Тема: речь как средство воздействия и передачи информации. Прикладные знания и техники в тренинге. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: речь как средство воздействия и передачи информации. Прикладные знания и техники в тренинге.



Вопросы:

1.КАЛИБРОВКА ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ

Невербальная коммуникация

3. Приемы активизации и управления вниманием

4. Практика использования вопросов

5. Техники активного слушания

Литература: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издатель­ство «Речь», 2005. — 256 с.

Одну и ту же информацию можно по-разному представить че­ловеку, и она окажет различное воздействие на него. Формы и при­емы трансформации содержания и контекста хорошо описаны в книге Р. Бендлера и Д. Гриндера «Рефреминг». Мы не будем оста­навливаться на смысловом содержании речи, а лишь рассмотрим ее частные характеристики.

КАЛИБРОВКА ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ

В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словар­ный запас, то есть тот набор слов, которым он пользуется наибо­лее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые сло­вари различных людей — отличаются друг от друга.

Хотите лучше узнать человека? Послушайте, что и как он говорит.

В речи человека отражаются особенности его понимания окру­жающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербаль­ных знаков, — это Карта его Модели мира. Именно благодаря язы­ку и речи одному человеку достаточно произнести слово «стул», и другой человек поймет, что тот имел в виду, найдя в своей Модели мира и представив соответствующий объект. Но каждый человек уникален. Помните? Каждый человек имеет свое индивидуальное представление об окружающем мире в совокупности всех объек­тов, явлений и событий, а также слов, которыми он их называет.

В некоторых случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в вашей Модели мира, проверьте, это ли имел в виду человек. Соответствует ли ваше понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него данный человек. Иначе может получить­ся так, что в группе вы будете работать не с реальными ситуациями и проблемами участников, а с вашими соб­ственными галлюцинациями по этому поводу или с ва­шими возможными проблемами, которые могли бы воз­никнуть у ВАС, окажись ВЫ на месте данного человека.

ГОЛОС

Важным фактором, влияющим на восприятие вашей речи, яв­ляется то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь вырази­тельной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безли­ко и безразлично. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя.

Ваш голос — это средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до группы. Возможно, вы довольны своим голо­сом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит себя, в том числе и через воздушные каналы, соединяющие рот и уши'. Поэтому нередко человек, ко­торый впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сра­зу узнает его. Вы можете использовать ваш голос правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можете использовать его как инстру­мент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

Можно метафорично сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознатель­ное (характеристики голоса). Для слушателя порой более важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы говорим. Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достой­ное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека по­рой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достовер­но определять неискренность собеседника. При этом достаточно ин­формативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:

□ неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;

□ частое покашливание может интерпретироваться как лжи­вость, неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть просто бронхит!);

□ несоответствующий моменту или несоответственно выра­женный хохот однозначно интерпретируется как напряже­ние, отсутствие контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос, рассмотрим следующие характери­стики,

ТЕМП РЕЧИ

Это понятие включает: быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз.

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и не­рвозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приво­дит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь. Если вре­мени для изложения всей информации мало и вы пытаетесь ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего вы добьетесь, —это уменьше­ние в два раза степени ее понимания участниками. Однако слиш­ком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы по­теряете внимание и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим сло­вам превращаться в поучения.

Ведущий должен владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, со­держательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

ПАУЗА В РЕЧИ

Пауза (молчание) — очень важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Она позволяет не смешивать смыслы раз­личных слов и предложений, выполняя функцию разделительного буфера между ними. Иногда человек пытается скрыть свою неуве­ренность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится тороп­ливой, сумбурной и менее понятной.

Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом — это изюмин­ка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность.

Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума!

Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед тем, как начать говорить.

Пауза дает возможность группе подготовиться к восприятию, настраивает участников на внимательное слушание и дает вам воз­можность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения.

Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нуж­ный момент подчеркивает значение. Использование паузы в дан­ном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания.

В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

При смене содержания работы (переход к новому упражне­
нию, новой теме).

В данном случае пауза разделяет процедуры, не позволяет сме­шивать различные смыслы и содержание.

ГРОМКОСТЬ

У каждого человека есть способность изменять громкость свое­го голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознатель­но оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудито­рии и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. В зашумленной аудитории человек старается говорить громче. А так как шум и гам нередко сопровождают выполнение некоторых про­цедур в тренинге, то и ведущему группы приходится порой гово­рить громче. Следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но в то же время может со­здавать ощущение агрессивности. Поэтому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать громкость голоса. На подоб­ные случаи есть другие средства для привлечения внимания груп­пы, например хлопок в ладоши. В некоторых случаях можно ис­пользовать свисток. И если после использования свистка вы будете говорить чуть громче, чем шепотом, то вы получите желаемый ре­зультат. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо успоко­иться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.

ВЫСОТА ГОЛОСА

Высота голоса является важным элементом передачи психичес­кого состояния говорящего и способна вызвать такое же состоя­ние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверен­ность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, придайте более низкую высоту вашему голосу и замед­лите темп, и вы почувствуете себя увереннее.

ИНТОНАЦИЯ

Интонации — это, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выпол­няет та интонация, с которой вы произносите определенные сло­ва. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и по­могают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Речь становится более монотонной при подчеркивании формальной ситуации. Медленно поднимаю­щиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции — грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интонаций в речи.

Вы можете упражняться в произнесении одинаковых фраз с раз­личной интонацией, придавая им разный смысл. Например, по­тренируйтесь при помощи интонации передавать состояние заин­тересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ

Вы можете выделять некоторые участки своей речи, помечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воз­действие. Подобные смысловые ударения можно делать при по­мощи:

□ более медленного произнесения ключевых слов;
□ изменения громкости в момент их произнесения;

□ повышения или понижения интонации в процессе произ­ношения слова;

□ выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово. Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем если бы подчеркивали все слова, которые пишите.

 

    1. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Руки, ноги и голова

Когда ребенок рисует человека, он неизменно выделяет голову, тело, руки и ноги как его основные составляющие. В общении уча­ствуют все эти части. Если голова вашего партнера вам что-то го­ворит, это не значит, что все остальное тело при этом молчит. И ру­ки при этом пытаются что-то объяснить. И ноги что-то добавляют, особенно если человек сидит и они свободны от своих прямых обя­занностей. Даже если голова ничего не говорит, то все остальные части тела всегда рады пообщаться. Как предупреждал Зигмунд Фрейд: «Ибо имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться: ни один смертный не способен сохранить ниче­го в секрете. Если запечатаны его уста, проболтаются кончики паль­цев, и измена просочится даже хоть сквозь малейшие поры его тела».

Человек есть человек, с головы до пят.

Вы поговорили с человеком.

Вы поняли, что он вам говорил?

А вы поняли, что именно при этом вам объясняли его руки?

А что именно хотели добавить его ноги?

Если вы — это только ваша голова, то, возможно, рук и ног ва­шего партнера вы также не заметили, но ваше подсознание заме­тило. Подсознание человека, как правило, безошибочно считыва­ет невербальные сообщения собеседника. И хотя люди обычно воспринимают подобные невербальные сообщения лишь как смут­ные впечатления, источник которого они определить затрудняют­ся, тем не менее чаще склонны им доверять [24].

А вы заметили, что ВАШИ руки и ваши ноги при этом тоже не молчали? Они тоже успели что-то рассказать о ВАС вашему собе­седнику!

От подобной утечки информации и вы никогда не застрахованы.

Контроль человека над своим телом снижается сверху вниз. Он может более контролировать речь, менее — выражение лица, еще менее — наклоны и кивание головы. Более-менее может контро­лировать свои руки. Хотя бы потому, что он чаще их видит! Ну а все то, что ниже, — корпус, ноги, для некоторых людей во время об­щения может вообще не существовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.021 с.)