Международные стандарты ИСО серии 14000 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные стандарты ИСО серии 14000



Межд-ая орг-ция по стандартам ИСО (1946 г.) ялв-ся всем-ой федерац. по стан-ции. Розр-ка международ стандартов осущ-ся технич-ми комитетами разных стран.

Международные стандарты серии ИСО 9000, содержащат требования к построению и функционированию СМК на п/п. Данные стандарты ISO разрабатывались для устранения недостатков процесса производства, которые оказывают влияние на качество продукции, тем самым уменьшив риск появления брака и дефектов. Стандарты ИСО 9000 определяют min требования, которые поставщик должен выполнить, для того чтобы гарантировать потребителю получение продукции, соответствующей его требованиям. П/п сертифицированные по ИСО 9000, воспринимаются как жизнеспособные поставщики.

ISO 9000 – словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества; ISO 9001 – содержит набор требований к системам менеджмента качества; ISO 9004 – содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества; ISO 19011 – стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества.

Международные стандарты серии ИСО 14000 содержат требования к построению и организации системы экологического менеджмента в организациях. Стандарты этой серии были разработаны с целью улучшения экологической ситуации в мире. Уменьшаются риски экологических катастроф, нештатных происшествий, нарушения требований законодательства и, соответственно, столкновений с правоохранительными органами. Вводится режим экономии энергии и использования природных ресурсов.

Ежегодно 14 октября отмеч всемирн день стандартов, кот предлож 3-мя миров орг-ями 1) межд по станд-ту ИСО 2)межд электротехнич комиссия(МЭК) 3) междунар союз электросвязи(НСЭ).

Белорусские версии стандартов: СТБ ИСО 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005; СТБ ISO 9001-2009 — аналог ISO 9001:2008; СТБ ISO 9004-2010 — аналог ISO 9004:2009

Организационно-правовые основы СМК. Закон РБ «О защите прав потребителей»

В законе РБ «О ЗПП» (1993 г.) определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан – потребителей товаров.

Любой потребитель имеет право на:

· гос защиту своих интересов

· надлежащее кач-во товаров

· безопасность товаров

· полную и достоверную информацию о товаре

· возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего кач-ва

· обращение в суд за защитой своих интересов.

Закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей” — это нормативный документ, который гарантирует защиту прав потребителей со стороны государства. Иными словами, если Вам продали некачественный товар или товар в ненадлежащей комплектности или еще каким-либо образом ущемили Ваши права как потребителя, этот Закон всегда стоит на страже Ваших интересов.

 

10. Закон «О стандартизации »

Закон «О стандартизации» (1995 г.) – устан-т прав. основы станд-и в РБ, регул-т правоотн-я, возникающие в процессе работ по станд-и.

Станд-я – это деят-ть по устан-ю и применению норм, правил и хар-к в целях обесп-я безопасности прод, работ, услуг для окр. среды, жизни, здоровья и имущ-ва граждан;

Действия дан. закона распр-ся на органы гос. упр-я, юр. лиц и предпринимателей без обр-я юр. лица, осущ-х хоз. деят-ть на тер-и РБ.

Нормативные документы по стандартизации

- гос. Стандарты РБ

-отраслевые стандарты

- стандарты предприятий

-технические условия

С 1999 г. Гос. Программа “Кач-во”, в кот., сформулированы задачи в обл. повышения кач-ва и конкурентоспос-ти прод, раб, услуг.

В РБ принимается около 500 стандартов в год.

Ур. соответствия действующих станд-в международ. аналогам 60%

На защиту рынка от ввоза некачественных прод. направлены меры:

1. разработка госстандартов, позволяющих выявить поддельные прод.

2. освоение новых видов испытаний пок-лей кач-ва

3. совершенствование пок-лей, контрол-х при сертиф-ии

В 2004 г. принят закон “Об оценке соответствия требованиям технических, нормативных, правовых актов в обл. технич. нормирования и стандартизации”, объектами кот. явл: прод, услуги, СМК, профессионализм перс, сис-ма упр-я окр. средой.

Оценка соответствия осущ. в виде:

-аккредитации

-подтверждения соответствия

В законе определены особенности применения знака соответствия сис-мы аккредитации.

 

Закон РБ «О сертификации продукции, работ, услуг»

С 1993г дейст-т Постановление СовМина РБ «О введении обязательной сертиф. тов-в народного потребления, раб,усл.» в целях защиты здоровья и жизни людей,охраны окруж-й среды,устранения барьеров в развитии межгосударственной торговли.

Перечень пр-ции подлеж-й обязат-й сертиф. постоянно пополняется.

Обязат.сертиф.подлежат:

1)тов.для детей;

2)пр-ция,контактирующ-я с пищевыми прод-ми и пить-й водой;

3)тов.бытовой химии;

4)парфюмерия и косметика;

5)ядохимикаты,стимуляторы роста растений и животных,минеральные удобрения;

6)бытовая техника;

7)тов.народного потребления,при применении кот.контактируют с незащищён-ми частями тела.

Закон РБ «Об обеспечении единства измерений».

В 1995 г был принят «Закон об обеспечении единства измерений»- развитие научных и тех. знаний, экономический процесс на основе эталонов измерения.

С 1999 г действует гос. Программа «качество», в к-ой формируется задачи в области повышения качества и конкурентности продукции и услуг в РБ.

В РБ ежегодно применяется более 500 стандартов.

Уровень соответствия действительных стандартов международных аналогий-60%.

Доля сертифицированной продукции – 70%.

На защиту рынка от ввода некачественных и фальсифицированной продукции направлены меры: 1.разработка гос.стандартов позволяющих выявить поддельную продукции.2. освоение новых видов испытаний пок-ей качества. 3. Совершение показателей, контролирующих при обязательной сертификации.

Осн. пок-ли кач-ва прод.

1. По стадии определения: прогнозируемые, проектные, произв., экспл-е.

2. По характ. св-вам: назначения, надежности, экологичности, техн-ти, эргон-е, эстет-е, стандарт-и и унификации, патентно-правовые, экономич. транспортабельности.

3. По применению для оценки: базовые, относит.

4. По кол-ву характ-х св-в: единичные, комплексные (групповые, интегральные, обобщенные)

Интергальные – сумма экон. или технич. пок-лей (общие затраты).

Пок-ли назначения хар-т отдачу тов., использ-е по назначению тов. если тов. выполняет несколько функций, то опред-ся их весомость по отн. к др. др. Разл-т: однофункц-е (горнодобывающее); двухфункц-е (холодильник); многофункц-е (телеаппаратура).

Надежность – сложное св-во кач-ва, вкл-щее: безотказность (сохранять работоспособ-ть в теч-е некот. времени), ремонтопригод-ть (возмож-ть восстан-я работоспособ-го состояния путем проведения ТО и ремонта), сохраняемость (степень снижения кач-ных показателей по мере использ-я объекта), долговечность (сохранять работоспособ-ть до наступления поломки); 2) эколог-ть – св-во кач-ва, хар-щее степень вредного воздействия на чел и окруж. среду; 3) технол-ть – сложное св-во кач-ва, показывающее насколько конструкция учитывает совр. технологии и способы орг-и пр-ва, методы транспорт-ки и тех. обслуж-я объекта.

Эргон. пок-ли использ-ся при опред-и соотв-я объекта треб-м, предъявл-м к размерам, форме, цвету изд., взаимному расположению элем. конструкции, вкусовым показателям: гигиен-е (соотв-е гигиченич. условиям жизнедеят. и работоспособ-ти чел. при взаимодействии с изд.), антропометр-е (использ-ся при опред-и соотв-я изд. размерам и форме чел. тела), физиол. и психофиз. (использ-ся для опред-я соотв-я особен-тям функц-я органов чув-в чел., его физиолог. треб-м и силовым возмож-тям), псих-е (использ-ся при соотв-я изд. псих. особен-тям чел.). Эстетичность – комплексное св-во кач-ва с т.зр. восприятия всего изд. в целом, его внеш. вида. Исп. правило золотого сечения: малая часть/большая часть=большая часть/весь отрезок.

Стандарт-ция – вид деят. по устан-ю норм и хар-к в целях обеспечения безопас-ти прод-и, раб, услуг для окруж. среды, жизни, здоровья и имущ-ва.

Унификация - рац. сочетание кол-ва типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.

Пат-прав показатели: 1)показатель патент. защиты хар-т кол-во отечеств. изобретений, исп-ных при разраб-ке и пр-ве дан. изд. сучетом значимости отдел. тех. реш. и новшеств; 2)патент. чистоты хар-т возмож-ть безпрепятственной реализации изд. на внутр. и внеш. рынках.

Экон. показатели кач-ва отражают затраты на разраб-ку, изготовление и эксплуатацию прод-и, а также экон. эфф-ть ее эксплуатацию.

Транспортабельность – отражает возмож-ть транспорт-ки прод-и без снижения ее кач-ных показателей.

Тех. уровень – отн-ная хар-ка тех. совершенства прод-и.

Сравнение с мир. ур. кач-ва: превосходит, соотв-т, уступает.

14. Виды методов измерения пок-лей кач-ва.

1) экспериментальные – осн. на применении технич. ср-в и оценивает наиб. объективно: автоматизир-е, механ-е, ручные. При сравнении исп.: а) шкала уровней – все сравн. по одному ур.: Кi-К=ΔК, где Кi-принятая величина ур, К-остаточ-я вел сравн-я (н-р,00С-t таяния льда,210 C- умеренная t объектов à на 210 идет превышение ур); б) шкала порядка – выстр. от наим. к наиб.Решается в виде ранжированного ряда объектов сравн-я К1<K2<K3 (н-р,размер обуви:36<37<38); в) шкала отношений – делится одно на стандар,для измерен физ вел-н-масса, длина.К=К1-измерен-я/К2-эталон вел-на

2) органолептические – с пом. органов чувств, по балльной сист, чаще для пок-лей эстетичности (н-р,форма влакона,внешн вид стола)

3) регистрационные – осн. на исп-и инфо от подсчета числа опред. событий, предметов – опр-ся пок-ли унификации, станд-и, патентной защиты и частоты.

4) Социологический – осн. на данныех учета и анализа запросов потр-лей прод. – маркетинг исслед-я (дорогой,сложный,но этого стоит)

5) экспертных оценок –колич. оценка данных специалистами – исп. где физ. явление не открыето или сложно для исп-я.

15.Инструментальные и экспертные методы измерения показателей качества.

Экспериментальные методы основаны на физических эффектах и использование специальной аппаратуры.

Различают: автоматизированные, механизированные и ручные методы.

При сравнении пользуются тремя мет-ми: шкала уровней, шкала сравнений, шкала отношений. При испол-ии шкалы уровней с принятой величиной уровня Кi сравнив-ся все ост-ые величины К по принципу: Кi –К=∆К. Напр-р, температура кипения льда=0, измеренная темпер-ра объекта=21, следовательно темпер-ра объекта превышает заданный уровень на 21градус. При измерениях по шкалепорядка рез-ом явл.решение, напр-р,в виде ранжированного ряда объектов сравнения.К1˂К2˂К3˂К4˂К5. При измерениях по шкале отношений, кот-е примен-ся для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величина сравнив-ся по принципу: К1/К=к, где К1-измеренная величина, К-эталонная вел-на.

Органолептические м-ды испол-ся для опред-я показателей эстетичности. Н-р, форма флакона для духов.

С помощью регистрационного м-да опред-ют показ-ли унификации и стапдарт-ии, патентной защиты и патентной чистоты.

Социологический м-д – опред-е показ-ей качества примен-ся на стадии маркетинговых исслед-ий, он явл. дорогостоящим,осуществить его сложно,но достоверность рез-ов этого стоят.

М-д экспертных оценок исп-ся там,где физическое явление не открыто или сложно для использ-я. В качестве экспертов могут выступать люди со спец-ой подготовкой,изготовитили или потенциальные потребители прод-ии.

 

16. Построение причинно-следст. диаграмм Исикавы.

В 1953 профессор Токийского унив. Каору Исикава, обсуждая проблему кач-ва на заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и рез-тов. Диагр. "Рыбий скелет" или "диагр. причин и рез-тов" – диагр, кот. показывает отношение между пок-лем кач-ва и воздействиями на него факторами. Исп-е диагр. позволяет упр. персоналу выявить и анализ-ть дефекты, перепроверять и устранять их, модифицировать произ-во с целью устранения и предупреждения дефектов в будущем.

В основании «скелета» ставится проблема, которую предстоит разрешить, к ней подходят факторы, влияющием на проблему, а к факторам подфакторы, влияющие на данные факторы. Составив такую диаграмму и исключив посторонние факторы, можно найти решение проблемы и устранить ее.

Например. Проблема: качество продукции. Факторы и подфакторы: персонал (здоровье:усталость, болезнь; квалификация: образование опыт), технологии (температурный режим: температура теплоносителя; время процесса), материалы (качество: хранение, состав), оборудование и машины (износ;условия эксплуатации).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.026 с.)