Психогимнастические упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогимнастические упражнения



Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных про­цессов, расширение границ понимания, фокусирование на чув­ствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, ре­гуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желае­мого поведения.

Тренировка эффективного поведения может состоять из следу­ющих этапов:

□ определение поведения, которое нуждается в изменении;

□ моделирование желательного поведения;

□ при необходимости определение и нахождение дополнитель­ного ресурса для успешности выполнения желаемого пове­дения;

□ отработка нового поведения в течение одного или несколь­ких занятий;

□ распространение нового поведения на ситуации вне группы;

□ получение обратной информации о поведении участника вне группы.

Развитие самопредставления включает выполнение участника­ми упражнений, направленных на их самопрезентацию друг другу и получение активной обратной связи. Как уже было сказано ра­нее, группа при этом является своеобразным психологическим зер­калом, в котором участники могут лучше разглядеть себя.

Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др.

Ролевые игры

В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть кото­рого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.

Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь играют вымышленного персонажа», эксперименти­руют с «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опа­сен в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения.

В процессе ролевой игры участникам предоставляется возмож­ность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.

Разыгрывание ролей:

□ позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;

□ приводит к расширению границ самосознания;

□ помогает выразить скрытые чувства и разрядить накоплен­ные переживания;

□ дает возможность поупражняться в различных типах пове­дения;

□ высвечивает динамику группового взаимодействия, фор­мального и неформального;

□ устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен­ными ситуациями;

□ помогает научиться контролировать свои эмоции.

Морри Ван Ментс выделяет следующие способы разыгрыва­ния ролей:

1.Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помеще­ния условия пространственной организации могут быть и други­ми. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумева­ется тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча­стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Ины­ми словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно ис­полняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соот­ветствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограниче­ния при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам пред­лагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу веду­щего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять пробле­му и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой иг­рок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а
негротескной) имитации поведения одного участника другим или
другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора
в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях пси­
ходрамы это может оказаться отличным способом показать чело­
веку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок вообра­жает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обра­щается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пе­ресаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-со­беседник человека, который молчит, но своим присутствием обо­дряет и поддерживает протагониста.

Психодраматические приемы

Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных си­туациях, имеющих для них личностный смысл. Можно перевести слово «психодрама» с латинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфи­ческая реальность, в которой участники экспериментируют с раз­ными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения.

В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле­дующем.

Основные участники.

Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра­зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобре­тает более полное видение ситуации, себя, других людей, форми­рует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образ­цами.

Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспо­могательное Я может получить роль как реального лица, так и суб­личности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.

Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответ­ственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подходящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и вклю­ченность участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.018 с.)