Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: речь как средство воздействия и передачи информации. Прикладные знания и техники в тренинге.
Вопросы: 1.КАЛИБРОВКА ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ Невербальная коммуникация 3. Приемы активизации и управления вниманием 4. Практика использования вопросов 5. Техники активного слушания Литература: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 256 с. Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку, и она окажет различное воздействие на него. Формы и приемы трансформации содержания и контекста хорошо описаны в книге Р. Бендлера и Д. Гриндера «Рефреминг». Мы не будем останавливаться на смысловом содержании речи, а лишь рассмотрим ее частные характеристики. КАЛИБРОВКА ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словарный запас, то есть тот набор слов, которым он пользуется наиболее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые словари различных людей — отличаются друг от друга. Хотите лучше узнать человека? Послушайте, что и как он говорит. В речи человека отражаются особенности его понимания окружающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербальных знаков, — это Карта его Модели мира. Именно благодаря языку и речи одному человеку достаточно произнести слово «стул», и другой человек поймет, что тот имел в виду, найдя в своей Модели мира и представив соответствующий объект. Но каждый человек уникален. Помните? Каждый человек имеет свое индивидуальное представление об окружающем мире в совокупности всех объектов, явлений и событий, а также слов, которыми он их называет. В некоторых случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в вашей Модели мира, проверьте, это ли имел в виду человек. Соответствует ли ваше понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него данный человек. Иначе может получиться так, что в группе вы будете работать не с реальными ситуациями и проблемами участников, а с вашими собственными галлюцинациями по этому поводу или с вашими возможными проблемами, которые могли бы возникнуть у ВАС, окажись ВЫ на месте данного человека.
ГОЛОС Важным фактором, влияющим на восприятие вашей речи, является то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Ваш голос — это средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до группы. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит себя, в том числе и через воздушные каналы, соединяющие рот и уши'. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Вы можете использовать ваш голос правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можете использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха. Можно метафорично сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой более важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы говорим. Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека: □ неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение; □ частое покашливание может интерпретироваться как лживость, неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть просто бронхит!); □ несоответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, отсутствие контроля над ситуацией. Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос, рассмотрим следующие характеристики,
ТЕМП РЕЧИ Это понятие включает: быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь. Если времени для изложения всей информации мало и вы пытаетесь ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего вы добьетесь, —это уменьшение в два раза степени ее понимания участниками. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы потеряете внимание и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим словам превращаться в поучения. Ведущий должен владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели). ПАУЗА В РЕЧИ Пауза (молчание) — очень важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя функцию разделительного буфера между ними. Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом — это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума! Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев. □ Перед тем, как начать говорить. Пауза дает возможность группе подготовиться к восприятию, настраивает участников на внимательное слушание и дает вам возможность собраться с мыслями. □ Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной. □ Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания. □ При смене содержания работы (переход к новому упражне В данном случае пауза разделяет процедуры, не позволяет смешивать различные смыслы и содержание. ГРОМКОСТЬ У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. В зашумленной аудитории человек старается говорить громче. А так как шум и гам нередко сопровождают выполнение некоторых процедур в тренинге, то и ведущему группы приходится порой говорить громче. Следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но в то же время может создавать ощущение агрессивности. Поэтому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать громкость голоса. На подобные случаи есть другие средства для привлечения внимания группы, например хлопок в ладоши. В некоторых случаях можно использовать свисток. И если после использования свистка вы будете говорить чуть громче, чем шепотом, то вы получите желаемый результат. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо успокоиться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.
ВЫСОТА ГОЛОСА Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, придайте более низкую высоту вашему голосу и замедлите темп, и вы почувствуете себя увереннее. ИНТОНАЦИЯ Интонации — это, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой вы произносите определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Речь становится более монотонной при подчеркивании формальной ситуации. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции — грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интонаций в речи. Вы можете упражняться в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный смысл. Например, потренируйтесь при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.
СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ Вы можете выделять некоторые участки своей речи, помечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воздействие. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи: □ более медленного произнесения ключевых слов; □ повышения или понижения интонации в процессе произношения слова; □ выделения паузой. Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово. Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем если бы подчеркивали все слова, которые пишите.
Руки, ноги и голова Когда ребенок рисует человека, он неизменно выделяет голову, тело, руки и ноги как его основные составляющие. В общении участвуют все эти части. Если голова вашего партнера вам что-то говорит, это не значит, что все остальное тело при этом молчит. И руки при этом пытаются что-то объяснить. И ноги что-то добавляют, особенно если человек сидит и они свободны от своих прямых обязанностей. Даже если голова ничего не говорит, то все остальные части тела всегда рады пообщаться. Как предупреждал Зигмунд Фрейд: «Ибо имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться: ни один смертный не способен сохранить ничего в секрете. Если запечатаны его уста, проболтаются кончики пальцев, и измена просочится даже хоть сквозь малейшие поры его тела». Человек есть человек, с головы до пят. Вы поговорили с человеком. Вы поняли, что он вам говорил? А вы поняли, что именно при этом вам объясняли его руки? А что именно хотели добавить его ноги? Если вы — это только ваша голова, то, возможно, рук и ног вашего партнера вы также не заметили, но ваше подсознание заметило. Подсознание человека, как правило, безошибочно считывает невербальные сообщения собеседника. И хотя люди обычно воспринимают подобные невербальные сообщения лишь как смутные впечатления, источник которого они определить затрудняются, тем не менее чаще склонны им доверять [24]. А вы заметили, что ВАШИ руки и ваши ноги при этом тоже не молчали? Они тоже успели что-то рассказать о ВАС вашему собеседнику! От подобной утечки информации и вы никогда не застрахованы. Контроль человека над своим телом снижается сверху вниз. Он может более контролировать речь, менее — выражение лица, еще менее — наклоны и кивание головы. Более-менее может контролировать свои руки. Хотя бы потому, что он чаще их видит! Ну а все то, что ниже, — корпус, ноги, для некоторых людей во время общения может вообще не существовать.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.021 с.) |