Тема: вспомогательные методические приемы в тренинге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: вспомогательные методические приемы в тренинге



Вопросы:

1. Предоставление информации

2. Самораскрытие тренера

3. Интерпретация

4. Конфронтация

5. Ритуалы

6. Домашнее задание

Литература: Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга

 

1.Предоставление информации

Иногда на тренинге складывается такая ситуация, что участники просят тренера дать информацию по какому-либо поводу. Не всегда стоит сразу удовлетворять данный запрос. У тренера есть несколько вариантов выхода из ситуации:

- организовать общую дискуссию;

- попросить самого участника высказать свое мнение;

- задать ему вопросы, углубляющие понимание его проблемы;

- дать информацию по интересующему его вопросу.

А критерием для выбора варианта должна стать основная цель спрашивающего. Это могут быть:

- потребность в поддержке своей позиции;

- повод для выхода накопившихся эмоций;

- уход от обсуждения своей проблемы;

- потребность в информации.

В других ситуациях необходимость дать информацию все же присутствует. Народная мудрость, диктующая нам из поколения в поколение выбор при принятии решения, достаточно часто приходит в противоречие с психологическими знаниями. Житейские убеждения чаще идут не по наилучшему, а по упрощенному пути.

Иногда потребность в новой информации вытекает не из прямого запроса участников, а из необходимости групповой работы (чтобы перевести ее в новое русло). Но здесь очень важно удержаться на золотой середине. С одной стороны надо постараться не перевести тренинг в лекцию с элементами упражнений, а с другой – нет смысла «обеднять» участников.

Одним из лучших способов предоставления информации на тренинге считается метафорический. Возможности метафоры вытекают из ее способности достичь те части личности, которые надежно спрятаны защитными механизмами [4]. Опосредованный подход позволяет преодолеть сопротивление. Метафору можно использовать для донесения сути, решения проблем, повышения мотивации, помощи в самопознании. Грамотное использование метафоры позволяет избежать прямой конфронтации и при этом добиться эффекта.

Изо всех видов метафоры на тренинге наиболее уместны две: короткая история (анекдот или притча) и художественный рассказ.

Примером короткой истории может служить анекдот «Чтение мыслей»: «Идут по лесу Винни-Пух и Пятачок. Долго идут… Молчат… Вдруг Винни-Пух оборачивается и бьет Пятачка. Тот с обидой: «Да ты что, Винни? И в ответ слышит: «Ах ты, свинья, целый час молчишь и такие гадости про меня думаешь!». Название этой истории очень хорошо показывает ситуации, где будут уместны такие метафоры.

Художественный рассказ предполагает, что тренер облекает свою мысль в реалистичную историю с позитивным или назидательным окончанием. Его рассказ может начинаться со слов: «В моей жизни (в жизни моих друзей, клиентов…) была такая ситуация…».

Ценность применения метафоры на тренинге в том, что:

- она интереснее и ярче, чем простое предъявление смысла;

- у слушателей есть возможность использовать ее содержание своим собственным способом и извлечь тот смысл, который приложим к его конкретной ситуации;

- ее влияние распространяется не только на левое, но и на правое полушарие; усваивание идет также и на подсознательном уровне [59].

Метафора уместна и в начале тренинга (для повышения мотивации), и в середине (для введения новой информации), и в конце (для подведения итогов). И в то же время не стоит из нее делать панацею. По мнению родоначальника метафоротерапии М. Эриксона [4], большая часть людей благополучно усваивает и прямую информацию.

Самораскрытие тренера

Данный прием заключается в раскрытии тренером своей личности перед участниками. Степень раскрытия может быть различной: от сообщения о себе общих демографических данных до полного самопредставления, включающего и переживания, связанные с данным групповым процессом.

Применение этого приема на тренинге имеет короткую историю. В течение долгого времени считалось, что процесс терапии должен быть окружен священной аурой. И только в последние годы представители всех направлений групповой работы стали говорить о том, что повышение «прозрачности» тренера практически не несет никаких потерь, но при этом дает много плюсов:

- откровенность тренера вызывает повышение открытости участников;

- углубляется чувство взаимопонимания и эмоциональной поддержки («Мне знакомо твое чувство неуверенности; когда я впервые выступала перед большой аудиторией…»);

- появляется возможность предоставить модель поведения и дать интерпретацию, не вызывая сопротивление («У меня был такой случай…»).

В то же время несоблюдение определенных правил применения данного приема может и навредить участникам. К основным ограничениям метода прежде всего относят следующие аспекты:

- для тренера важно не оказаться надолго в центре внимания группы;

- нет смысла в обстоятельном самораскрытии тренера, когда у него еще нет контакта с аудиторией или когда намечается разлад с группой;

- не стоит при самораскрытии давать нерешенный негативный пример из личного опыта, чтобы не сложилось впечатление, что тренер пришел решать на группе не чужие, а свои проблемы;

- прежде чем решиться на данный прием, ведущему следует убедиться, что его выбор продиктован не личной потребностью высказаться, а возможностью оказать участникам ощутимую пользу.

3.Интерпретация

Интерпретация – это разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения. Она может осуществляться в краткой форме (в виде ключевого слова или фразы) или в более подробном объяснении.

Значение данного приема зависит от направления тренинга. Так в психодинамической групповой работе интерпретация является базовой техникой [62], а в клиентоцентрированной терапии она проявлена меньше (здесь тренер делает упор на самораскрытие и дает возможность самим участникам интерпретировать происходящее).

Для того, чтобы данный прием имел положительный эффект, тренер должен соблюдать следующие правила:

1. Прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.

2. Будет лучше, если интерпретация прозвучит в виде вопроса или предположения. Фразу можно начать со слов:

- «У меня сложилось впечатление…»;

- «Я полагаю…»;

- «Вероятно…»;

- «Может ли это быть связано с тем, что…?»;

- «У меня есть такая фантазия… Что Вы об этом думаете?».

Если же интерпретация прозвучит как истина в последней инстанции, то она или скоро забудется, или вызовет сопротивление. Эффект будет только от совместной попытки понять что-либо.

3. Очень значимо дать ее вовремя. Если интерпретация предоставляется на фоне сильных эмоциональных проявлений, вряд ли она будет эффективной; сначала есть смысл дать участнику возможность отреагировать чувства, чтобы дистанцироваться от них. Также нежелательна слишком поздняя интерпретация, и почувствовать тот самый момент тренеру должны помочь эмпатия, интуиция, опыт и знания.

4. Применяя данный прием, надо учитывать и уровень когнитивных ресурсов человека. Если участник не поймет интерпретации, то это будет не его вина, а недоучет тренером его возможностей.

5. И, наконец, интерпретацию не следует делать слишком глубокой; она должна увязываться с тем, что клиент уже знает.

О том, насколько были соблюдены данные правила, может хорошо рассказать реакция клиента. В благоприятном варианте это будет благодарность и инсайт. Если участник остался равнодушен к словам тренера, то, скорее всего, были нарушены четвертое и пятое правило; а если реакция окажется агрессивной, то можно предположить, что не соблюдались первые три правила.

В групповой работе существует также возможность применения данного приема и со стороны самих участников. Их статус на группе позволяет им (в отличии от тренера) давать интерпретацию – несвоевременную, неверную, поверхностную или слишком глубокую. Несмотря на это, роль таких высказываний очень высока: они способствуют групповой динамике и позволяют участникам легче принять новые идеи от партнеров. Поэтому будет хорошо, если тренер не будет торопиться сам и дождется реакции со стороны. Его задачей в такой ситуации является помощь участникам в правильной формулировке своих мыслей: через «Я-высказывание» и в деликатной форме.

Фактически, каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию.

4.Конфронтация

Конфронтация – это дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах.

Всегда ли стоит пользоваться данным приемом, если тренер заметит расхождение в поведении и словах участника? Нет, это – очень серьезная техника, и прежде чем решиться на ее использование, надо обстоятельно учесть многочисленные факторы.

1. В последнее время, в связи с широким распространением тренингов, можно встретиться с полудобровольным актом участия на группе (Например, директор фирмы приглашает тренера для повышения эффективности своей команды. Никто, естественно, не возражает, но степень желания изменить себя может быть крайне различной). Думается, что в этом случае, если тренер не убежден в потребности участника активно работать над собой, лучше дать возможность человеку «дозреть».

С подобной проблемой можно столкнуться и на методических тренингах, где обучаются будущие или начинающие психологи. Понятно, что грамотное обучение ведению тренинга предполагает его проживание; но если человек не готов к полноценному прохождению группы, конфронтация вряд ли ускорит данный процесс.

2. Есть смысл хорошо подумать о применении данного приема в ситуации краткосрочного (трехдневного) тренинга. За это время, в случае глубокой проблемы, существует возможность поднять ее, но не разрешить.

3. Также мне видится проблематичным применение конфронтации к человеку с высокой степенью адаптации к реальной жизни. У каждого из нас есть внутренние проблемы, комплексы, и тренинг почти всегда проявляет их. Но если ведущий видит, что клиент приспособлен к своему недостатку, надо хорошо подумать, стоит ли нарушать равновесие.

4. Особенно осторожным надо быть тому тренеру, который знает за собой такие личностные особенности, как недоверчивость и нетерпеливость. У него большой шанс не дождаться того момента, когда человек окажется готовым к изменению, и решить за него, что «час икс» уже настал.

5. Учитывая, что тренеру, несмотря на его роль, ничто человеческое не чуждо, вполне можно предвидеть, что кто-то из участников вызовет в нем негативные чувства. Это очень четкий признак того, что конфронтацией по отношению к данному человеку пользоваться нельзя: она из методического приема тут же превратиться в сведение счета.

6. Также неплохо было бы учитывать природный темперамент клиента. Можно заранее предвидеть, что в человеке с сильным психотипом конфронтация вызовет боевой задор (который, понятно, может развернуться в любую сторону); для меланхолика же применение данного приема может стать очень тяжелым переживанием.

7. И, главное, чтобы учесть все предыдущее в течение очень короткого промежутка времени на тренинге, ведущему мало обладать тактом, эмпатией, интуицией, хорошим интеллектом и высоким порогом терпимости; он также обязательно должен иметь за плечами достаточный профессиональный опыт применения конфронтации в индивидуальной терапии. Поэтому на первых порах лучше отказаться от данного приема.

Если же все-таки принято решение применить конфронтацию:

- надо убедиться, что достигнута атмосфера доверия и безопасности для участников;

- лучше говорить об ощущениях, а не выражать критику;

- при ее проведении следует касаться только внешних аспектов поведения, а не внутренней мотивации и неосознанных потребностей (Например: «Ты всегда перебиваешь меня», а не «Ты всегда хочешь быть в центре внимания»);

- излагая последствия противоречия, надо помочь найти способы их преодоления;

- конфронтация не должна выглядеть категоричной и агрессивной; лучше, если она будет начинаться со слов: «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь…»;

- надо помнить, что в групповой психотерапии конфронтация направлена не на отдельных членов группы, каждый реагирует на нее; поэтому, давая ее одному, надо помнить об отклике у остальных.

Групповая работа дает дополнительную возможность для применения данного приема, т.к. каждый член группы может выступить в качестве конфронтатора. Этому содействуют такие групповые нормы, как спонтанность и искренность. При этом обратная связь от членов группы может быть эффективной, даже если будут нарушены правила, являющиеся табу для тренера.

Тренеру следует стремиться к тому, чтобы конфронтация исходила от членов группы. Его задачей в данной ситуации является отслеживание конструктивной формы данного приема.

5.Ритуалы

Ритуал имеет достаточно сильное психотерапевтическое воздействие на участников. Для начала он позволяет легче войти в группу и почувствовать сплоченность коллектива. Позже ритуал начинает воздействовать на подсознание, задавая программу изменения. И, наконец, через рефлекторно-ассоциативную связь, он начинает работать как якорь, вызывающий желательные действия [10].

В качестве возможных примеров ритуалов можно привести следующие:

- определенная схема занятий (например, в начале дня – обсуждение чувств и ожиданий; после перерывов – разминки; в конце рабочего дня – подведение итогов и т.д.). Это позволяет лучше настроиться на работу, быть более эффективным;

- регулярное обсуждение чувств участников, что дает возможность легче их идентифицировать и вербализовать;

- аплодисменты, сопровождающие значимые высказывания или удачные действия участников; они придают событию большую значимость и тем самым позволяют зафиксировать на нем внимание;

- прощание по определенному образцу (например, с помощью упражнения «Водоросли», описание которого дано во второй части пособия); данный ритуал больше сплачивает группу;

- совместное чаепитие; оно прокладывает мостик между тренингом и реальной жизнью.

Кроме этих, общеизвестных, ритуалов, тренер может изобрести любые другие, опираясь на специфику участников. Например, в «робкой» группе в конце каждого дня можно регулярно ставить вопрос: «Что сегодня не сумел (не успел, побоялся…) сказать на группе?». А в группе с постоянно опаздывающими участниками, тем, кто пришел с перерыва или из дома вовремя (чтобы снять напряжение от ожидания) можно предложить включить свою интуицию и ответить на вопрос: «Сколько времени понадобится, чтобы группа собралась полностью?»

Некоторые ритуалы привносят на группу и сами участники. Так, в одной группе, где присутствовали музыканты, каждый удачный шаг участников отмечался игрой на инструменте.

6.Домашнее задание

Этот прием пришел из поведенческого тренинга [31]. Чаще его используют для того, чтобы перенести изменения в поведении во внешний мир. Участник получает то задание, которое вызывает у него личностную трудность; но сначала надо отработать навыки поведения, вызывающего проблемы на тренинге.

Домашнее задание может быть групповым (т.е. опираться на логику тренинговой программы) и индивидуальным (тогда оно отталкивается от личных проблем). Также можно выделить диагностическое и развивающее домашнее задание. В первом случае предполагается зафиксировать что-либо, а во втором – приобрести новый опыт. Но часто обе функции – переплетаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.025 с.)