ТОП 10:

По данным клинического и рентгенологического



Обследования. Развитие функциональной перегрузки

Пародонта, жевательных мышц, височно-нижнечелюстного

Сустава при частичной потере зубов

Резервные силыпародонта — разность между максимальной нагрузкой, которую может выдержать пародонт и нагрузкой, которую пародонт обыч­но испытывает при жевании.

Наиболее точное определение резервных сил пародонта дает Е.И. Гаврилов (1966), обозначая их как способность пародонта приспосабливаться к измене­нию функционального напряжения. Такая трактовка вытекает из биологическо­го представления о взаимообусловленности формы и функции и явлений компен­сации, определяемых суммой факторов: общим состоянием организма, состояни­ем пародонта зубов, психосоматическими факторами и др.

С возрастом резервные силы уменьшаются. С этой точки зрения уплощение жевательной поверхности зубов за счет стирания бугров является благоприят­ным фактором, поскольку делает жевательные движения нижней челюсти более плавными и снижает действие вредных для пародонта боковых нагрузок.

Общие и местные заболевания также могут влиять на запас резервных сил.

Максимальными резервные силы пародонта будут у соматически здоро­вого молодого человека, у которого при клиническом обследовании полос­ти рта не будет выявлено патологии прикуса, дефектов зубных рядов и забо­леваний пародонта, а на рентгенограмме не будут определяться очаги раз­рушения костной ткани и атрофия костной стенки альвеолы.

Оценить резервные силы пародонта можно с помощью гнатодинамомет-ра. Он определяет максимальную нагрузку, которую может выдержать па­родонт зубов, а нагрузка при жевании известна (при пережевывании твер­дой пищи на резцы действует сила 5-10 кг, на клыки — 15 кг, на премоляры — 13-18 кг, на моляры 20-30 кг).

Как только появляется дефект зубного ряда, возникают условия для нео­бычной нагрузки на зубы, пограничные с дефектом. Это состояние можно назвать травматогенной окклюзией.

Нарушение нормальной деятельности сустава при частичной потере зу­бов можно связать с изменением условия распределения жевательного дав­ления, понижением межальвеолярной высоты, и наконец, с появлением нео­бычных экскурсий нижней челюсти в связи с деформацией окклюзионной поверхности зубных рядов.

В норме моляры и премоляры принимают на себя основное жевательное давле­ние и осуществляют боковую защиту сустава. С потерей боковой защиты вся сила мышечных сокращений приходится на передние зубы и суставы, вызьшая их перегрузку. Снижение межальвеолярной высоты вызывает изменение положе­ния головки нижней челюсти при центра!гьной окклюзии: она отходит от основа­ния суставного бугорка к задней стенке суставной впадины. Суставной диск в этом случае встречается с необычной для него функциональной нагрузкой.

При деформациях зубных рядов нарушаются привычные экскурсии нижней

Ответы на экзаменационные вопросы

П часть

челюсти. При взаимном вертикальном перемещении зубов возникает блокада передних движений нижней челюсти. На первый план выступают шарнирные движения, а челюсть в начале открывания рта смещается в сторону, где имеется блокада. В других случаях при боковой окклюзии множественные контакты. В том и другом случае в конечном счете возникает перенапряжение сустава.

Компенсаторная перестройка сустава при его функциональной перегруз­ке, по-видимому, возможна лишь в определенных рамках и при определен­ном состоянии самих тканей сустава. Когда кончаются приспособительные . реакции и начинается патология, сказать трудно.

функциональная перегрузка жевательных мышц развивается из-за необ­ходимости более длительного пережевывания пищи, а также из-за дисталь-ного смещения нижней челюсти и необходимости совершать необычные дви­жения челюстью. Больные могут жаловаться на затрудненное и длительное пережевывание пищи, утомляемость жевательных мышц.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.003 с.)