Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничения тренинговой работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В то же время существуют и ограничения тренинговой работы. Пожалуй, самым серьезным недостатком тренинга является разительное отличие его атмосферы от каждодневного взаимодействия с другими. Некоторые люди, разочаровавшись в возможности перенести нормы групповой работы в реальную жизнь, отказываются от последней в пользу перманентного пребывания на группах. Такие участники в процессе тренинговой работы постоянно делают открытия, их понимание сути своей проблемы все углубляется, но все эти откровения так и остаются в кругу группы. Тренинг становится для этих людей не средством к достижению цели, а самоцелью. Правда, в защиту групповой работы можно отметить, что подобная ситуация может сложиться и в результате индивидуальных встреч с психологом. Некоторые исследователи [31, 58] выделяют еще два ограничения тренинговой работы: 1. Атмосфера тренинга обусловлена нормами групповой работы и может способствовать конформности поведения участников. 2. На группе могут оказаться люди, которые в силу своих личностных особенностей не только сами не готовы решать свои проблемы, но и мешают делать это другим участникам. Думается, что данные ограничения имеют отношение не столько к сути групповой работы, сколько к возможностям тренера. Чем опытнее и профессиональнее ведущий группы, тем больше у него шансов использовать внештатную ситуацию на пользу каждого участника. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 ТЕМА: ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ТРЕНИНГЕ Вопросы: 1. Групповая дискуссия 2. Игровые методы 3. Методы, направленные па развитие социальной перцепции 4. Методы телесно-ориентированной психотерапии 5. Медитативные техники Литература: Вачков И.В. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
Групповая дискуссия Групповая дискуссия является основной формой воздействия на участников тренинга. Она выполняет сразу несколько функций: - облегчает самораскрытие участников; - позволяет каждому проявить свою компетентность, и тем самым почувствовать себя более комфортно на группе; - дает обильный материал для диагностики; - содействует сплочению группы; - дает основу для повышения уровня эмпатии в группе; - предоставляет возможность увидеть проблему с разных сторон и тем самым уменьшает сопротивление от введения новой информации; - разрешает скрытые конфликты между участниками и т.д. Но все это возможно только в том случае, если дискуссия проходит конструктивно. В качестве критериев, свидетельствующих о конструктивности дискуссии, исследователи [22, 39] выделяют следующие: - равноправие участников в высказывании мнений; - ощущение каждым демократической атмосферы; - активность всех участников; - удовлетворенность каждого от совместной работы и общения. И помочь дискуссии стать конструктивной должен тренер посредством введения правил общения и демонстрации их на собственном примере. Без дискуссии невозможно представить групповой процесс; иногда она возникает стихийно с первых минут тренинга, иногда она становится логическим продолжением игры, а в некоторых случаях ведущему приходится позаботиться о ее «запуске». Исходя из этого, можно выделить три основных типа дискуссии: - спонтанно возникающую; - завершающую ролевую игру; - специально заданную тренером. Спонтанно возникающая дискуссия – не структурирована, т.е. и тему для нее выбирают сами участники, и время их высказываний не ограничено. Она может «вспыхнуть» в любой момент тренинга (в том числе и самом его начале) и является большой ценностью для группового процесса. Основной задачей тренера в этом случае становится необходимость сделать эту дискуссию значимой для всех участников. Такую дискуссию, родившуюся из наболевших проблем одного участника, есть смысл закончить центрацией на чувствах данного человека. Возможно, он сам придет к какому-либо выводу; и тогда его можно спросить: «Что и когда ты планируешь теперь делать?» Если же участник после обрушившегося на него шквала мыслей пребывает в растерянности, то можно подытожить ситуацию словами: «Ты услышала много вариантов выхода из проблемы. У тебя есть время. Пусть все уляжется, и если ты захочешь, мы можем вернуться к этому разговору завтра». Опыт показывает, что, как правило, на следующий день, в процессе обсуждения актуальных ощущений участник сам поднимает эту тему. Дискуссия, завершающая ролевую игру, изначально организовывается самим тренером. После игрового процесса он просит каждого высказаться об увиденном и прочувствованном. В сработанной группе эта дискуссия может перерасти в спонтанную и не структурированную, если какой-нибудь вопрос задевает за живое хотя бы часть участников. Как следует тренеру реагировать на то, что дискуссия уводит участников от основного сценария? Безусловно, положительно. Ведь в тренинге «работает» только то, что вызывает заинтересованность. Нужно ли возвращаться в русло игры? Смотря по ситуации. В данном случае общая тема «Отработка навыков общения» логично перетекла в тему «Отработка ассертивного поведения». Дискуссия, специально заданная тренером, может быть тематической и проблемной. Тематическая дискуссия строится вокруг вопроса, значимого для всех участников, поэтому выбирать его следует, исходя из аудитории. Например: - в тренинге общения логична будет тема: «Каков он – гений коммуникабельности?»; - в тренинге семейных отношений – «Можно ли сохранить любовь в браке?»; - в педагогическом тренинге – «Чему на самом деле учит детей современная школа?»; - в тренинге для начинающих психологов – «В чем реально может помочь психолог?». Любая другая тема также будет хороша, если она отвечает двум требованиям: не имеет однозначного ответа и «задевает за живое» всех участников тренинга. Если дискуссия идет вяло, все поддакивают друг другу и говорят общие фразы, то тренер может попытаться спровоцировать группу, высказав крайнее мнение категоричным тоном. Но здесь важно не перестараться. Авторитет тренера среди членов группы достаточно высок, и чтобы его слова не оказались истиной в последней инстанции, надо вовремя передать эстафету другому участнику, даже если недовольство последнего словами тренера только едва наметилось на невербальном уровне. На чем следует завершить дискуссию такого типа? С одной стороны – на подъеме, чтобы она не провалилась в «болото», а с другой – надо дать возможность всем (в том числе и нерешительным участникам) высказать свое мнение. Опыт показывает, что нереализованное желание члена группы проявить свое «Я» ведет его, как правило, к усталости, неудовлетворенности и скрытой агрессии. На что следует обратить внимание при подведении итогов? Во-первых, есть смысл еще раз перечислить (с признанием авторства) разные взгляды. Во-вторых, если это не сделают сами участники, хорошо бы отметить широту разнообразия мнений, подчеркнув необходимость трепетного отношения к чужому уникальному миру. В-третьих, есть смысл заострить внимание на проблеме, что чаще мы слушаем другого не для того, чтобы услышать, а чтобы использовать чужие слова как трамплин к предъявлению собственного мнения. Опыт проведения тренингов показывает, что этот аспект проявляется практически на каждой группе. Также ведущий может почерпнуть из дискуссии массу материала для диагностики проблем участников, чтобы в дальнейшем повернуть тренинг в нужное русло. Этот материал обязательно проявится в дискуссии, т.к. спонтанность участников и их заинтересованность ослабляют их защитные механизмы. Понятно, что все эти четыре аспекта ведущий сможет выделить только в том случае, если будет предельно бдителен в течение всей дискуссии. Специально заданную тематическую дискуссию можно оживить, заранее распределив роли между участниками. Несмотря на то, что каждый из нас знает множество таких ролей и имеет представление о том, какие из них более эффективны в определенных ситуациях, мы очень редко в жизни пользуемся этим разнообразием. Стиль поведения, зародившийся еще в раннем детстве и давно переставший для многих быть наилучшим, загоняет нас в жесткие рамки. И если в спокойной обстановке мы еще худо-бедно можем поэкспериментировать над собой, то в острой ситуации большинство из нас используют крайне бедный арсенал. В задачу ролевой дискуссии входит опробование разных вариантов поведения и выбор наиболее эффективных из них. Существует несколько вариантов проведения такой дискуссии: в одних – роли распределяются открыто, в других – они скрыты от окружающих, а в третьих – от самих участников. Но главная цель всегда одна – обогатить репертуар участника новыми возможностями, и тем самым помочь ему стать более конструктивным в общении и решении проблем. Примером дискуссии с ролями, скрытыми для самих участников и открытыми для их партнеров, может служить упражнение «Узнай себя». Участники делятся на пары (в паре один – игрок, другой – наблюдатель), затем создают два круга: внутренний – из игроков, внешний - из наблюдателей. Последние получают от тренера таблички с названием ролей для своих игроков и в течение всей дискуссии держат их над головами своих напарников. Таким образом, роль оказывается скрытой только от своего автора; понять ее он должен из обращений к нему других участников дискуссии. Тему для общения задает тренер, учитывая интересы группы; а обсуждение строится по вопросам: «Как чувствовал себя в этой роли?», «Насколько она тебе подходит в реальной жизни?», «Какую роль хотел бы примерить?» и т. д. (Полностью игра-дискуссия приведена во 2 части пособия. Распределение ролей зависит от стадии развития группы. В начале ее работы, когда участники еще не раскрылись, - случайным образом (и тогда это упростит диагностику); в случае, когда участники уже проявили себя, но еще недостаточно «разогрелись», можно раздать каждому его роль, чтобы ее усугубление помогло перейти членам группы к осмыслению своих неосознанных выборов. Если же игра-дискуссия предполагает коррекцию, то есть смысл дать каждому роль, противоположную той, которая присуща ему в реальной жизни. И в любом случае стоит помнить, что эта дискуссия, как и любая другая (при правильном применении), способна дать гораздо больше, чем было запланировано. Суть проблемной дискуссии в том, что участники получают общее задание, которое они должны выполнить с учетом распределения всех голосов. На первом этапе члены группы задействуют свою логику. А затем дискуссия протекает по общим правилам. Критерий для выбора задачи один: отсутствие правильного ответа. Примером такого задания может послужить упражнение «Цыган и лошадь» [40]. Группе дается инструкция: «Вам надо решить следующую задачу: «Цыган купил лошадь за 6 тысяч рублей и через несколько месяцев продал ее за 7 тысяч. Год спустя он купил ту же лошадь за 8 тысяч и продал через некоторое время за 9 тысяч. Получил ли он прибыль? Если – да, то – сколько?». Сначала у вас будет 7 минут на принятие индивидуального решения. Потом вам надо согласовать свое мнение с мнением других. Задание будет считаться решенным, когда вам удастся придти к общему ответу.» На дискуссию отводится определенное время, а после нее обсуждение строится вокруг чувств участников в процессе поиска общего знаменателя; а также увязывания их ролей в этом действии с теми ролями, которые они выбирают в реальной жизни. Уместны будут вопросы: - Ты согласен с общим мнением? - Что тебе помешало настоять на своем? - Какие чувства ты испытывал, когда твое мнение игнорировали? - Твое мнение оказалось решающим. Как ты думаешь, какие чувства испытывали другие участники дискуссии? - Был ли другой выход из положения?... Поскольку во время обсуждения участники, как правило, все еще возбуждены, а зачастую и раздражены друг на друга, то ориентировать их надо не на критические замечания в адрес других, а на самодиагностику. Эффект от задания будет усилен, если происходящее будет записано на видео, или часть участников возьмет на себя роль зрителей. Задание такого типа дает прекрасную возможность проявить внутренние проблемы участников и скрытые конфликты в группе. Наиболее известный пример проблемной дискуссии – упражнение «Воздушный шар». На первом этапе действия участники закрывают глаза и включают воображение. Ведущий просит их последовательно представить, что они все вместе летят на воздушном шаре… шар начинает падать… впереди необитаемый остров… нужно срочно освободиться от лишних вещей, чтобы долететь до острова. На втором этапе каждый участник получает список вещей, находящихся в корзине шара и самостоятельно ранжирует их, на первое место ставя то, что необходимо выкинуть в первую очередь. На третьем этапе в течение 30 минут в результате дискуссии члены группы должны придти к общему мнению по данному вопросу. (Полное описание упражнения дано в третьей части пособия). В моей практике не было ни одного случая, чтобы в результате третьей части дискуссии все были удовлетворены. Более того, как правило, подавляющее число дискутирующих недовольно исходом, а в некоторых случаях группа так и не приходит к общему мнению. Наиболее провоцирующим является тот факт, что среди «вещей, подлежащих выкидыванию», находится большая собака. Для кого–то значимо, что она – большая, и ее вес угрожает жизни людей, для кого-то, что она – такое же живое существо. В студенческих и подростковых группах этот аспект нередко вызывает уже неигровые слезы, но и они далеко не всегда помогают перейти от игровой ситуации к реальным межличностным отношениям. Игровые методы Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.). Как минимум, игра несет в себе три функции: 1. Освобождающую. Являясь полем самовыражения, игра снимает оковы супер-эго и это позволяет человеку стать более спонтанным, раскованным, искренним, открытым. Она возрождает в нем ребенка с большой буквы. 2. Диагностическую. Человек в игре максимально проявляет свои способности, и это делает тренинг очень прогностичным; особая ценность игры в том, что диагностику со стороны она ненавязчиво превращает в самодиагностику. 3. Развивающую. Особое состояние человека в процессе игры позволяет ненасильственно внедрить новую информацию в его сознание и бессознательное, закрепить новые формы поведения и коммуникации, развить творческий потенциал индивида. По мнению исследователей [6, 35, 39, 47] игры в тренинге делятся на деловые и ролевые. Роль деловой игры в тренинге несколько снижена. Она применяется в решении организационно-производственных задач на предприятиях и в учреждениях. В ней большой упор делается на обучение в ущерб межличностным отношениям. Как правило, такая игра – самодостаточна, и вполне сама по себе справляется со своей задачей; а на тренинге деловую игру если и применяют, то в усеченном виде. Ролевая игра состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении [58]. Она используется во всех направлениях тренинга и центральное место занимает в психодраме. Основатели психодрамы подчеркивали, что в реальной жизни люди также постоянно играют свои роли, но делают это, как актеры в театре, подчиняясь не собственным потребностям, а фантазиям невидимого режиссера. В тренинговой же игре существует возможность: играя, работать над личными проблемами; и ключом, открывающим такой путь, является творческая спонтанность. Ролевая игра может быть базовой и ситуационной. Базовая ролевая игра может принимать на тренинге разные формы – от простого действия до их сложного набора, она не ограничивается пространством и целью. При этом, как и каждая игра, она опирается на определенный набор правил. Д. Киппер [25] в качестве основных правил, используемых на тренинге, выделяет следующие: - игра должна быть основана на конкретном описании, т.к. конкретность увеличивает выразительность и многозначность имеющихся данных; - разыгрывание поведения должно быть достоверным и подлинным; - при разыгрывании можно менять временные характеристики для фокусирования на отдельных процессах; - ролевая игра включает последовательность нескольких взаимосвязанных эпизодов. Основателями психодрамы были разработаны специфические техники, позволяющие сделать базовую игру более эффективной. В качестве основных из них Д. Киппер [25] выделяет: 1. Самопрезентацию (изображение себя или кого-либо очень важного через серию коротких ролевых действий). 2. Исполнение роли (акт принятия роли кого-то или чего-то другого). 3. Диалог (выражение взаимоотношений между реальными людьми в ролевой игре). 4. Монолог (выражение скрытых мыслей и чувств). 5. Дублирование (повторение и усиление роли основного участника в попытке стать его психологическим двойником). 6. Реплики в сторону (раскрытие внутренних мыслей во время исполнения роли). 7. Обмен ролями (исполнение основным участником чужой роли). 8. Технику «пустого стула» (взаимодействие с воображаемым кем-то или чем-то, представленным пустым стулом). 9. Зеркало (наблюдение основного участника за собственным процессом, разыгрываемым другими людьми). Ситуационная ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание участниками заданной проблемной ситуации [6]. Ее целью является удовлетворение потребностей, возникающих в ходе работы. Например, целями игры «Мафия» (ее описание дано во второй части пособия), в зависимости от ситуации, могут стать: проявление скрытых конфликтов в группе, отработка невербальных навыков общения, развитие интуиции, воображение и способности к идентификации себя с другими, углубление сенсорной проницательности и т.д. Это «ударение на определенном акценте» делается не в процессе игры (она идет по своим законам), а во время обсуждения. Но особая прелесть ситуационной игры в том, что погружение в нее несет совершенно неизведанные возможности, совершенно не запланированные тренером. Например, игра, направленная на диагностику коммуникативных навыков, может неожиданно стать мощным коррекционным инструментом; и для тренера очень важно не пропустить такие моменты. В поведенческих тренингах используется еще одна функция игры – обучающая. Сначала тренер вместе с участниками выявляет навыки, необходимые для преодоления личностной проблемы, а затем эти навыки отрабатываются в ролевой игре. Примером может служить упражнение «Игра в туман». Его применяют тогда, когда человеку трудно справиться с критикой со стороны других людей. Игра учит: для того, чтобы стойко себя вести в ситуации критики, не теряясь и не превращая ее в поле битвы, нужно согласиться: - с правдой, указываемой другими в процессе критики; - с возможной правдой; - с общей правдой в логических утверждениях. При этом нельзя отрицать чужие слова, защищаться и контратаковать. Участники выслушивают правила, затем разыгрывают ситуацию и обсуждают свои чувства; наблюдатели дают обратную связь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.10 (0.011 с.) |