Лекция 4. Коэффициенты доходности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Коэффициенты доходности



Для определения коэффициентов доходности необходимо представлять схему распределения доходов коммерческой организации, которая представлена на рис. 2.1.

2.1.1. Доходность капитала. Наиболее популярным критерием оценки доходности финансовой деятельности организаций признан показатель доходности капитала.

Увеличение доходности является для организации одной из ключевых задач. Для ответа на вопрос, как компания может увеличить свою доходность, воспользуемся формулой Дюпона и разобьем показатель «доходность капитала» на три основные детерминанты.

На первый взгляд все очень просто. Доходность капитала – это произведение трех коэффициентов: маржи, оборачиваемости активов и финансового левериджа. Но, посмотрев на формулу более внимательно, можно увидеть, что у финансовых менеджеров любой компании существует лишь три рычага, с помощью которых они могут воздействовать на доходность капитала.

Первый рычаг – маржа (удельная прибыль)– это прибыль с каждого рубля продаж, оборачиваемость активов – это выручка от реализации от каждого рубля использованных активов, и третий – финансовый леверидж – величина заемного капитала, использованного для финансирования активов. Рост каждого из этих коэффициентов приводит к росту доходности капитала компании.

Рычаги финансового управления тесно связаны с аналитическими финансовыми документами. Маржа - обобщенный оценочный показатель отчета о прибылях и убытках, а точнее всей производственной деятельности, тогда как оборачиваемость активов и финансовый леверидж, соответственно характеризуют левую и правую стороны баланса.

Доходность капитала определяется альтернативной ценой капитала на финансовых рынках и, по сути задается компании извне. Формула Дюпона говорит нам, что достичь заданной доходности можно за счет различных комбинаций маржи, оборачиваемости активов и финансового левериджа.

Рассмотрим каждый из этих трех рычагов. Маржа измеряет долю каждого рубля продаж, формирующую прибыль. Маржа отражает стратегию ценообразования и управления издержками. Маржа и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости. Второй основной рычаг, с помощью которого можно влиять на доходность капитала компании – оборачиваемость активов. Оборачиваемость активов равная единице обозначает, что каждый рубль, инвестируемый в активы обеспечивает рубль выручки от реализации. Данное соотношение является мерилом капиталоемкости, причем низкая оборачиваемость активов характеризует капиталоемкий бизнес, а высокая оборачиваемость – ровно наоборот. Характер продукции, которую производит компания, и ее конкурентная стратегия являются важнейшими условиями оборачиваемости активов. Усердие и творчество менеджеров, безусловно, тоже имеют значение. Особенно важен контроль над текущими активами. Дело в том, что текущие активы, особенно дебиторская задолженность и запасы, имеют ряд уникальных свойств, которые необходимо учитывать в управлении. Если происходит нечто неладное: если продажи неожиданно падают, если клиенты задерживают платежи, если срывается доставка важных комплектующих – инвестиции компании в текущие активы могут очень быстро вырасти. Если представить себе, что организация не менее половины своих активов вкладывают в текущие активы, то легко оценить, что любые изменения в управлении текущими активами могут оказать самое серьезное влияние на финансы компании. Кроме того, текущие активы могут оказаться источником денежных средств в периоды кризисов, что особенно актуально в настоящее время. По мере снижения продаж, инвестиции компании в дебиторскую задолженность и запасы должны снижаться, денежные средства могут использоваться в других сферах. Если управление текущими активами эффективно, то кредиторы это обязательно оценят. Они осознают, что развитие требует займов и, прежде всего, в текущие активы. С другой стороны, они твердо знают, что в период спада текущие активы резко сокращаются, и у предприятия появляются деньги для выплаты займов. Поскольку управление текущими активами столь значимо, полезно уметь анализировать каждый элемент текущих активов. Это порождает то, что получило название коэффициенты контроля. Хотя форма, в которой выражается каждое соотношение, может варьироваться, любой коэффициент контроля просто представляет собой оборачиваемость активов для конкретного типа активов. В каждом случае инвестиции компании в актив сопоставляются с чистыми продажами.

Третий рычаг, с помощью которого менеджмент воздействует на доходность капитала компании, - это финансовый леверидж (ФЛ). Обычный измеритель финансового левериджа позволяет сопоставить пассивы компании с ее активами или ее собственным капиталом.

 

Совокупные активы = собственный капитал + совокупные пассивы__(2.4)

 

Первое соотношение показывает, что часть активов компании, с точки зрения балансовой стоимости, поступает от тех или иных кредиторов. Второе соотношение говорит о том же самом несколько иным способом: кредиторы обеспечивают организации определенное количество займов в процентах на каждый рубль, предоставленный акционерами.

Среди специалистов принято считать, что у показателя «доходность капитала» три болезни: время, риск и стоимость. Во-первых, в делах нужно уметь жертвовать текущими интересами в пользу будущих. Если мы подсчитаем доходность капитала компании сразу же после освоения нового товара, она покажется нам заниженной. Но эта низкая доходность капитала всего лишь результат инновационной деятельности компании. Доходность капитала – показатель учетный (рассчитывается по балансу), включает доходы всего лишь за один год, и поэтому зачастую не в состоянии воплотить в себе долгосрочные решения. Во-вторых, любому финансовому менеджеру необходимо запомнить следующее правило: если вы хотите жить хорошо, вам стоит стремиться к высокой доходности. Если же хотите жить хорошо и спокойно, вам придется отказаться от высокой доходности. В-третьих, доходность капитала измеряет доход на единицу инвестиций акционеров. При расчете этого показателя используется балансовая стоимость капитала организации, а не её рыночная стоимость. Это важное различие. Рыночная стоимость капитала измеряет текущую, реализуемую стоимость организации, а значит, высокая доходность собственного капитала не тождественна высокой доходности инвестиций в оценке акционеров.

2.1.2. Доходность совокупных активов. Доходность активов играет роль совокупного критерия эффективного использования ресурсов в производстве; в то же время – это также основной критерий оценки деятельности структурных (хозяйственных) единиц предприятия. Доходность активов – базовый критерий эффективности распределения и управления ресурсами. Коэффициент показывает, какую чистую прибыль обеспечивает один рубль, вложенный в совокупные активы.

2.1.3. Доходность инвестиций. Доходность инвестиций показывает эффективность вложенного капитала и отражает окупаемость инвестиций (или вложенного капитала), представляя собой отношение чистой прибыли к сумме долгосрочных займов и собственного капитала. Долгое время этот финансовый коэффициент служил главным критерием оценки финансового состояния предприятия. Его преимущество в том, что он оказывается устойчивым к изменению структуры капитала: в случае роста заемного капитала коэффициент доходности инвестиций остается неизменным.

Показатель «доходность инвестиций» показывает, какую чистую прибыль обеспечивает один рубль, вложенный в инвестиционную составляющую (сумма долгосрочных пассивов и собственного капитала).

2.1.4. Доходность продаж. Этот коэффициент является одним из важнейших показателей в экономической теории. «Доходность продаж» показывает, какую прибыль обеспечивает одна денежная единица выручки от реализации. В практике финансового менеджмента используется три коэффициента доходности продаж: валовая доходность продаж, операционная доходность продаж и чистая доходность продаж.

Коэффициент «Валовая доходность продаж» иллюстрирует долю общих (постоянных и переменных) издержек, вошедших в валовую прибыль, и применяется для расчета критической точки доходности (точки безубыточности);

Коэффициент «Операционная доходность продаж» иллюстрирует долю издержек, вошедших в операционную прибыль, и служит обобщающим показателем эффекта, поскольку именно из этого источника получают свою долю основные участники: акционеры, лендеры, государство.

Коэффициент «Чистая доходность продаж» иллюстрирует долю совокупных издержек, вошедших в чистую прибыль, и служит главным критерием оценки хозяйственной и финансовой деятельности организации и отражает ее эффективность.

Интерпретация коэффициентов доходности очевидна: они показывают, какую часть в каждой денежной единице того или иного актива (собственный капитал, совокупные активы, инвестиционная составляющая и продажи) составляет соответственно валовая, операционная и чистая прибыль. Каких-либо нормативов для этих показателей не существует, поэтому их значения сравнивают со среднеотраслевыми показателями, а также оценивают их в динамике. Рост коэффициентов доходности – положительная тенденция. Однако финансовому аналитику необходимо всегда иметь ввиду, за счет чего рост был достигнут, не было ли необоснованного снижения себестоимости продукции и других затрат, что может сказаться на качестве производимых продуктов и услуг. Кроме того, необходимо обращать внимание, не был ли перейден порог внешних заимствований, что, безусловно, увеличит доходность, однако приведет к проблемам организации с ликвидностью и финансовой устойчивостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.009 с.)