и автомобильной промышленности, информационного обеспечения, здравоохранения и др.

Кроме рассмотренных выше разработаны и используются следующие серии стандартов:

ISOсерии 14000 - Системы экологического менеджмента.

Данная системаявляется частью общей системы менеджмента. Она предусматривает организационную структуру, методы управления ресурсами, систему планирования и контроля,чтобы реализовать экологическую политику и соблюдение требований экологического производства.

Стандарты этой серии (разрабатываются Техническим комитетом 207) стали ответом на возрастающий интерес общества к проблемам окружающей среды. Они представляют практический инструментарий для организаций, желающих определить и контролировать воздействие на окружающую среду, соблюдать законы, правила, различные экологические требования и постоянно улучшать свои экологические показатели, уменьшая неблагоприятные воздействия на окружающую среду. Как и в стандартах серии 9000 требования относятся не к конечному продукту, а к процессу производства.

Значительная часть этой серии переведена в статус национальных стандартов Российской Федерации. Требования для сертификаций предприятий в России по системе управления охраной окружающей среды установлены стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». В эту серию входят ряд других стандартов ISO.

ISOсерии 18000 – системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Данная системаявляется частью общей системы менеджмента, которая способствует управлению рисками в области здоровья и безопасности, связанными с деятельностью организации. Применим для всех организаций независимо от сферы деятельности. Сертификация системы является добровольной. В эту серию входят два стандарта:

OHSAS 18001:2007 – устанавливает требования к системе менеджмента профессиональной безопасности и здоровья персонала, которые дают возможность управлять рисками в данной области (при этом безопасность продукции и услуг не рассматривается). Стандарт был разработан с учетом совместимости с ISO 9001 и ISO 14001 для обеспечения интеграции этих систем. В России разработан собственный стандарт-аналог – ГОСТ Р 12.0.230-2007.

OHSAS 18002:2008– содержит соответствующие указания по применению на практике требований первого стандарта

ISOсерии 22000 - Системы менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции.

Данная системаявляется частью общей системы менеджмента. Стандарты этой серии включают в себя четыре стандарта. Они описывают модель системы менеджмента безопасности пищевой продукции, разработаны для организаций-участников продуктовой цепи с целью демонстрации способности удовлетворять требованиям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон.

ISO 22000:2005 – «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи.» Требования стандарта гармонизированы с требованиями стандарта на систему менеджмента качества ISO9001, что позволит внедрить их в интегрированную систему менеджмента. На соответствие этим требованиям может быть проведена сертификация.

ISOсерии 26000 - Системы менеджмента информационной безопасности; социальной ответственности.

ISOсерии 31000 - Риск - менеджмент. В основе управления лежит системный подход к выявлению источников опасности и факторов риска, эффективное управление рисками с целью повышения уровня безопасности и минимизации финансовых, экологических и социальных последствий.

Сертификат соответствия системы менеджмента рисков ISO 31000:2009 позволяет организации демонстрировать заинтересованным лицам (потребители, партнеры, инвесторы, надзорные органы, сотрудники, общественные организации и т.д.) подтверждения эффективного управления, направленного на минимизацию непредвиденных потерь, повышению вероятности реализации бизнес-планов, улучшению устойчивости предприятия.

Семейство стандартов ISO 9000 представляет собой универсальные методологические документы, позволяющие разработать и обеспечить функционирование эффективных СМК для любых организаций, независимо от их размера, видов деятельности и форм собственности. Положения, разработанные в стандартах, являются источником передового международного опыта, что позволяет унифицировать подходы к разработке и оценке СМК, а предприятиям, прошедшим сертификацию СМК, - успешно интегрироваться в мировую экономику на равноправной основе. Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, однако не предполагают единообразия в ее структуре.

Принятые российские стандарты в области менеджмента качества аутентичны международным стандартам и имеют обозначения ГОСТ Р ИСО.

Вопросы и задания

1. Характеристика стандартов семейства ISO серии 9000.

2. Характеристика стандартов ISO 10000, относящихся к серии вспомогательных технологий. Какие проблемы управления качеством они позволяют решать?

3. Какие еще серии стандартов можно назвать, которые развивают основные положения стандарта требований?

 

Тема 5. Требования к системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ISO 9001-2011

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.016 с.)